по иску Кобзева о перерасчёте пенсии



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем российской Федерации

28 марта 2011 года                                                                                                                  г. Себеж

Себежский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Власовой Н.Я.

с участием истца Кобзева <данные изъяты> и его представителей: Кобзевой Л.Н., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и адвоката Себежского филиала <адрес> коллегии адвокатов Поплавской А.В., представившей суду удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ;

представителей ответчиков - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Себежском районе Михайловой А.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и Кукбая А.В., по доверенности

от ДД.ММ.ГГГГ;

при секретаре Никитиной О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кобзева <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> о перерасчёте пенсии и взыскании недополученной пенсии <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л:

Кобзев В.Н. обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что он является пенсионером с 08 июля 1991 года в соответствии с п. «а» ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340 - 1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (Список 1). Он на протяжении 10 лет получал максимальную повышенную пенсию. С 01 января 2002 года ФЗ № 340 - 1 отменен в связи с вступившим в силу Федеральным законом РФ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

Новым законом пенсионеру предоставлялось право выбора наиболее выгодного для него варианта расчёта пенсии, либо по старому законодательству, либо размер начисленной трудовой пенсии мог быть изменен в соответствии с дополнительными документами о заработной плате, при котором применялся порядок подтверждения среднемесячного заработка, действовавшего до 01 января 2002 года, то есть до вступления в силу ФЗ № 173 от 17 декабря 2001 года.

Согласно п. 6 ст. 30 ФЗ - 173 оценка пенсионных прав пенсионера производится в соответствии с п. 3, 4 настоящей статьи, по желанию пенсионера из его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.

Однако, среднемесячный заработок был взят минимальный за 1993 - 1995 года <данные изъяты> Считает, что этот период для него не выгоден, а также, что его нельзя учитывать по той причине, что он продолжал трудовую деятельность и получал пенсию.

При обращении в Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> он получил отказ, который считает незаконным и нарушающим его Конституционные права на Пенсионное обеспечение, в частности ст. 54 Конституции Российской Федерации, так как ухудшено его материальное положение и пенсия исчислена из минимального заработка, в то время как по стране был установлен среднемесячный заработок 1671 рубль, который ему подходил. Кроме того, при начислении пенсии вместо коэффициента 1,4 был применен коэффициент 1,2 в нарушение Постановления № 476/9 Государственного Комитета Совета Министров СССР от 31 марта 1960 года по вопросам труда и заработной платы об утверждении районных коэффициентов к заработной плате, где указан и г. Новотроицк Оренбургской области.

Начисленная по ФЗ № 173 от 17.12.2001 пенсия на 01.01.2002 составляла 1443 рубля 74 копейки, а должна была составлять <данные изъяты>.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель Кобзева В.Н. - Кобзева Л.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования и пояснила, что средний заработок, из которого была начислена пенсия в <данные изъяты> больше, чем минимальный <данные изъяты>, по которой начислена пенсия по ФЗ № 173, так как советские деньги обесценились. При назначении пенсии необходимо было применять средний заработок по стране в размере <данные изъяты>. Кроме того, Кобзеву В.Н. при начислении пенсии вместо коэффициента 1,4 применен коэффициент 1,2, что нарушает его права, предусмотренные ст. 39 Конституции Российской Федерации.

Представитель Кобзева В.Н. - адвокат Поплавская А.В. просила удовлетворить исковые требования заявителя, полагая, что при исчислении пенсии необоснованно применен коэффициент 1,2 вместо коэффициента 1,4, так как заявитель работал в <адрес>, где к заработной плате применялся районный коэффициент 1,15, что согласно ст. 30 п. 2 ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» является основанием для применения отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4.

Представители ответчика -Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> - Михайлова А.А. и Кукбая А.В. исковые требования ФИО2 не признали, как заявленные необоснованно, полагая, что пенсия истцу назначена и выплачивается в полном соответствии с действующим пенсионным законодательством. К истцу не может быть применено отношение его среднемесячной заработной платы к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,4, так как проживал и работал истец не на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, в то время как данное отношение учитывается только для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 настоящего ФЗ), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, а также лицам при достижении возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет, в приравненных к ним местностях, и имеющим страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет, независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего севера и приравненных к ним местностях.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ч. 1 ст. 30 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года, в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный каптал.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, Кобзев В.Н. является пенсионером с 08 июля 1991 года, в соответствии с п. «а» ст. 12 ФЗ № 340-1 от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которому ему назначена досрочная трудовая пенсия в связи с особыми условиями труда на производстве.

При назначении пенсии по указанному ФЗ № 340 - 1 Кобзевым В.Н. к заявлению о назначении пенсии была предоставлена справка о заработной плате за период с 1 июня 1989 года по 31 мая 1991 года включительно из Орско - Халиловского металлургического комбината г. Новотроицка, где его среднемесячный заработок составил 409 рублей 08 копеек (т. 1 л.д. 128, 125-126). Согласно нормам ФЗ № 340 - 1 среднемесячный заработок при назначении пенсии определялся за 24 последних месяца работы перед обращением за пенсией (дата обращения 31 мая 1991 года).

Согласно ст. 106 ФЗ № 340 - 1, предусматривающей перерасчёт пенсии в связи с увеличением общего трудового стажа на 1 год, либо больше количество лет и ст. 107 этого же закона, предусматривающей перерасчет пенсии с увеличением заработка пенсионерам, проработавшим после назначения пенсии не менее 24 месяцев с более высоким заработком, Кобзевым В.Н. было подано заявление от 22 ноября 1995 года о перерасчёте пенсии и предоставлена справка о заработной плате за период с 01 ноября 1993 года по 31 октября 1995 года, где его средний заработок даже с учётом деноминации <данные изъяты> больше, чем по предыдущей ставке - <данные изъяты>

Следовательно, доводы истца и его представителя Кобзевой Л.Н. необоснованны, так как расчёт пенсии произведен в соответствии с действующим на тот момент пенсионным законодательством. Начисление пенсии истцу производилось по ФЗ 340-1. Первоначально назначенная пенсия на 08.07.1991 составляла 210 рублей. Пенсия истца на момент введения в действие ФЗ РФ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 31 декабря 2001 года составила 1010 рублей 10 копеек согласно справке ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новотроицке Оренбургской области <данные изъяты>

Согласно ст. 29 ФЗ - 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Расчётный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона.

Если при перерасчёте размера трудовой пенсии в соответствии с нормами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, размер указанной пенсии не достигает размера, получаемого пенсионером на день вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем более высоком размере.

Согласно расчётов, представленных Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> расчётная пенсия истца составила на 01 января 2002 года <данные изъяты> рубля <данные изъяты> (РП= 0,75х1,<данные изъяты> рублей), где 0,75 максимальный стажевой коэффициент; 1.2 - отношение средней заработной платы истца к средней заработной плате по стране, <данные изъяты> рубль - средней заработок по стране, применяемый для конвертации пенсионных прав в расчетный капитал (<данные изъяты>

Как следует из материалов дела и подтверждается справкой за от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> размер пенсии истца при пересчете «старой» пенсии по нормам Закона № 173 - ФЗ, с 01 января 2002 года увеличился <данные изъяты>

Следовательно, при оценке пенсионных прав истца путем их конвертации по нормам закона № 173 - ФЗ по состоянию на 01 января 2002 года право истца не нарушено, и его пенсия не уменьшилась, а увеличилась, а поэтому доводы истца и его представителя в этой части также являются необоснованными.

Согласно п. 1 ст. 29 Закона № 173 - ФЗ подлежат перерасчёту все пенсии, установленные до 01 января 2002 года в соответствии с Законом от 20 ноября 1990 года, независимо от того, предусматривает ли комментируемый Закон соответствующий вид пенсии и основания её назначения.

Согласно документов Минтруда России и Пенсионного фонда (телетайпограммы от 13.12.2001 № 8804-ЮЛ/ЛЧ-06-27/10324 и от 25.12.2001 № 9149 -ЮЛ/ЛЧ -06-27/10604 до органов осуществляющих пенсионное обеспечение, была доведена технология этого перерасчёта:

перерасчёт пенсии по нормам Закона № 173 - ФЗ осуществлялся с 1 января 2002 года по имеющимся в пенсионном деле сведениям, без истребования заявления от пенсионера на основании данных о продолжительности трудового стажа и величине среднемесячного заработка пенсионера, документально подтвержденных и зафиксированных в материалах его пенсионного дела по состоянию на 31 декабря 2001 года;

пенсионер, кроме того, был вправе в течение трех месяцев с начала возникновения права на трудовую пенсию по закону от 17 декабря 2001 года (то есть с 1 января до 1 апреля 2002 года) представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение дополнительные сведения об обстоятельствах которые имели место до 1 января 2002 года, для оценки его пенсионных прав;

если в указанные сроки пенсионер не заявлял о своем желании предоставить дополнительные документы об обстоятельствах, имевших место до 1 января 2002 года и влияющих на увеличение его пенсии, или представил их, то трудовая пенсия считалась пересчитанной с 1 января 2002 года по нормам закона № 173 - ФЗ в размере, определенном исходя из сведений, имеющихся в пенсионном деле.

Согласно заявления в комиссию по назначению пенсии при исполкоме Новотроицкого горсовета народных депутатов от 1 февраля 2002 года Кобзев В.Н. обращался за перерасчетом пенсии по стажу в указанный период (то есть с 01 января до 01 апреля 2002 года), дополнительных документов об обстоятельствах, имевших место до 01 января 2002 года и влияющих на увеличение его пенсии в орган по назначению и перерасчёту пенсии истец не представил <данные изъяты>

Доводы истца о том, что ему не было известно о возможности предоставить дополнительные документы, влияющие на увеличение его пенсии, так как орган по назначению и перерасчёту пенсии, такие документы у него не запрашивал, не могут являться основанием для удовлетворения его исковых требований, так как в обязанность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение входило провести разъяснительную работу с пенсионерами через средства массовой информации, а не информировать каждого пенсионера индивидуально.

Кроме того, предъявившее истцом в орган по перерасчёту пенсий заявление от 01 февраля 2002 года о перерасчете пенсии по стажу свидетельствует о его осведомленности о возможности предоставления таких документов.

Представленные суду в предварительном судебном заседании справки о заработной плате за периоды с 2000 по 2001 год и с 1987 по 1991 год, которые, по мнению истца, могли бы повлиять на увеличение его пенсии, не могут приняты судом во внимание, так как справки о заработной плате за период 2000 - 2001 г.г. истцом не представлены в Пенсионный фонд в указанный период (с 01.01 по 01.04.2002).Первоначальное назначение пенсии истцу произведено из его среднего заработка за период с 01.06.1989 по 31.05.1991, который составил 409 рублей 08 копеек, по ФЗ № 340-1, и который им не оспаривается.

Требования истца и его представителей Кобзевой В.Н. и адвоката Поплавской А.В. о том, что при перерасчёте его пенсии по нормам Закона № 173 - ФЗ не было применено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в размере 1,4, так как к заработной плате в период его работы в <адрес> применялся коэффициент 1,15, что является основанием для применения отношения 1,4, являются необоснованными, а поэтому не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ст. 30 Закона № 173 - ФЗ отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1.2.

В повышенных размерах учитывается отношение ЗР/ЗП для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п.2 ст. 28 настоящего ФЗ), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате.

Таким образом, районные коэффициенты в пенсионном обеспечении применяются на основании Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных в районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров ССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2007 года № 245), где г. Новотроицк Оренбургской области, в указанном Перечне не поименован, а следовательно к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не относится и соответственно отношение в размере 1,4 истцу учтено быть не может.

Согласно п. 5 ст. 29 Закона № 173 индексация размеров трудовых пенсий, установленных до 1 января 2002 года и пересчитанных по нормам Закона № 173 - ФЗ, производится в порядке, предусмотренном для всех остальных застрахованных лиц, то есть в соответствии со ст. 17 этого закона, что является гарантией поддержания покупательной способности для пенсионеров их пенсий в связи с ростом стоимости жизни в стране.

Ссылка истца на Постановление Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П в обоснование своей позиции является несостоятельной, так как обсуждаемое в нем по настоящему делу положение п. 4 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 названного федерального закона касается исчисления общего трудового стажа и к предмету спора по настоящему делу не относится.

Таким образом, судом не установлено нарушения Управлением Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> пенсионных прав истца при их оценке по состоянию на 01 января 2002 года в соответствии со ст. 30 Закона № 173 - ФЗ, что является основанием для отказа в иске.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Кобзеву <данные изъяты> в иске к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в <адрес> о перерасчете пенсии и взыскании недополученной пенсии в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, отказать.

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Себежский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья:                                                                                                                    Власова Н.Я.