о предоставлении жилья



2-456-2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щучанский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Симонов Ю.М.,

при секретаре Советкиной Т.Н.,

с участием истца - заместителя прокурора Палаткина Е.А. в интересах Рединой Е.В.,

заинтересованного лица Рединой Е.В.,

представителя третьего лица - органа опеки и попечительства ... Пястоловой О.В., доверенность Номер от Дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 18 августа 2010 года

гражданское дело по иску ПРОКУРОРА ... в интересах Рединой Е.В. к АДМИНИСТРАЦИИ ... о предоставлении жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... в интересах Рединой Е.В. обратился в суд с иском к Администрации ... о предоставлении жилья, указывая, что прокуратурой ... проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено следующее. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после прекращения опеки, пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 года № 66 «О предоставлении жилых помещений в ...» норма предоставления в жилищном фонде ... для нуждающихся граждан, равна 15 квадратным метрам общей площади на одного члена семьи. Согласно ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты средств на содержание ребенка опекуну (попечителю)» дополнительные гарантии прав на жилое помещение для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются Администрацией (Правительством) Курганской области. В порядке реализации федерального и областного законодательства в части обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Правительством Курганской области принято Постановление от 13.05.2008 №186 «О порядке финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа». Данным постановление определен порядок финансирования предоставления жилья путем предоставления субвенций органам местного самоуправления на указанные цели. Редина Е.В., Дата рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать лишена родительских прав решением ... от Дата, а отец умер Дата. В Дата Редина Е.В. была определена в ... детский дом «А». Дата выбыла из ... детского дома «А» и поступила на 1 курс в Курганский педагогический колледж, который окончила в Дата. Дата. Своего жилья в собственности Редина Е.В. не имеет, возможность приобрести жилье самостоятельно у нее отсутствует. Она проживает на съемной квартире в ..., закрепленного жилого помещения за Рединой Е.В. нет. Согласно преамбулы и ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий закон распространяется на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет. В силу ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вправе обратиться прокурор, наряду с органом опеки и попечительства, опекунами, а также самими сиротами. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о социальной защите, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Просил суд обязать Администрацию ... предоставить Рединой Е.В. Дата рождения, жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории ..., общей площадью не менее 15 квадратных метров.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, суду пояснил, как изложено выше.

Заинтересованное лицо Редина Е.В. доводы, изложенные прокурором поддержала, суду дополнила, что она имеет желание проживать в ..., в ... вынуждена проживать временно на съемной квартире.

Представитель ответчика администрации МО ... в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбиральтельства был извещен надлежащим образом. Суду представил письменное ходатайство, в котором просил суд рассмотреть дело без своего участия, по существу иск признавал.

Представитель третьего лица органа опеки и попечительства ... суду пояснила, что в настоящее время решается вопрос с приобретением жилого помещения для Рединой Е.В., из областного бюджета на покупку жилья поступили деньги, администрацией города подыскивается соответствующее жилое помещение.

Суд, выслушав доводы прокурора, заинтересованного лица Рединой Е.В. представителя третьего лица органа опеки и попечительства ..., исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующему.

Из дела видно, что Редина Е.В. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как мать его лишена родительских прав по решению ... от Дата, отец умер Дата.

В соответствии с постановлением Администрации ... Номер от Дата несовершеннолетняя Редина Е.В. была определена в детский дом.

Постановлением Администрации ... Номер от Дата, за ФИО1 закреплена жилая площадь по адресу: .... Жилье за Рединой Е.В. не закреплялось.

На основании Постановления Администрации ... Номер от Дата Редина Е.В. поставлена на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Курганской области от 31.12.2004 г. № 6 (ред. от 03.04.2007) «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), приемной семье» дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются Администрацией (правительством) Курганской области.

Администрация (Правительство) Курганской области определяет порядок финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством).

В соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 24.04.2006 г. № 129 (ред. от 22.10.2007) «О порядке финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) в приемных семьях, и лиц из их числа» определен Порядок финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) в приемных семьях, и лиц из их числа.

Согласно данному Порядку возмещению за счет средств областного бюджета подлежат расходы местных бюджетов, связанных с приобретением жилых помещений для дальнейшего предоставления их детям-сиротам по договору социального найма. Перечисление субвенций местных бюджетов Курганской области осуществляет Главное управление образования Курганской области на основании сводной бюджетной росписи доходов и расходов областного бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

Для получения средств из областного бюджета органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области представляют в Главное управление образования Курганской области заявку на финансирование расходов, связанных с приобретением жилых помещений для дальнейшего предоставления их детям-сиротам по договору социального найма.

В случае предварительного финансирования к заявке прилагается копия договора намерения приобретения жилого помещения.

Таким образом, предоставление средств областного бюджета осуществляется по факту обеспечения жилым помещение указанной категории граждан. Какие-либо расчеты между бюджетом субъекта РФ и гражданином в данной случае не допускаются.

В соответствии с п.5 ст.2 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области», указанного в исковом заявлении, норма предоставления в жилищном фонде Курганской области равная пятнадцати квадратным метрам общей площади на одного члена семьи предусмотрена для категории граждан, указанных в пункте 3 статьи 1 закона (т.е. для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после I января 2005 года, и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых исполнительными органами государственной власти Курганской области). В соответствии же с п.2 ст.2 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области» норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предусмотренными по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с ч.2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания гражданам (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправлении.

В соответствии с Типовым договором социального найма наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных граждан и пригодное для проживания жилое помещение. Предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным от смежных жилых и нежилых помещений, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным (применительно к условиям данного населенного пункта), быть юридически и фактически свободным, находиться в черте соответствующего населенного пункта, являющегося местом жительства гражданина и быть общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Статья 49 ЖК РФ определяет, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального фонда.

Таким образом, ЖК РФ не содержит в настоящее время указаний на то, что по договору социального найма должно быть представлено именно благоустроенное жилое помещение. Предоставляемое жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим нормам, то есть быть пригодным для проживания.

В соответствии с Решением ... Номер от Дата «О правилах учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в ...», установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в жилищном фонде МО ..., данная норма составляет 15 кв.м. общей площади на каждого человека.

Поскольку Редина Е.В. поставлена на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и она имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением, суд считает необходимым обязать администрацию МО ... предоставить Рединой Е.В. отдельное (изолированное) жилое помещение, расположенное в черте ..., соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ПРОКУРОРА ... в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Рединой Е.В., Дата рождения к АДМИНИСТРАЦИИ ... о предоставлении жилья, удовлетворить.

Обязать Администрацию МО ... предоставить РЕДИНОЙ Е.В., Дата рождения, отдельное (изолированное) жилое помещение, расположенное в черте ..., соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв. м.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Щучанский районный суд.

Судья: подпись Ю.М. Симонов