Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Седельниково 24 августа 2012 года
Седельниковский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Рубцовой Т.И.,
при секретаре Криворотовой А.А.,
с участием представителя истца по доверенности Ширяковой Г.Д., представителя ответчика по доверенности Репиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-358/2012 по иску Барнюк Е.Г. к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области о признании незаконным заключения № от 27.06.2011 г. о признании жилого помещения пригодным для проживания, обязании принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как члена семьи участника Великой Отечественной войны,
у с т а н о в и л:
Барнюк Е.Г. обратилась в суд с иском к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области о признании незаконным заключения № от 27.06.2011 г. о признании жилого помещения пригодным для проживания, обязании принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как члена семьи участника Великой Отечественной войны. В обоснование исковых требований указано, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны Б.М.Т., который умер ДД.ММ.ГГГГ. Дом, в котором она проживает, очень старый, холодный, зимой температура не поднимается выше 15 градусов. Фундамент дома осел, поражен гнилью, углы дома промерзают, водопровода, канализации нет. В силу возраста она передвигается с трудом, для неё большая проблема принести дров. В д. <адрес> у неё родственников нет, проживать совместно с детьми у неё возможности нет. Она направила в администрацию муниципального района пакет документов для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении согласно Федеральному закону «О ветеранах». В июне 2011 г. ей прислали заключение межведомственной комиссии о признании её дома пригодным для проживания. С данным заключением она не согласна.
В судебное заседание истец Барнюк Е.Г. не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Ширякова Г.Д. исковые требования поддержала и пояснила, что в феврале 2011 г. она обратилась в администрацию муниципального района от имени своей мамы Барнюк Е.Г. как вдовы ветерана войны по вопросу получения благоустроенной квартиры. Ей объяснили, что сначала нужно провести обследование жилого дома, и если он будет признан непригодным для проживания, тогда Барнюк Е.Г. поставят на учет как нуждающуюся в жилом помещении. Она от имени мамы написала заявление и отдала его Ц.Н.В. Комиссия приехала только в июне 2011 г., в это время она тоже была в д. <адрес>, помогала маме по хозяйству. Члены комиссии прошли, посмотрели дом, но ни в подполе, ни на чердаке они не были. Помнит, что кто-то из комиссии сказал, что дом не жилой, но ухоженный. Действительно, она с детьми старается помогать маме содержать дом в чистоте, красит, белит, но это только внешний вид. На самом деле дом старый, гнилой, зимой стены промерзают, поэтому невозможно натопить до нормальной температуры, её мама всю зиму ходит дома в валенках. Через какое-то время она обратилась в администрацию района за ответом по поводу обследования дома, Ц.Н.В. отдала ей копию заключения комиссии и пояснила, что дом признали пригодным для проживания, поэтому на учет её маму не поставят. Также Ц сказала, что можно обратиться в органы социальной защиты для оказания помощи в ремонте дома. После этого они больше никуда не обращались, заявление о принятии Барнюк на учет как нуждающейся в жилом помещении не писали. Только в этом году юрист разъяснил им, что можно обжаловать решение комиссии, поэтому они обратились в суд. Состояние здоровья её мамы с каждым годом ухудшается, к себе её забрать она не может, т.к. у неё неблагополучная семья, постоянно ездить в д. <адрес> она также не имеет возможности, ей самой уже почти 60 лет, транспорт практически не ходит. Считает, что Барнюк Е.Г. заслужила право проживать в благоустроенной квартире.
Представитель ответчика по доверенности Репина Н.А. с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что от Барнюк Е.Г. поступало заявление на обследование жилого дома, межведомственная комиссия выезжала в д<адрес>, обследовался, в том числе, и дом Барнюк Е.Г., и его признали пригодным для проживания, т.к. износа в 51 % недостаточно для признания жилья непригодным. Заявление от Барнюк Е.Г. о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрацию района не поступало. С заключением Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о признании дома Барнюк непригодным для проживания она согласна, но считает, что заключение межведомственной комиссии от 27.06.2011 г. не может быть признано незаконным, т.к. прошел определенный период времени. В настоящее время с учетом последнего заключения истице следует обратиться в администрацию <данные изъяты> сельского поселения с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, т.к. этот вопрос относиться по закону к компетенции сельского поселения. В 2011 году учёт вёлся администрацией Седельниковского муниципального района, сейчас администрациями сельских поселений по месту жительства заявителя.
Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), но не определяет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.
Из Конституции Российской Федерации в системном единстве с юридически значимыми для национальной правовой системы нормами международного права (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий граждан, жилое помещение которых при наступлении вне сферы их контроля обстоятельств стало непригодно для проживания и возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно у граждан не имеется.
Отмечая особую социальную значимость и необходимость мер социальной поддержки таких категорий граждан как участники Великой Отечественной войны и члены их семей, необходимо принять во внимание законодательно подтвержденное обязательство Российской Федерации по обеспечению указанных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями (Указ Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов»).
Приведенные нормативные положения являются определяющими в случае, если жилое помещение, в котором проживает инвалид (участник) Великой Отечественной войны или члены его семьи, является непригодным для проживания.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в качестве одной из мер социальной поддержки предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. При этом имущественный критерий (доход, приходящийся на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности и подлежащего налогообложению) при постановке на учет нуждающихся указанной категории граждан правового значения не имеет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п. 10Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. №47, несущие и ограждающие конструкции жилого помещении должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.
В соответствии с п. 33 вышеназванного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34 Положения).
В судебном заседании установлено, что истица является женой участника Великой Отечественной войны Б.М.Т. умершего 25.05.2007 г., а также является ветераном Великой Отечественной войны (л.д. 14, 15, 16).
С учетом отнесения к указанным категориям она имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.ст. 20, 21 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается копиями удостоверений истицы (л.д. 16).
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 02.07.2010г. Барнюк Е.Г. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 39,6 кв.м., расположенный в д. <адрес> (л.д. 4).
По техническому паспорту на жилой дом Барнюк Е.Г., составленному по состоянию на 01.03.2010 г., износ фундамента составляет **%, стен - ** %, пола, оконных и дверных проемов – ** %, перекрытий – ** %, общий процент физического износа – **%, износ веранды и террасы, пристроенных к дому, составляет ** % (л.д. 5-13).
Из копии заявления Барнюк Е.Г. от 11.02.2011 г. видно, что она просила провести обследование принадлежащего ей на праве собственности жилого дома по адресу: д.<адрес>, приложив к заявлению копии свидетельства о государственной регистрации права и технический паспорт. Данное заявление было принято 11.02.2011 г. секретарем межведомственной комиссии для оценки жилых помещений Ц.Н.В.
Из акта обследования помещения № от 27.06.2011 г. видно, что описание состояния жилого помещения, в котором проживает истица, полностью повторяет содержание технического паспорта от 01.03.2010 г. (л.д. 11 - оборот).
По заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от 27.06.2011 г. межведомственной комиссией Седельниковского муниципального района Омской области жилой дом, расположенный по ул. <адрес> признан соответствующим требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, и пригодным для проживания (л.д. 17-18).
Из показаний свидетеля Ц.Н.В. следует, что к ней обратилась Ширякова Г.Д. по поводу обследования жилого дома Барнюк Е.Г., представила необходимые документы, написала заявление. В июне 2011 г. комиссия выехала в д. <адрес>. Обследование дома Барнюк было только визуальное снаружи, т.е. в подпол не спускались, на чердак не поднимались. По техническому паспорту процент износа дома не очень большой, а по рекомендации госстатистики износ деревянных домов должен быть больше ** %, поэтому комиссия сделала вывод, что жилой дом пригоден для проживания. Заключение межведомственной комиссии было выдано Ширяковой Г.Д. 01.08.2011 г., при этом она пояснила Ширяковой, что поскольку дом признан пригодным для проживания, то на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Барнюк Е.Г. принята быть не может.
Вместе с тем свидетель С.Т.Я показала, что с 2002 г. как социальный работник обслуживает Барнюк Е.Г., дом у которой очень холодный, в зимнее время продувается, хотя Барнюк постоянно топит две печки. Два окна снаружи были затянуты целлофановой пленкой, чтобы было теплее. Углы в подполе заткнуты мешками с соломой, т.к. промерзают, пол в доме очень неровный, печь и крыша нуждаются в ремонте. У Барнюк уходит много дров на отопление, но тем не менее температура в доме зимой даже в теплые дни низкая. Каких-то существенных изменений в состоянии дома Барнюк за прошедший год она не заметила.
Таким образом, суд считает, что и акт обследования жилого помещения, и заключение межведомственной комиссии составлены формально, без оценки реального технического состояния строительных конструкций дома истицы.
Согласно акту обследования технического состояния № от 07.08.2012г. и акту № от 07.08.2012 г. главным специалистом Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (Госжилстройнадзора Омской области) Б.С.В. проведено обследование технического состояния дома истицы, в ходе которого установлено, что имеется прогиб потолочного перекрытия во всех помещениях дома; просадка и вспучивание покрытия пола в жилых помещениях (до 150-200 мм); гнилостное поражение фундаментных стульев; выпучивание из общей плоскости нижней части стены штукатурного слоя в помещениях; многочисленные трещины по деревянным бревнам стен с наружной стороны горизонтальной направленности шириной раскрытия 6-8 мм; частичное разрушение заделки стыков между бревнами наружных несущих стен; гнилостное поражение нижнего венца сруба; техническое состояние жилого дома - неудовлетворительное (л.д. 39, 40).
Из заключения Госжилстройнадзора Омской области № от 09.08.2012 г. следует, что обследование жилого дома № по <адрес> показало снижение до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом; исчерпание несущей способности конструктивных элементов и опасности обрушения здания; а также необеспечение жилого помещения инженерными системами, в результате чего данный жилой дом не соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, и является непригодным для проживания (л.д. 38).
При таких обстоятельствах суд считает, что техническое состояние жилого помещения истицы при физическом износе основных конструктивных элементов от **% до ** % о его пригодности для проживания в любом случае свидетельствовать не может. Более того, в силу используемого при строительстве материала (дерево), подвергающегося разрушению вследствие воздействия факторов внешней среды, приведение жилого дома в состояние, непригодное для проживания, действиями истца никоим образом не обусловлено.
Каких-либо доказательств существенного ухудшения технического состояния спорного жилого помещения в течение года, прошедшего с момента выезда к Барнюк Е.Г. межведомственной комиссии, на основании ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду представлено не было. Кроме того, из показаний свидетеля К.И.И. видно, что до конца февраля 2011 г. он являлся председателем межведомственной комиссии для оценки жилых помещений, при проведении обследования жилых помещений межведомственная комиссия старалась привлекать специалистов Госжилстройнадзора Омской области, т.к. было много спорных вопросов.
Свидетель Ц.Н.В. также показала, что она присутствовала при проведении обследования жилых домов специалистом Госжилстройнадзора области, и может подтвердить, что обследование проводиться более тщательно, производится фотографирование конструкций дома, специалист полностью обследует и подпол, и чердак дома, и другие конструкции.
Учитывая процент физического износа домостроения в целом и его основных конструкций, год постройки жилого дома (1960 г.), принимая во внимание заключение Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о несоответствии дома № по ул. <адрес> нормативным требованиям и, тем самым, непригодности для проживания, суд считает, что заключение межведомственной комиссии Седельниковского муниципального района от 27.06.2011 г. № закону не соответствует, в связи с чем исковые требования Барнюк Е.Г. в данной части подлежат удовлетворению.
В то же время, в силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Из сообщения администрации муниципального района от 12.07.2012 г. № видно, что Барнюк Е.Г. в 2011 г. с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не обращалась (л.д. 28).
Представитель истца Ширякова Г.Д. в судебном заседании также подтвердила, что Барнюк Е.Г. с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрацию муниципального района не обращалась.
Как предусмотрено п. 6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, относится к вопросам местного значения поселения.
Поскольку судом установлено, что Барнюк Е.Г. в 2011 г. не обращалась в администрацию Седельниковского муниципального района по вопросу принятия её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с целью последующего получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, в настоящее время к компетенции ответчика данный вопрос не относится, исковые требования Барнюк об обязании администрации муниципального района принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как члена семьи участника Великой Отечественной войны удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Барнюк Е.Г. к Администрации Седельниковского муниципального района Омской области удовлетворить частично.
Признать заключение межведомственной комиссии Седельниковского муниципального района Омской области о признании жилого помещения пригодным для проживания № от 27.06.2011 г. незаконным.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Седельниковский районный суд Омской области в течение месяца с момента вынесения его в окончательной форме.
Председательствующий Т.И. Рубцова
Решение вступило в законную силу 29 сентября 2012г.