Дело № 2-545/2011г о предоставлении м ер социальной поддержки работнику культуры.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Седельниково 28 декабря 2011 года

Седельниковский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Ренгольд Л.В.,

при секретаре Сабаевой Н.А.,

с участием истца Пушко Е.А.,

представителей ответчика– администрации Седельниковского муниципального района Омской области Репиной Л.Н., Силявиной Н.П., представителя третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика – представителя Комитета по культуре администрации Седельниковского муниципального района Омской области Михайлициной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-545/2011 по иску Пушко Е.А. к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области о предоставлении мер социальной поддержки работнику культуры,

Установил:

Пушко Е.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Седельниковского муниципального района Омской области по непредставлению ей мер социальной поддержки за период 2009 - 2011 г.г. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, и электроэнергии для освещения жилого помещения, обязании Администрации Седельниковского муниципального района Омской области предоставить ей меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии, и электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, за указанный период, указав в обоснование заявленных требований, что работала в муниципальных учреждениях культуры с 1956 г. по 1992 г. С 1972 г. до выхода в 1992 г. на пенсию работала в Седельниковской центральной библиотеке в должности старшего библиотекаря детского отделения. В период работы и в первые годы после выхода на пенсию ей предоставлялись льготы по оплате коммунальных услуг. В 2006 г. и в период 2009- 2011 годов компенсация льгот по оплате отопления жилой площади и оплате электроэнергии для освещения жилого помещения ей не предоставлялась.

В судебном заседании истец Пушко Е.А. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении доводам, и уточнила, что просит обязать Администрацию Седельниковского муниципального района Омской области предоставить ей меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения, за период с 01.01.2009 г. по 28.12.2011 г. Плату за отопление и потребляемую электроэнергию для освещения занимаемого ею жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, за указанны период она осуществляла самостоятельно. Отопление в доме печное. За период с 01.01.2009 г. по настоящее время другими мерами социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, на оплату твердого топлива она не пользовалась.

В судебном заседании представитель ответчика - Администрации Седельниковского муниципального района Омской области по доверенности Репина Л.Н. исковые требования не признала по изложенным в отзыве доводам.

Согласно отзыва на заявление о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления № 1609 от 28.12.2011г., администрация Седельниковского муниципального района Омской области просит отказать Пушко Е.А. в исковых требованиях в связи с отсутствием правовых оснований для обязания Администрации Седельниковского муниципального района осуществлять предоставление социальной поддержки работникам муниципальных учреждений культуры. Полномочия муниципального района закреплены в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 Закона, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных учреждений культуры к вопросам местного значения муниципального района статьей 15 Закона не отнесено. В случае если полномочия органов местного самоуправления не отнесены законом № 131 - ФЗ к вопросам местного значения, но установлены иными федеральными законами, такие полномочия являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми Российской Федерации для осуществления органам местного самоуправления. Соответствующее положение федерального закона, устанавливающее передачу необходимых материальных ресурсов, определяющее размер субвенций на осуществление государственных полномочий Российской Федерации по социальной поддержке работников муниципальных учреждений, а также нормы федеральных законов о федеральном бюджете на 2009, 2010, 2011 годы, вводящие в действие такие положения, в настоящее время отсутствуют. Пока соответствующие государственные полномочия Российской Федерации не будут переданы и обеспечены в установленном федеральным законодательством порядке, обязанность по их финансированию не может быть возложена на Администрацию Седельниковского муниципального района. Производство по делу в части оспаривания бездействия по установлению мер социальной поддержки работников культуры, а также об обязании установления таких мер подлежит прекращению. В соответствии с п.2 ст.7 Закона № 131-ФЗ органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ. Порядок предоставления мер социальной поддержки для работников культуры определен на уровне субъекта РФ в статьях 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан». Но ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 г. «Об областном бюджете на 2011 год» действие статей 36, 37 приостановлено. Аналогичная ситуация была в 2009, 2010 годах. Действия по обеспечению мер социальной поддержки работников муниципальных учреждений культуры не могут быть осуществлены вне нормативного регулирования. Акты, устанавливающие меры социальной поддержки работников культуры, на федеральном уровне отсутствуют.

В судебном заседании представитель ответчика-Администрации Седельниковского муниципального района Омской области по доверенности Силявина Н.П. исковые требования не признала по изложенным представителем заинтересованного лица Администрации Седельниковского муниципального района Омской области Репиной Л.Н. доводам.

В судебном заседании представитель третьего лица без самостоятельных требований на стороне ответчика - руководитель Комитета по культуре администрации Седельниковского муниципального района Омской области Михайлицина Н.В., возражая против исковых требований, пояснила, что акты, устанавливающие меры социальной поддержки работников культуры, на федеральном уровне и на уровне муниципального района отсутствуют. Действие статей 36, 37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» приостановлено.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Омской области по доверенности Карасикова С.Г. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно отзыва на заявление № 10-1-08, исковые требования Пушко Е.А. удовлетворению не подлежат в связи с истечением срока давности обращения в суд с заявлением, в связи с тем, что Пушко Е.А., зная с 2009 г. о прекращении ей предоставления льготы по оплате коммунальных услуг, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ в течение трех месяцев не обратилась в суд с заявлением. Основным нормативным правовым актом, определяющим компетенцию органов местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьей 15 Закона № 131-ФЗ, является исчерпывающим, и не подлежит расширительному толкованию. Согласно указанной статье Закона № 131-ФЗ решение вопросов социальной поддержки работников муниципальных учреждений культуры не отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Согласно части 2 статьи 15.1 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств местных бюджетов на осуществление государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также иных полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На основании изложенного, правовые основания для обязания Администрации района осуществлять предоставление социальной поддержки работникам муниципальных учреждений культуры отсутствуют. При этом пунктом 12 статьи 85 Закона № 131-ФЗ установлено, что до приведения иных федеральных законов в соответствие с положениями Закона № 131-Ф3 указанные федеральные законы действуют в части, не противоречащей указанному Закону. Согласно абзацу 6 ст.55 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. ( в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.), специалистам организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, предоставлялись льготы в виде права на бесплатные квартиры с отплением и освещением, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса. Согласно подпункта 26 статьи 52 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2005 года льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение работникам учреждений культуры, расположенных в сельской местности,отменены. За счет средств соответствующего местного бюджета Омской области указанные льготы не установлены, следовательно, и объем льгот не может быть определен. По смыслу ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности. Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан устанавливает меры социальной поддержки рассматриваемой категории граждан, которые могут быть предоставлены из областного бюджета. При этом установленные Кодексом меры в отношении работников муниципальных учреждений культуры Омской области являются не основными, а дополнительными, условия и порядок их предоставления (в том числе финансирование) устанавливаются субъектом РФ - Омской областью добровольно, исходя из его финансовых возможностей. Подп. 2 п. 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2009 года № 1093-03 «Об областном бюджете на 2009 год» с 1 января по 31 декабря 2009 года, подп. 2 п. 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 года № 1219-03 «Об областном бюджете на 2010 год» с 1 января по 31 декабря 2010 года, подп. 2 п.1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 года № 1313-03 «Об областном бюджете на 2011 год» с 1 января по 31 декабря 2011 года приостановлено действие статей 36, 37 Кодекса. Указанное приостановление означает, что у субъекта РФ - Омская область отсутствует возможность финансирования добровольно принятых на себя обязательств по дополнительному установлению мер социальной поддержки рассматриваемой категории граждан. Таким образом, ссылки заявителя на Кодекс в качестве основания для предоставления льгот и установления их размера работникам муниципальных учреждений культуры Омской области является несостоятельной. Кодекс, являясь нормативным правовым актом Омской области, не устанавливает расходные обязательства муниципальных образований Омской области.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Министерства культуры Омской области не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Согласно отзыва считает действия администрации Седельниковского муниципального района законными, так как действие статей 36,37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», устанавливающих меры социальной поддержки работников культуры, приостановлено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно копии трудовой книжки Пушко Е.А. работала в Седельниковском отделе культуры с 27.08.1956 г. в должности заведующей Тимофеевским сельским клубом; 16.02.1957 г. переведена на должность заведующей Денисовской сельской библиотекой; 30.07.1962 г. переведена в Тарский отдел культуры в связи с упразднением района; 02.04.1964 г. переведена в Седельниковский отдел культуры зав. Денисовской библиотекой; 02.01.1968 г. переведена на должность инспектора районного отдела культуры; 03.09.1968 г. переведена библиотекарем районной библиотеки; 01.10.1978 г. переведена на должность старшего библиотекаря детского отделения Седельниковской ЦБС; 11.03.1992 г. уволена с занимаемой должности в связи с уходом на пенсию и сокращением штата ( л.д.10-12).

Согласно справки администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> муниципального района от 03.11.2011 г. № 3204 Пушко Е.А. проживает по адресу: <адрес>, в доме с печным отоплением (л.д. 9).

Согласно справкам <данные изъяты> от 07.12.2011 г. и от 27.12.2011 г. Пушко Е.А. пользовалась субсидией на коммунальные услуги и оплату жилья, мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и содержанию жилья в период : январь, февраль, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2009 г., апрель – сентябрь 2010г.

Справкой <данные изъяты> от 27.12.2011 г. подтверждается, что Пушко Е.А. пользовалась льготами по коммунальным услугам в 2005, 2007, 2008 годах. За период 2006 г. льготы не предоставлялись по причине отсутствие необходимого пакета документов.

Согласно справки <данные изъяты> от 12.12.2011 г. , работникам учреждений культуры района предоставлялись меры социальной поддержки предоставлялись на основании Постановления Правительства Омской области от 18.05.2005 г. -п, с 2006 по 2008 г. на основании Закона Омской области от 07.12.2006 г. . С 2009г. по 2011 г. льготы по коммунальным платежам не выплачивались из-за отсутствия финансирования.

Факт оплаты за электроэнергию и факт приобретения дров для отопления жилого дома подтверждается представленными квитанциями, справкой сельпо «Седельниковское».

Из копии Устава муниципального учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области «Седельниковская межпоселенческая центральная библиотека» следует, что учредителем указанного учреждения является Седельниковский муниципальный район Омской области, полномочия которого осуществляет администрация Седельниковского муниципального района Омской области.

Согласно абзацу 6 ст.55 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 г. ( в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.), специалистам организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, предоставлялись льготы в виде права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса. Согласно подпункта 26 статьи 52 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2005 года льготы по оплате коммунальных услуг за отопление и освещение работникам учреждений культуры, расположенных в сельской местности, отменены.

Указанная норма была предусмотрена также статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г., в которой было указано, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Статья 8 Закона РСФСР от 21.12.1990 г. № 438 -1 "О социальном развитии села", предусматривающая меры социальной поддержки, в том числе и для работников культуры, также утратила силу с 01.03.2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г.

На федеральном уровне какой -либо иной нормативный акт, предусматривающий меры социальной поддержки для работников культуры, не принят.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.

На основании ст.26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений устанавливающих указанное право. При этом финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности.

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 16 Закона Омской области от 24.11.2008 г. № 1093-ОЗ «Об областном бюджете на 2009 год» действие статей 36, 37 Закона Омской области от 04 июля 2008 г. № 1064-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», предусматривающих предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в соответствии с трудовым договором (за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения и культуры Омской области, и неработающим пенсионерам, уволенным в связи с выходом на пенсию из муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, имеющим общий трудовой стаж в указанных учреждениях не менее 10 лет и пользовавшимся в соответствии с федеральным и областным законодательством при выходе на пенсию мерами социальной поддержки (в том числе льготами) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и передачу указанных полномочий органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области - приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года. Подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 29.12.2009 г. № 1219-ОЗ «Об областном бюджете на 2010 год», подпунктом 2 пункта 1 ст. 15 Закона Омской области от 09.12.2010 г. № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», действие статей 36, 37 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2010 г. и с 01 января по 31 декабря 2011 г., за исключением положений по предоставлению мер социальной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения Омской области.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами.

В данном случае обязанность по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений культуры нормативными правовыми и иными актами на администрацию Седельниковского муниципального района не возложена.

Нормативный правовой акт Седельниковского муниципального района, устанавливающий меры социальной поддержки указанной категории граждан, также не принят.

В связи с изложенным, исковые требования Пушко Е.А. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В исковых требованиях Пушко Е.А. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы в Седельниковский районный суд Омской области в течение 10 дней с момента вынесения его в окончательной форме.

Председательствующий Ренгольд Л.В.

Решение вступило в законную силу 22 февраля 2012г.