Дело № 2-595/2011г о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Седельниково 28 декабря 2011 года

Седельниковский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Ренгольд Л.В.,

при секретаре Сабаевой Н.А.,

с участием заявителя Коршуковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-595/2011 по заявлению Коршуковой Т.Н. о признании незаконным бездействия Администрации Седельниковского муниципального района Омской области, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Коршукова Т.Н. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Седельниковского муниципального района Омской области по непредставлению ей мер социальной поддержки за период с 01.01.2009 г. по 22.12.2011 г. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и электроэнергии для освещения жилого помещения, обязании Администрации Седельниковского муниципального района Омской области предоставить ей меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, за указанный период, указав в обоснование заявленных требований, что работает в МУЗ «Седельниковская ЦРБ» с 1984 г. по настоящее время в должности медицинской сестры. Плату за отопление и потребляемую электроэнергию для освещения занимаемого ею жилого помещения с 01.01.2009 г. по 22.12.2011 г. она осуществляет самостоятельно. До 31.12.2008 г. предоставление средств на компенсацию льгот по оплате отопления жилой площади и оплате электроэнергии для освещения жилого помещения осуществлялось путем перечисления денежной компенсации на её расчетный счет. С 2009 г. указанные выплаты прекратились. В 2011 г. из средств массовой информации она узнала о том, что компенсации медицинским работникам должны выплачиваться, поэтому обратилась в суд. Считает, что её право на получение данной компенсации нарушено.

В судебном заседании Коршукова Т.Н. поддержала заявленные требования по изложенным в заявлении доводам, и дополнила, что в период с апреля по сентябрь 2009 г. она пользовалась субсидией на оплату жилья и коммунальных услуг, за период с 01.01.2009 г. по 01.04. 2009 г. и с октября 2009 г. по настоящее время субсидией или другими мерами социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, на оплату твердого топлива она и члены ее семьи не пользовались. Непредоставление Администрацией Седельниковского муниципального района мер социальной поддержки нарушает её права и интересы.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Администрации Седельниковского муниципального района Омской области по доверенности Силявина Н.П. не явилась, направила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Согласно возражения, администрации Седельниковского муниципального района Омской области от 26.12.2011 г. № 1587, на заявление о предоставлении мер социальной поддержки медицинскому работнику просит отказать Коршуковой Т.Н. в заявленных требованиях в связи с отсутствием правовых оснований для обязания Администрации Седельниковского муниципального района осуществлять предоставление социальной поддержки работникам муниципального медицинского учреждения. Полномочия муниципального района закреплены в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 Закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений к вопросам местного значения муниципального района статьей 15 Закона не отнесено. В случае если полномочия органов местного самоуправления не отнесены законом № 131 - ФЗ к вопросам местного значения, но установлены иными федеральными законами, такие полномочия являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми Российской Федерации для осуществления органам местного самоуправления. Соответствующее положение федерального закона, устанавливающее передачу необходимых материальных ресурсов, определяющее размер субвенций на осуществление государственных полномочий Российской Федерации по социальной поддержке работников муниципальных учреждений, а также нормы федеральных законов о федеральном бюджете на 2009, 2010, 2011 годы, вводящие в действие такие положения, в настоящее время отсутствуют. Пока соответствующие государственные полномочия Российской Федерации не будут переданы и обеспечены в установленном федеральным законодательством порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на Администрацию Седельниковского муниципального района. Производство по делу в части оспаривания бездействия по установлению мер социальной поддержки медицинских работников, а также об обязании установления таких мер подлежит прекращению. В соответствии с п.2 ст.7 Закона № 131-ФЗ органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ. Порядок предоставления мер социальной поддержки для медицинских работников определен на уровне субъекта РФ в статьях 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Но ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 г. «Об областном бюджете на 2011 год» действие статей 36, 37 приостановлено. Аналогичная ситуация была в 2009, 2010 годах. Действия по обеспечению мер социальной поддержки работников муниципальных медицинских учреждений не могут быть осуществлены вне нормативного регулирования.

Представитель заинтересованного лица МУЗ «Седельниковская ЦРБ» в судебное заседание не явился, направил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Омской области по доверенности Карасикова С.Г. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно отзыва на заявление № 10-1-08, заявленные требования Коршуковой Т.Н. удовлетворению не подлежат в связи с истечением срока давности обращения в суд с заявлением, в связи с тем, что Коршукова Т.Н., зная с 2009 г. о прекращении ей предоставления льготы по оплате коммунальных услуг, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ в течение трех месяцев не обратилась в суд с заявлением. Основным нормативным правовым актом, определяющим компетенцию органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 Закона № 131-ФЗ, является исчерпывающим, и не подлежит расширительному толкованию. Согласно указанной статье Закона № 131-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Согласно части 2 статьи 15.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств местных бюджетов на осуществление государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также иных полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На основании изложенного, правовые основания для обязания Администрации района осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют. При этом пунктом 12 статьи 85 Закона № 131-ФЗ установлено, что до приведения иных федеральных законов в соответствие с положениями Закона № 131-Ф3 указанные федеральные законы действуют в части, не противоречащей указанному Закону. Согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ с 1 января 2005 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем публичным образованиям, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение за счет средств соответствующего местного бюджета Омской области не установлены, следовательно, и объем льгот не может быть определен. По смыслу ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности. Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан устанавливает меры социальной поддержки рассматриваемой категории граждан, которые могут быть предоставлены из областного бюджета. При этом установленные Кодексом меры в отношении работников муниципальных учреждений здравоохранения Омской области являются не основными, а дополнительными, условия и порядок их предоставления (в том числе финансирование) устанавливаются субъектом РФ - Омской областью добровольно, исходя из его финансовых возможностей. Подп. 2 п. 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2009 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год» с 1 января по 31 декабря 2009 года, подп. 2 п. 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 года № 1219-03 «Об областном бюджете на 2010 год» с 1 января по 31 декабря 2010 года, подп. 2 п.1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 года № 1313-03 «Об областном бюджете на 2011 год» с 1 января по 31 декабря 2011 года приостановлено действие статей 36, 37 Кодекса. Указанное приостановление означает, что у субъекта РФ - Омская область отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан. Таким образом, ссылки Коршуковой Т.Н. на Кодекс в качестве основания для предоставления льгот и установления их размера работникам муниципальных учреждений здравоохранения Омской области является несостоятельной. Кодекс, являясь нормативным правовым актом Омской области, не устанавливает расходные обязательства муниципальных образований Омской области. Коршукова Т.Н. не доказала, что ранее получала меры социальной поддержки; доказательств получения льгот, а также их размера не предоставлено. Недостаточность собственных источников доходов на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством из федерального бюджета бюджетам иного территориального уровня в целях надлежащего исполнения последними установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. На основании изложенного полагает, что размер компенсации расходов по оплате отопления и освещения медицинским работникам может быть взыскан с Российской Федерации за счет средств бюджета Российской Федерации.

Выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно копии трудовой книжки ( л.д. 13) Коршукова Т.Н. работает в МУЗ «Седельниковская ЦРБ» с 02.08. 1984 г. по настоящее время в должности медицинской сестры.

Согласно справки администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района от 22.12.2011 г. № 3751 ( л.д. 8), Коршукова Т.Н. проживает совместно с мужем К.А.В. и сыном К.В.А. ( ДД.ММ.ГГГГ г.р.) по адресу: <адрес>, в доме с печным отоплением. Согласно справки администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района от 27.12.2011 г. , Коршукова Т.Н. проживала в период с января 2009 г. по 23.01.2010 г. по адресу: <адрес>, в квартире с центральным отоплением.

Справкой МУЗ «Седельниковская ЦРБ» от 12.12.2011 г. (л.д.15) подтверждается право Коршуковой Т.Н. на меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.

Справкой МУЗ «Седельниковская ЦРБ» от 13.12.2011 г. (л.д.14) подтверждается, что Коршукова Т.Н. льготы по коммунальным платежам выплачены по декабрь 2008 г., в 2009 – 2011 годах льготы по коммунальным платежам не предоставлялись из-за отсутствия финансирования на коммунальные услуги работникам здравоохранения.

Согласно справок <данные изъяты> от 22.12.2011 г. ( л.д.17) и ( л.д.18) К.А.В. в 2009-2011 гг. не пользовался субсидией на коммунальные услуги и оплату жилья, мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья, Коршукова Т.Н. в период с 01.01.2009 г. по 01.04.2009г. и с 01.10.2009 г. по 30.11.2011 г. не пользовалась субсидией на коммунальные услуги и оплату жилья, мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья. С 01.04.2009 г. по 30.09.2009 г. Коршукова Т.Н. пользовалась субсидией на оплату жилья и коммунальных услуг, назначенная сумма составила: апрель 2009 г. – **** руб.; май 2009 г. – **** руб.; июнь 2009 г.- **** руб.; июль 2009 г. – **** руб.; август 2009 г. - **** руб.; сентябрь 2009 г.- **** руб.

Согласно ч.1 ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Таким образом, при оказании заявителю мер социальной поддержки в виде права на оплату электроэнергии жилого помещения и по оплате отопления жилой площади в период с 01.04.2009 г. по 30.09.2009 г. следует учитывать предоставление ей субсидии, размер которой не полностью покрывает произведенные затраты, в связи с чем ею не утрачивается право на получение указанных мер социальной поддержки, но должны быть учтены реально произведенные ею затраты.

Факт оплаты отопления жилого помещения- квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, подтверждается представленными квитанциями, факт приобретения угля для отопления жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждается представленной накладной. Факт оплаты за используемую электроэнергию подтверждается справкой по оплаченным показаниям, выданной <данные изъяты> за период с декабря 2008 г. по ноябрь 2011 г.

Из копии Устава муниципального учреждения здравоохранения «Седельниковская центральная районная больница», утверждённого распоряжением главы Седельниковского муниципального района Омской области от 22.10.2009 г. № 359, следует, что МУЗ «Седельниковская ЦРБ» является правопреемником «СЦРБ»; учредителем учреждения является Седельниковский муниципальный район Омской области, полномочия которого осуществляет администрация Седельниковского муниципального района Омской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005 г., врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и посёлках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Указанная норма была предусмотрена статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г., в которой было указано, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки для различных категорий граждан, в том числе медицинских работников, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации - органами государственной власти субъекта, муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31декабря 2004года.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 г. № 383-О-П закрепленное в пункте 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и статьи 153 данного Федерального закона - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими и проживающими в сельской местности и поселках городского типа медицинскими работниками организаций здравоохранения на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. В целях недопущения ущемления социальных прав медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного самоуправления обязаны осуществить надлежащее правовое регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения) с учетом требований Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

Отсутствие в законодательно закрепленном перечне вопросов местного значения муниципального района ( в ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ) вопроса о социальной поддержке медицинских работников не свидетельствует об отсутствии одноименных государственных полномочий органа местного самоуправления, в связи с этим доводы представителей Администрации Седельниковского муниципального района и Министерства финансов Омской области о том, что органы местного самоуправления муниципального района не наделены полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений здравоохранения, не может быть принят судом во внимание в связи с противоречие указанным нормам законодательства.

Согласно ст. 36 Закона Омской области от 04 июля 2008 г. № 1064-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности медицинских работников государственных и муниципальных учреждений Омской области, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени, и неработающих пенсионеров, уволенных в связи с выходом на пенсию из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Омской, имеющих общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшихся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг:

- компенсация расходов на оплату отопления: - при наличии приборов учета - фактически понесенных расходов, но не более расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг; - при отсутствии приборов учета - расходов, рассчитанных исходя из утвержденных в установленном законодательством порядке нормативов потребления коммунальных услуг;

- установленная настоящим подпунктом компенсация во всех случаях предоставляется в пределах общей площади жилого помещения, приходящейся на работника (неработающего пенсионера), рассчитанной путем деления фактической общей площади жилого помещения на количество проживающих в нем лиц, но не более 18 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из трех и более человек, 21 кв.м общей площади жилого помещения на работника (неработающего пенсионера), проживающего в семье из двух человек, 33 кв.м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего работника (неработающего пенсионера);

- компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения работника (неработающего пенсионера), из расчета 123 кВт/час в год на работника (неработающего пенсионера).

Согласно п.п. 3,4 ст. 37 указанного Кодекса Омской области, Омская область передаёт на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Согласно информации председателя КФК администрации Седельниковского муниципального района Силявиной Н.П. об исполнении бюджета МУЗ «Седельниковская ЦРБ» за 2009-2011 гг. пособия по социальной помощи населению (предоставление льгот специалистам по оплате коммунальных услуг) в бюджете не предусматривались, как за счет средств областного, так и за счет средств местного бюджета

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. № 1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год», подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 г. № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г. и с 01 января по 31 декабря 2011 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

Но согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации применительно к федеральным законам о федеральном бюджете в постановлении от 23.04.2004 г. № 9-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним, федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов; как таковой он не порождает и не отменяет прав и обязательств и потому не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, в том числе федеральных законов о налогах, а также материальных законов, затрагивающих расходы Российской Федерации, и тем более - лишать их юридической силы.

Установление законом Омской области мер социальной поддержки работников расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения и их финансирование за счет средств областного бюджета ввиду приостановления действия Закона Омской области в части, касающейся мер социальной поддержки указанной категории граждан, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения установленной федеральным законом обязанности.

Согласно пункта 5 ст. 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в местных бюджетах, которые имеются в каждом муниципальном образовании, раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счёт указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

В соответствии с правовой позицией, неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, недопустимо внесение произвольных изменений в действующую систему норм, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав и их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано; и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Доводы представителя Администрации Седельниковского муниципального района об отсутствии соответствующего правового регулирования на уровне муниципального района, суд находит несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства не должны нарушать прав граждан указанной категории.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 № 12-П и от 15.05.2006 № 5-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки указанной категории граждан, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня. В случае непредоставления органу местного самоуправления из федерального бюджета либо бюджета субъекта федерации средств для возмещения расходов на оказание услуг льготным категориям граждан, взыскание таких расходов производится в судебном порядке с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации либо с субъекта федерации (в случае выделения таких средств субъекту федерации).

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

В связи с отсутствием нормативного правового акта Седельниковского муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, суд считает возможным исходить из объема таких мер, предоставлявшихся гражданам по состоянию на 31.12.2004 г., и обязанности соответствующих органов местного самоуправления при установлении новых размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций обеспечить сохранение прежнего уровня социальной защищённости указанных категорий граждан.

В связи с тем, что решение вопросов социальной поддержки медицинских работников входит в компетенцию властных структур, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, в том числе Администрации Седельниковского муниципального района Омской области, в Уставе Седельниковского муниципального района Омской области, принятом решением районного Совета Седельниковского муниципального образования Омской области от14июня 2005г. №51, не предусмотрено мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения, и отсутствуют какие-либо доказательства о предпринятых либо предпринимаемых Администрацией Седельниковского муниципального района мерах по решению указанного вопроса, заявленные требования Коршуковой Т.Н. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Нарушение прав заявителя Колршуковой Т.Н. на получение мер социальной поддержки носит длящийся характер, в связи с этим ссылка представителя Министерства финансов Омской области на пропуск трехмесячного срока на обращение с заявлением суд является несостоятельной.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Из чека – ордера от 22.12.2011 г. ( л.д. 5 ) усматривается, что Коршуковой Т.Н. уплачено за подачу заявления в суд *** рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявленные требования Коршуковой Т.Н. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Седельниковского муниципального района Омской области по непредоставлению Коршуковой Т.Н. мер социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения и электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, в период с 01.01.2009 г. по 22.12.2011 г.

Обязать Администрацию Седельниковского муниципального района Омской области предоставить медицинскому работнику МУЗ «Седельниковская ЦРБ» Коршуковой Т.Н. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилого помещения и электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, за период с 01.01.2009 года по 22.12.2011 года, с учетом предоставления ей субсидии в период с 01.04.2009 г. по 30.09.2009 г., в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации Седельниковского муниципального района Омской области в пользу Коршуковой Т.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере **** рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы в Седельниковский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента вынесения его в окончательной форме.

Председательствующий Ренгольд Л.В.

Решение вступило в законную силу 22 февраля 2012г.