2-455-2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Щучанский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,
при секретаре Советкиной Т.Н.,
с участием истца - заместителя прокурора ... Палаткина Е.А.,
представителей ответчиков - Администрации МО «А» ..., в лице главы администрации Чугаева В.А.,
представителя третьего лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ...,- Абдрахимовой З.З., доверенность Номер от Дата .
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 18 августа 2010 года
гражданское дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «А» ... о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ... в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «А» ... о понуждении к совершению определенных действий, указывая, что в связи с поступившей в прокуратуру района жалобой граждан, проживающих по улицам ..., на ненадлежащее водоснабжение, районной прокуратурой проведена проверка, при этом установлено следующее.
Статьей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10,2003 № 131-ФЗ (далее - Закон) определено, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
В силу ч.1 и 3 ст.19 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с п. 9 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г, № 307
(далее - Правила), при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно п.4.12 ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению питьевой воды должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
Пунктом 4.12.2 ГОСТ Р 51617-2000 закреплено, что поставка потребителю воды должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления.
Пунктом 2 ст. 18 Закона закреплено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Частью 1 ст.32 Устава "А" ... (далее - Устав) предусмотрено, что администрация "А" - исполнительно - распорядительный орган "А", наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления "А" федераоьными законами и законами Курганской области.
К полномочиям "А" относится осуществление деятельности по организации в границах "А" водоснабжения населения (п. 1.5 ч.1 ст. 33 Устава).
В то же время установлено, что водоснабжение жителей улиц ... не соответствует требованиям действующего законодательства, граждане проживающие на указанных улицах не обеспечены бесперебойным водоснабжением надлежащего качества и в необходимых объемах.
Так, по результатам лабораторного контроля ТО Роспотребнадзора в ... от Дата установлено, что вода, подаваемая из водонапорной полубашенки, жителям домов по улицам ..., по своим санитарно - химическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, показатель мутности в исследуемой воде составил 88.2 мг/дм.куб., при допустимой норме - 1.5 мг/дм.куб. Более того, вода, имеющаяся в единственном близлежащем колодце по ..., также не отвечает предъявляемым законодательством требованиям (мутность составила 11.7 мг/дм.куб., при нормативе - 1.5 мг/дм.куб.).
Кроме того, даже количества имеющейся в данном колодце воды недостаточно для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей жителей ....
При этом как поясняют жители названных улиц ..., вода, подаваемая в их дома из водонапорной полубашенки поступает мутная и ржавая, пахнет болотом, с большим количеством осадка, а в общественном колодце воды практически нет, но и ее прежде чем использовать для бытовых нужд необходимо длительное время отстаивать и кипятить.
Несмотря на нехватку, а также на неудовлетворительное качество воды, потребляемой населением ..., со стороны администрации сельсовета меры по обеспечению жителей ... водой в необходимых объемах и по очистке общественного колодца и водонапорной скважины не принимаются, вопросы организации новых общественных колодцев либо скважин не решаются, необходимые для этого финансовые средства не выделяются.
Между тем не принятие администрацией "А" мер к организации питьевого водоснабжения населения ... в необходимых объемах, нарушает законные права граждан на достойное жизнеобеспечение, а непринятие действенных мер по приведению качества воды в надлежащее состояние создает угрозу жизни и здоровья граждан и может вызвать вспышки массовых заболеваний, в том числе инфекционных. О том, что они возможны, свидетельствуют результаты проверки качества воды.
Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, за прокурором закреплено право, обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Дата в прокуратуру ... поступила жалоба гражданки ФИО1 и иных жителей улиц ... на бездействие администрации "А" в решении социально значимого вопроса обеспечения питьевой водой граждан, проживающих по названным выше улицам ..., между тем учитывая, что достоверно определить круг лиц, в интересах которых прокурор может обратиться в суд не возможно, по тем основаниям, что численность жителей проживающих по ..., не является постоянной, ввиду рождаемости, смертности и переезда граждан, а также в связи с ежедневным прибытием и убытием из данного населенного пункта иных граждан (друзья, родственники и т.д. жителей ...), в связи с чем прокурор и обращается с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации МО "А" ... по организации надлежащего водоснабжения граждан, проживающих по ....
Обязать администрацию МО «А» ... обеспечить подачу бесперебойного водоснабжения жильцам улиц ... надлежащего качества и в необходимых потребляемой
В судебном заседании представитель истца требования прокурора поддержал в полном объеме, суду пояснил, как изложено выше.
Представитель ответчика администрации МО «А» ... иск признал в полном объеме, суду пояснил, что жители вышеуказанных улиц ... испытывают трудности с питьевой водой, в Дата эта проблема усугубилась засухой. Общественные колодцы своевременно не очищались от заиливания, в водонапорной башенке вышел из строя глубинный насос. В настоящее время администрация предпринимает меры к улучшению водоснабжения населения вышеуказанных улиц. Решается вопрос с приобретением нового глубинного насоса, приводятся в порядок общественные колодцы. Все трудности заключаются в отсутствии у администрации сельсовета денежных средств необходимых для осуществления этих мероприятий.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... суду пояснила, что в ходе проверки выявлено, что для хозяйственно-питьевых целей население ... использует воду из 2-х общественных колодцев.
В нарушение требований СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» место расположения колодца по ... не соответствует требованиям п. 2.5. (Место расположения водозаборных сооружений следует выбирать на незагрязненном участке, удаленном не менее чем на 50 метров выше по потоку грунтовых вод от существующих или возможных источников загрязнения: выгребных туалетов и ям, складов удобрений и ядохимикатов, предприятий местной промышленности, канализационных сооружений и др.), в расстоянии 4-х метров от колодца расположена баня. Оголовок колодца не имеет крышку или железобетонное перекрытие с люком, также закрываемое крышкой; сверху оголовок не прикрыт навесом или не помещен в будку (п.3.3.3). По периметру оголовка колодца не сделан «замок» из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 м и шириной 1 м, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 м с уклоном 0,1 м от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца не сделано ограждение, отсутствует скамья для ведер (п. 3.3.4). При лабораторном исследовании воды обнаружено, что по бактериологическим и санитарно-химическим показателям качество воды не соответствует гигиеническим нормативам: в 100,0 мл исследуемой воды обнаружены ОКБ, ГКБ (при норме не допускаются); мутность 11,7 мг/дм при норме 1,5 - 2,0 мг/дм3 Также отсутствует программа производственного контроля и договор на проведение ежеквартальных исследований качества питьевой воды.
В то же время проведенной проверкой установлено, что водоснабжение жителей ... происходит с нарушением требований - ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: 1. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Суд, выслушав доводы сторон, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В комментируемой статье указаны лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых прокурор обращается в суд по любым гражданским делам. В заявлении прокурора должно быть указано, по какой причине сам гражданин не может предъявить иск (ч.3 ст.131 ГПК РФ). Интересы Российской Федерации должны быть определены в заявлении прокурора: требуется указать, в чем конкретно заключаются интересы государства.
В соответствии со ст.21 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В своем иске прокурор указывал, что бездействием ответчиков нарушаются права и законные интересы граждан на достойное жизнеобеспечение, на бесперебойное обеспечение водоснабжением, гарантированное законом. Отсутствие в необходимых объемах воды и соответствующего качества, может привести и к вспышке инфекционных заболеваний и ухудшению санитарного состояния в селе, что является недопустимым.
Доводы прокурора об обстоятельствах, которые побудили его обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, признаются судом обоснованными.
Из материалов прокурорской проверки видно, что для хозяйственно-питьевых целей население улиц ... используют воду из общественных колодцев, качество которой не соответствует предъявляемым санитарно-эпидемиологическим требованиям и ее недостаточно для нормальной жизнедеятельности людей.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водосеабжения населения.
В силу ч.1 и 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с п. 9 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно п.4.12 ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению питьевой воды должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления.
Пунктом 4.12.2 ГОСТ Р 51617-2000 закреплено, что поставка потребителю воды должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления.
По заключению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... № 11-1/736 от 17.08.2010 г., В нарушение требований СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» место расположения колодца по ... не соответствует требованиям п. 2.5. (Место расположения водозаборных сооружений следует выбирать на незагрязненном участке, удаленном не менее чем на 50 метров выше по потоку грунтовых вод от существующих или возможных источников загрязнения: выгребных туалетов и ям, складов удобрений и ядохимикатов, предприятий местной промышленности, канализационных сооружений и др.), в расстоянии 4-х метров от колодца расположена баня. Оголовок колодца не имеет крышку или железобетонное перекрытие с люком, также закрываемое крышкой; сверху оголовок не прикрыт навесом или не помещен в будку (п.3.3.3). По периметру оголовка колодца не сделан «замок» из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 м и шириной 1 м, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 м с уклоном 0,1 м от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца не сделано ограждение, отсутствует скамья для ведер (п. 3.3.4). При лабораторном исследовании воды обнаружено, что по бактериологическим и санитарно-химическим показателям качество воды не соответствует гигиеническим нормативам: в 100,0 мл исследуемой воды обнаружены ОКБ, ГКБ (при норме не допускаются); мутность 11,7 мг/дм при норме 1,5 - 2,0 мг/дм3 Также отсутствует программа производственного контроля и договор на проведение ежеквартальных исследований качества питьевой воды.
В то же время проведенной проверкой установлено, что водоснабжение жителей ... происходит с нарушением требований - ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: 1. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; 2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Администрацией "А" не предпринимаются действенные меры по улучшению водоснабжения населения .... Общественные колодцы от заиливания не очищаются, не производится их ремонт и обслуживание. Подвоз питьевой воды не организован. Вопрос по изысканию необходимых денежных средств необходимых для ремонта общественных колодцев на сельскую Думу не выносился.
Не обеспечение жителей улиц ... качественным, бесперебойным водоснабжением, влечет нарушение их жилищных и конституционных прав.
По мнению суда, ссылка ответчиков на отсутствие у них необходимых денежных средств на проведение работ по очистке и оборудованию общественных колодцев, не освобождает их от выполнения обязанностей, установленных законом, учитывая, что ответчики обязаны обеспечить безопасность жизни и здоровье людей на отведенной конкретной территории и, не являются следствие непреодолимой силы.
Суд признает незаконным бездействие администрации МО «А» ... по организации надлежащего водоснабжения жителей улиц ....
Суд считает необходимым обязать администрацию МО «А» ... в соответствии с Уставом муниципального образования «А», Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организовать работу по обеспечению подачи бесперебойного водоснабжения жителям улиц ... надлежащего качества и в необходимых потребителям объемах.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора ... удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «А» ... по организации надлежащего водоснабжения граждан, проживающих по ....
Обязать администрацию МО «А» ... в соответствии с Уставом муниципального образования, Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организовать работу по обеспечению подачи бесперебойного водоснабжения жителей улиц ..., надлежащего качества и в необходимых потребителям объемах.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток с подачей кассационной жалобы через Щучанский районный суд.
Судья: подпись Ю.М. Симонов