Дело № 2-302/2012 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Седельниково 17 июля 2012 года

Седельниковский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Ренгольд Л.В.,

при секретаре Сабаевой Н.А.,

с участием истца Махониной М. И., представителя истца Кужелевой Е.Н., третьего лица без самостоятельных требований на стороне истца Махонина И.Н., представителей ответчика Администрации Седельниковского муниципального района Омской области Репиной Л.Н., Репиной Н.А., Агейченко Б.В., представителя третьего лица без самостоятельных требований Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Рудометовой Т.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-302/2012 г. по иску Махониной М.И. к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Махонина М.И., действуя за себя и в интересах своих несовершеннолетних детей М.М.И. и М.П.И., обратилась в суд с иском к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области о признании права общей долевой собственности в порядке приватизации на жилое помещение. В обоснование исковых требований указала, что она является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В данной квартире она зарегистрирована с 10.03.2007 г., а фактически стала проживать с сентября 2006 г. Вместе с ней проживает ее муж Махонин И.Н., и несовершеннолетние дети М.М.И. и М.П.И. Указанная квартира была предоставлена ей Администрацией Седельниковского муниципального района Омской области, так как она состояла на очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении с 2005 года. Вселение в жилой дом по ул.<адрес> проводилось в торжественной обстановке в присутствии должностных лиц на придомовой территории около дома. Будущие жильцы после осмотра своих квартир стали вселяться в удобные для них дни. После официального вселения в квартиру с ней был заключен договор найма служебного жилого помещения от 18.12.2006 г., затем с ней был перезаключен договор найма служебного жилого помещения от 08.02.2011 г., затем 11.07.2011 г. было заключено дополнительное соглашение к договору найма служебного жилого помещения от 08.02.2011 г. в связи с вселением дочери П. родившейся в ДД.ММ.ГГГГ г., Считает, что квартира, в которой она проживает, не является служебной, так как в разделе всех заключенных с ней договоров найма служебного жилого помещения в разделе "Предмет договора" не указано, что им предоставляется именно "Служебное" жилое помещение. В пункте 1 указанного Договора указано, что Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности Седельниковского муниципального района Омской области, для временного проживания в нем. В пункте 2 Договора от 18.12.2006 г., указано, что жилое помещение предоставляется ей в связи с работой в поликлинике врач терапевт участковый, а в договоре от 08.02.2011г. указано, что в связи с работой в МУЗ "<данные изъяты>" <данные изъяты> муниципального района. В пункте 5 Договора от 18.12.2006 г., указано, что данный Договор заключается на время трудовых отношений, а в Договоре от 08.02.2011г. указано, что на время трудовых отношений Нанимателя с МУЗ "<данные изъяты>"<данные изъяты> муниципального района Омской области. Но в настоящее время она состоит в трудовых отношениях с <данные изъяты>", которая является собственностью Омской области, а не собственностью Седельниковского муниципального района. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, имеются лишь сведения о регистрации всего жилого дома по <адрес>. Служебное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости. Считают, что их жилищные права в части приватизации жилого помещения нарушаются Администрацией Седельниковского муниципального района Омской области незаконно. Просит также взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы в виде оплаты государственной пошлины и расходы на оплату услуг представителя.

В судебном заседании истец Махонина М.И. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, и дополнила, что она подавала заявление о принятии ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Право бесплатной приватизации жилого помещения ее муж уже использовал, а она использовала в несовершеннолетнем возрасте.

В судебном заседании третье лицо без самостоятельных требований на стороне истца Махонин И.Н. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, и дополнил, что он уже использовал право бесплатной приватизации жилого помещения, не возражает, чтобы Махонина М.И. вместе с их несовершеннолетними детьми приватизировала занимаемое ими спорное жилое помещение.

В судебном заседании представитель истцов Кужелева Е.Н. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, и дополнила, что с Махониной М.И. был заключен договор служебного найма, но с распоряжением о предоставлении ей служебной квартиры она не была ознакомлена. Не представлено доказательств, что спорная квартира является служебной и относится к специализированному жилищному фонду, нарушен порядок утверждения специализированного жилищного фонда. Нет сведений в банке данных, что дом является специализированным.

Представитель ответчика-Администрации Седельниковского муниципального района Омской области Репина Л.Н. исковые требования не признала по основаниям, указанным в возражении. Согласно возражения от 19.06.2012 г. , Администрация Седельниковского муниципального района считает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению. Жилой дом, в котором проживает Махонина М.И., принадлежит на праве собственности Седельниковскому муниципальному району, решением Совета Седельниковского муниципального района включен в Реестр муниципальной собственности. Жилые помещения, находящиеся в указанном доме включены в специализированный жилищный фонд и отнесены к служебным жилым помещениям.

Согласно части 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом. Согласно статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Жилое помещение Махониной М.И. было предоставлено Администрацией Седельниковского муниципального района в связи с работой в <данные изъяты> а не потому что она состояла на очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, как указано в исковом заявлении. С Махониной М.И. был заключен договор найма служебного жилого помещения, в котором указано, что квартира предоставлена в связи с работой в <данные изъяты>, предоставлена на время трудовых отношений с указанным учреждением. В исковом заявлении истица ссылается на закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», указывая, что граждане, занимающие жилые помещения на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Однако статья 4 указанного закона гласит: не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Правовая позиция по вопросу приватизации служебных жилых помещений изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл" (далее-Постановление).Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что в муниципальной собственности, как особой разновидности публичной собственности, должно находиться то имущество, которое требуется для решения возложенных на местное самоуправление задач (постановления от 20 декабря 2010 года N 22-П и от 29 марта 2011 года N 2-П и др.). Соответственно, муниципальный жилищный фонд как часть муниципального имущества предназначен для использования в целях решения задач, связанных с вопросами местного значения, к числу которых Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляя компетенцию органов местного самоуправления, относит организацию функционирования муниципальных учреждений, обеспечивающих условия для реализации конституционных прав граждан, в том числе в области охраны здоровья. В условиях недостаточности жилищного фонда социального использования и с учетом необходимости рационального (экономного) его распределения жилищные потребности граждан, выполняющих трудовые или служебные обязанности в интересах муниципального образования, могут удовлетворяться за счет предоставления им служебных жилых помещений из муниципального жилищного фонда. Служебные жилые помещения выполняют специфическую социальную функцию, заключающуюся в обеспечении права на жилище востребованных в тех или иных местностях специалистов, категории которых определяются органом местного самоуправления (пункт 3 части 2 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом общее правило, в силу которого служебные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду и внаем (пункт 1 части 1 и часть 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), применительно к муниципальному жилищному фонду соответствует конституционной природе местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной на выполнение в пределах предоставленных ей полномочий задач, стоящих перед Российской Федерацией как социальным государством, в котором создание условий для достойной жизни человека может обеспечиваться различными средствами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 5-П). Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12); оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132, часть 1); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133). Приведенные конституционные положения и корреспондирующие им положения Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года (ратифицирована Российской Федерацией), исходящей из существования в государствах - членах Совета Европы органов местного самоуправления, которые пользуются значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций (преамбула), устанавливают фундаментальный принцип самостоятельности местного самоуправления, который действует применительно к распоряжению муниципальной собственностью и в полной мере распространяется на отношения, связанные с использованием муниципального жилищного фонда. В Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П в отношении вопроса реализации местным самоуправлением полномочий собственника в отношении муниципального имущества, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что органы местного самоуправления, самостоятельно управляя муниципальной собственностью от имени местного сообщества, определяют в своих правовых актах, являющихся официальной формой осуществления муниципальной власти, настоящее и будущее предназначение объектов муниципальной собственности. Самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальным жилищным фондом (если только это связано с решением задач, возложенных на местное самоуправление) не зависит, таким образом, от того, образован этот фонд за счет жилых помещений, переданных муниципалитетам иными уровнями публичной власти, или он сформирован посредством использования муниципальных финансов и других материальных ресурсов. Конституция Российской Федерации, закрепляя признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной, и иных форм собственности в Российской Федерации, гарантируя местное самоуправление как институт, относящийся к основам конституционного строя, признавая право населения на самостоятельное осуществление местного самоуправления и его имущественную самостоятельность (статья 8,.часть 2; статья 12; статья 130, часть 1; статья 132, часть 1), выражает, по сути, общепризнанные принципы неприкосновенности и свободы собственности, свободы договора и равенства всех собственников как участников гражданского оборота, из которых проистекает свобода владения, пользования и распоряжения имуществом, включая возможность отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2000 года N 9-П, от 22 ноября 2000 года N 14-П, от 10 апреля 2003 года N 5-П и от 20 декабря 2010 года N 22-П). Одним из способов отчуждения жилых помещений муниципального жилищного фонда может выступать приватизация. Законодательство о приватизации относится к ведению Российской Федерации, что, в частности, вытекает из статьи 71 (пункт "ж") Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года N 25-П), и затрагивает не только управление федеральной государственной собственностью (статья 71, пункт "д"), но и регулирование отношений собственности в гражданском законодательстве, также относящемся к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "о"). Поскольку в рамках правового регулирования отношений собственности право собственности в силу Конституции Российской Федерации (статья 71, пункт "в"; статья 55, часть 3) может быть ограничено федеральным законодателем в установленных ею целях, т.е. с учетом основных конституционных ценностей (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2005 года N 6-П), соответственно, федеральным законом может быть ограничено и право граждан на получение жилых помещений в собственность в процессе приватизации. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (постановления от 3 ноября 1998 года N 25-П, от 24 октября 2000 года N 13-П и от 15 июня 2006 года N 6-П). Право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (статья 17, часть 2, Конституции Российской Федерации), оно появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или. муниципальном жилищном фонде; таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 6-П). Вместе с тем не является безусловным и не подлежащим ограничению и право собственника принять решение о приватизации жилых помещений муниципального жилищного фонда, прежде всего служебных жилых помещений, - не только право частной собственности, но и право собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований может быть ограничено федеральным законом, если такое ограничение является соразмерным конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2000 года N 14-П). Специальный законодательный акт федерального уровня, наделяющий органы местного самоуправления полномочием определять порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества, - Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда (подпункт 3 пункта 2 статьи 3). Основные принципы приватизации муниципального жилищного фонда, в том числе входящих в него служебных жилых помещений, а также права граждан на получение в собственность жилых помещений в порядке приватизации определены в Законе Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно статье 2 которого граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, могут приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Учитывая особое назначение служебных жилых помещений, статья 4 названного Закона, в которую неоднократно вносились изменения, в том числе после принятия Жилищного кодекса Российской Федерации, содержит в качестве общего правила запрет на отчуждение служебных жилых помещений путем приватизации (часть первая), но одновременно закрепляет правомочие собственников жилищного фонда или уполномоченных ими органов принимать решения о приватизации служебных жилых помещений (часть вторая), что корреспондирует предписаниям Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (часть первая статьи 217).Приватизация служебных жилых помещений представляет собой отчуждение собственности публично-правового образования в пользу граждан и тем самым - реализацию собственником права распоряжаться принадлежащим ему имуществом (статья 35, часть 2 Конституции Российской Федерации). Соответственно, понуждение собственника жилищного фонда к отчуждению входящих в него служебных жилых помещений в собственность граждан путем установления оснований и условий приватизации является ограничением прав собственности, которое - в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации -может вводиться только федеральным законом. Исходя из этого регулирование прав муниципальных образований как собственников муниципального жилищного фонда законами субъектов Российской Федерации - поскольку такое регулирование, относясь к сфере гражданского законодательства, ограничивало бы права собственника, обязывая его к совершению приватизации, - означало бы нарушение установленных Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "о"), а также необходимых условий возможных ограничений права муниципальной собственности (статья 8, часть 2; статья 35, часть 2; статья 55, часть 3; статья 130, часть 1; статья 133). Следовательно, нормативное положение части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, - в системном единстве с положениями Конституции Российской Федерации и федерального законодательства и с учетом конституционной презумпции добросовестности законодателя - не может рассматриваться как допускающее законодательное установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации оснований и условий отчуждения собственности муниципальных образований в жилищной сфере. Помимо Конституции Российской Федерации, в силу которой местное самоуправление гарантируется в числе прочего запретом на ограничение его прав, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), и гражданского законодательства Российской Федерации общие принципы реализации местным самоуправлением права муниципальной собственности регулируются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который, определяя правовые основы владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, устанавливает, в частности, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1 статьи 51); порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (часть 3 статьи 51); изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных данным Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон (часть 2 статьи 4). Имущественные отношения в системе местного самоуправления обусловлены целями осуществления муниципальной власти, реализации прав граждан на местное самоуправление, обеспечения гарантий конституционно-правового статуса граждан, чем предопределяется использование муниципальной собственности, распоряжение ею в интересах местного сообщества в целом. Обеспечение прав частной собственности не должно вести к отказу от публичных начал в развитии отношений собственности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 22-П). Соответственно, приватизация муниципального имущества, в том числе жилых помещений специализированного жилищного фонда, не должна приводить к невозможности осуществления органами местного самоуправления своих обязанностей по решению вопросов жизнеобеспечения населения, надлежащее выполнение которых, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (Постановление от 29 марта 2011 года N 2-П).Федеральный законодатель, исходя из возможности изменения потребностей публично-правовых образований в служебных жилых помещениях с учетом заинтересованности проживающих в них граждан в приватизации этих помещений и преследуя цель соблюдения необходимого баланса прав граждан и муниципальных образований как собственников жилищного фонда, предоставил частью второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственникам право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, исключая их тем самым из специализированного жилищного фонда на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Такие решения являются исключением из общего правила, установленного частью первой той же статьи, и не могут предполагать систематического и обязательного отчуждения жилых помещений специализированного жилищного фонда в собственность граждан. Следовательно, положение части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагает установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению. При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность, а следовательно, необходимость в регулировании муниципальными правовыми актами прав нанимателей служебных жилых помещений отсутствует. Равенство прав собственников имущества вне зависимости от формы собственности (статья 8, часть 2, Конституции Российской Федерации) и самостоятельность населения в вопросах владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью и органов местного самоуправления - в вопросах управления муниципальной собственностью (статья 130, часть 1; статья 132, часть 1, Конституции Российской Федерации) предполагают наличие определенной свободы усмотрения и необходимость муниципального правового регулирования соответствующих вопросов, включая установление условий принятия органами местного самоуправления от имени местного сообщества решений по распоряжению (в том числе отчуждению) теми или иными объектами муниципальной собственности.Как следует из части первой статьи 217 ГК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 14 и 15 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества в отношении тех объектов, приватизация которых допускается федеральным законодательством. Реализуя свою компетенцию в сфере имущественных отношений, органы местного самоуправления вправе определять - исходя из объективных показателей развития муниципального образования и потребностей жителей - и необходимый состав муниципального имущества, порядок и условия его использования и дальнейшее предназначение.Самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов отчуждения объектов муниципальной собственности, относящихся к достоянию всего местного сообщества, может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционно значимых ценностей, прав и законных интересов иных лиц. К числу таких ограничений относится и общий законодательный запрет на приватизацию служебных жилых помещений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года N 25-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 441-0), введение которого обусловлено рядом факторов, в том числе специальным правовым режимом служебных жилых помещений, выражающимся в особенностях владения, пользования И распоряжения ими, их особым функциональным назначением, предполагающим заселение определенным кругом работников, а также, соответствующим территориальным расположением. Закрепление в муниципальных правовых актах целей и способов использования объектов муниципальной собственности, в том числе исключение тех или иных служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда, определение возможности, сроков и условий их приватизации, не только гарантирует соблюдение конституционных прав населения муниципального образования на самостоятельное владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности, но и, делая механизм стимулирования нуждающихся в жилище граждан к осуществлению своих трудовых и служебных функций на территории муниципального образования более прозрачным и сбалансированным, обеспечивает выполнение публичной властью своих социальных функций, реальную подконтрольность органов местного самоуправления населению, позволяя гражданам при необходимости влиять на содержание правовых актов по вопросам муниципальной собственности. Учитывая необходимость соблюдения интересов населения муниципального образования, нуждающегося в получении услуг специалистов, занятых в социально значимых сферах деятельности, а также граждан, заинтересованных в приватизации служебных жилых помещений, и собственников (владельцев) соответствующего жилищного фонда, пределы установления условий и порядка приватизации специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда должны соответствовать цели местного самоуправления, которая, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, состоит в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований как субъекта права на самостоятельное осуществление местного самоуправления (Постановление от 2 апреля 2002 года N 7-П). Поскольку для достижения этой цели необходимо стимулирование граждан определенных профессий к осуществлению длительной трудовой деятельности в конкретном муниципальном образовании, органы местного самоуправления не могут быть лишены права устанавливать порядок и условия приватизации служебных жилых помещений (в том числе в отношении неопределенного круга лиц). При этом, однако, они должны исходить и из необходимости сохранения в муниципальном жилищном фонде определенного массива служебных жилых помещений, что предполагает возможность приватизации только части из них, а значит, требует определения критериев, на основании которых приватизация должна осуществляться в каждом конкретном случае, например установления определенных сроков проживания и трудовой деятельности в муниципальном образовании, по прошествии которых граждане - наниматели служебных жилых помещений могли бы рассчитывать на предоставление им преимущественного права на получение в собственность жилого помещения из специализированного жилищного фонда, если его собственником будет принято решение о приватизации входящих в него служебных жилых помещений. Вместе с тем за счет приватизации специализированного жилищного фонда не должно осуществляться предоставление гражданам дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые, как следует из части 5 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления вправе вводить за счет средств местного бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) - вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих это право, для отдельных категорий граждан, отнесение которых к получателям таких мер должно базироваться на объективных критериях, не допускающих нарушения принципа равенства. Доводы, указанные истицей в исковом заявлении, о том, что квартира не является служебной по следующим основаниям: в разделе «Предмет договора» не указано, что предоставляется именно служебное жилое помещение; в настоящее время истица состоит в трудовых отношениях с <данные изъяты> отсутствуют сведения о регистрации конкретной квартиры в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество являются не основательными.

В договорах и дополнительном соглашении указано, что это договор найма служебного жилого помещения. А тот факт, что <данные изъяты> перешла с 01 января 2012 года в ведение Министерства здравоохранения Омской области свидетельствует о том, что истица подлежит выселению, поскольку не является работником муниципального учреждения. В настоящее время вопрос проживания медицинских работников в муниципальном жилищном фонде решается с Министерством здравоохранения Омской области. Администрацией Седельниковского муниципального района получено свидетельство о государственной регистрации права серия , где объектом права указан жилой дом. Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Согласно статье 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Договор найма служебного жилого помещения, заключенный между Администрацией муниципального района и Махониной М.И. заключен на добровольных началах. Подписав его, истица согласилась со всеми условиями договора. Договор вступил в силу с момента подписания. Ни одна из сторон никаким образом не оспаривала заключенный договор. Жилое помещение из муниципального жилищного фонда предоставлено Махониной на время трудовых отношений с <данные изъяты>. Никто не лишал Махонину М.И. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Представитель ответчика-Администрации Седельниковского муниципального района Омской области Репина Н.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным представителем ответчика Репиной Л.Н.

Представитель ответчика-Администрации Седельниковского муниципального района Омской области Агейченко Б.В. исковые требования не признал по основаниям, изложенным представителем ответчика Репиной Л.Н.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Рудометова Т.Д. решение вопроса оставила на усмотрение суда и пояснила, что жилой дом, трехэтажный, общей площадью ****** кв.м., жилой площадью ****** кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, , является муниципальной собственностью Седельниковского муниципального района, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись, и выдано Свидетельство о государственной регистрации права. При регистрации указанного жилого дома в муниципальную собственность нарушений не допущено.

Выслушав лиц, участвующих в деле,исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно статья 4 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно Свидетельства о государственной регистрации права от 13.12.2006 года жилой дом, трехэтажный, общей площадью ****** кв.м., жилой площадью ****** кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, , является муниципальной собственностью Седельниковского муниципального района, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись 13.12.2006 года.

Согласно Выписки из Единого банка данных объектов собственности в отношении объекта недвижимого имущества по состоянию на 19.06.2012 г., правообладателем 36-ти квартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, , является Седельниковский муниципальный район.

Из Дела правоустанавливающих документов в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, , представленного для обозрения в зале суда представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Рудометовой Т.Д. усматривается, что вместе с другими документами представлен технический паспорт на весь многоквартирный жилой дом.

Согласно распоряжения Главы Седельниковского муниципального района Омской области от 13.10.2006 г. " О вводе в эксплуатацию 3-этажного 36-квартирного жилого дома по адресу: <адрес>", разрешен ввод в эксплуатацию указанного жилого дома, отделу по управлению муниципальным имуществом администрации Седельниковского муниципального района указано поставить данный жилой дом на технический учет, зарегистрировать право собственности и внести данный объект недвижимости в Реестр недвижимого имущества Седельниковского муниципального района Омской области.

Согласно распоряжения Главы Седельниковского муниципального района Омской области от 14.10.2006 г. "О включении в специализированный жилой фонд Седельниковского муниципального района жилого дома по <адрес>", жилой дом по ул.<адрес> включен в специализированный жилой фонд Седельниковского муниципального района, и признаны служебными жилыми помещениями квартиры с по в указанном жилом доме.

Согласно решения Совета Седельниковского муниципального района Омской области от 25.04.2006 г. "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления служебных жилых помещений на территории Седельниковского муниципального района Омской области", утверждено и введено в действие с 01.01.2006 г. Положение о порядке и условиях предоставления служебных жилых помещений на территории Седельниковского муниципального района Омской области, и утвержден типовой договор найма служебного жилого помещения ( Данное решение Совета Седельниковского муниципального района Омской области от 25.04.2006 г. утратило силу решением Совета Седельниковского муниципального района от 18.02.2010 г., но действовало в период предоставления спорной квартиры Махониной М.И.)

В соответствии с указанным Положением о порядке и условиях предоставления служебных жилых помещений на территории Седельниковского муниципального района Омской области, служебное жилое помещение на территории муниципально района предоставлялось категориям граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи него, в том числе специалистам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Служебные помещения предоставляются на основании распоряжения главы Седельниковского муниципального района по договору найма служебного жилого помещения согласно утвержденному типовому договору найма служебного жилого помещения. Основанием для заселения в служебное жилое помещение является договор найма служебного жилого помещения. Договор найма служебного жилого помещения с обязательным приложением акта приема- передачи служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений граждан и соответствующих организаций ( работодателей) на территории муниципального района, местного самоуправления, для работы в которых было предоставлено служебное жилое помещение. Прекращение трудовых отношений является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно решения Совета Седельниковского муниципального района Омской области от 25.04.2006 г. "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения муниципального жилого фонда Седельниковского муниципального района к специализированному жилищному фонду" ( утратившего силу Решением Совета Седельниковского муниципального района Омской области от 18.02.2010 г., но действовало в период предоставления спорной квартиры Махониной М.И.), утверждены прилагаемые Правила отнесения жилого помещения муниципального жилого фонда Седельниковского муниципального района к специализированному жилищному фонду. В соответствии с указанными Правилами включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании распоряжения главы Седельниковского муниципального района.

Из трудовой книжки Махониной М.И. усматривается, что с 01.08.2005 г. она работает в <данные изъяты> в поликлинике, с 28.04.2006 г. совмещает должность <данные изъяты>. Работает по настоящее время. Согласно записи от 12.01.2012 г., <данные изъяты>" переименована в <данные изъяты>, основание: Распоряжение Правительства Омской области от 02.11.2011 г. -рн, распоряжение Министерства здравоохранения Омской области -р от 27.12.2011 г.

Согласно распоряжения главы Седельниковского муниципального района Омской области от 15.09.2006 г. "О квартирных вопросах", Махониной М.И., <данные изъяты> состав семьи 2 чел., выделена квартира в специализированном жилом доме по адресу: <адрес>. Отделу по управлению муниципальным имуществом в лице М.К.А. указано заключить договор найма с указанными жильцами.

Согласно договора найма служебного жилого помещения от 18.12.2006 года, Наймодатель ( администрация Седельниковского муниципального района в лице Главы администрации Седельниковского муниципального района) передала Нанимателю ( Махониной М.И. ) и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставлено в связи с работой в поликлинике- <данные изъяты>. Настоящий Договор заключен на период трудовых отношений. Наниматель обязан, в том числе, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Настоящий договор прекращается, в том числе, в связи с истечением срока трудового договора, с окончанием срока службы. Настоящий договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у Наймодателя, другой - у Нанимателя.

Согласно договора найма служебного жилого помещения от 08.02.2011 года, Наймодатель ( администрация Седельниковского муниципального района в лице Главы администрации Седельниковского муниципального района) передала Нанимателю ( Махониной М.И. ) и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем. Жилое помещение предоставлено в связи с работой в <данные изъяты> муниципального района. Настоящий Договор заключен на период трудовых отношений Нанимателя с <данные изъяты> муниципального района.. Наниматель обязан, в том числе, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Настоящий договор прекращается, в том числе, в связи с истечением срока трудового договора. Настоящий договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у Наймодателя, другой - у Нанимателя. С момента подписания настоящего Договора утратил силу Договор найма служебного жилого помещения от 18.12.2006 года.

Согласно дополнительного соглашения от 11.07.2011 года к договору найма служебного жилого помещения от 08.02.2011 года, пункт 3 указанного договора найма служебного жилого помещения изложен в следующей редакции : "Совместно с "Нанимателем" в жилое помещение вселяются члены его семьи: 3) М.П.И.- дочь."

Из текстов договора найма служебного жилого помещения от 18.12.2006 года, от 08.02.2011 года, и дополнительного соглашения от 11.07.2011 года усматривается, что с Махониной М.И. заключен договор служебного жилого помещения в связи с трудовыми отношениями с МУЗ "<данные изъяты>". Переименование учреждения здравоохранения и переход его в собственность Омской области не означает изменение собственника спорного жилого помещения ( многоквартирного дома и квартиры в частности) и изменение вида жилого помещения.

Постановка на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма должна подтверждаться соответствующими документами (постановлением, распоряжением жилищной комиссии) и сама постановка на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма не является обязательным условием для предоставления жилого помещения только по договору социального найма, так как гражданин может получить для проживания жилое помещение и по другим основаниям, в частности, служебное жилое помещение в связи с трудовыми отношениями, и при этом состоять на учете для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма как малоимущий.

В связи с указанным, суд полагает исковые требования Махониной М.И. о признании за ней и ее несовершеннолетними детьми права общей долевой собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение не подлежащими удовлетворению. В связи с отказом в удовлетворении основного требования не подлежит удовлетворению требование о взыскании с ответчика в пользу истца Махониной М.И. судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины и расходов на услуги представителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Махониной М.И. в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы в Седельниковский районный суд Омской области в течение месяца с момента вынесения его в окончательной форме.

Председательствующий Ренгольд Л.В.

Решение вступило в законную силу 26 сентября 2012г.