2-555-2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Щучанский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,
при секретаре Советкиной Т.Н.,
с участием истца - помощника прокурора <адрес> Волчихина И.Л.,
представителя ответчика - Администрации <адрес> Боровинских В.В., доверенность № от Дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 26 октября 2010 года
гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Фазыловой В.В. к Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах Фазыловой В.В. обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий, указывая, что в связи с поступившей в прокуратуру района жалобой Фазыловой В. В. на ненадлежащее водоснабжение принадлежащей ей квартиры, расположенной в <адрес>, райпрокуратурой проведена проверка, при этом установлено следующее. Статьей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее - Закон) определено, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. В силу ч.1 и 3 ст. 19 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. В соответствии с п.п. 6, 9 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (далее - Правила), холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Согласно п.4.12 ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению питьевой воды должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления. В пунктах 4.12.2 и 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000 закреплено, что поставка потребителю воды должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления. Оказание услуг по предоставлению потребителям питьевой воды должно быть постоянным. Кроме того, согласно приложения № 1 Правил, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца и 4 часа единовременно. При этом, для жилых домов отклонение давления холодного водоснабжения в точке разбора от нормы (0,03 МПа до 0,6 МПа) не допускается. Пунктом 2 ст. 18 Закона закреплено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Частью 1 ст.32 Устава администрации <адрес> (далее -Устав) предусмотрено, что администрация <адрес> исполнительно распорядительный орган <адрес>, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес> федеральными законами и законами <адрес>. К полномочиям администрации <адрес> относится осуществление деятельности по организации в границах <адрес> водоснабжения населения (и. 5 ч.1 ст. 33 Устава). В то же время проверка показала, что водоснабжение квартиры Фазыловой В.В. не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку она не обеспечена водой бесперебойно и в необходимых объемах. Так, проверка показала, что несмотря на наличие внутридомовых инженерных сетей, позволяющих предоставлять коммунальную услугу холодного водоснабжения, вода в квартиру Фазыловой В.В. на протяжении длительного времени - с Дата. не подается. Между тем, ранее до Дата вода в квартиру Фазыловой В.В. поступала должным образом, однако после прорыва водопровода работы по его восстановлению так и не были завершены. При этом установлено, что параллельно старому водопроводу проложена новая ветка функционирующего водовода, к которой несмотря на неоднократные обещания администрации <адрес> дом Фазыловой В.В. так и не подключен. В результате семья пенсионеров Фазыловых, вынуждена ежедневно приносить воду из единственной водозаборной колонки, находящейся на расстоянии <данные> метров, у которой ежедневно выстраиваются огромная очередь желающих набрать воды, поскольку проблема с отсутствием водоснабжения имеет место и у соседей Фазыловой В.В., также проживающих на <адрес>. Вместе с тем, согласно требованиям п.8.20 «СНиП 2.04.02-84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м. Соответственно бездействие администрации <адрес> по восстановлению бесперебойного питьевого водоснабжения, надлежащего качества и в необходимых объемах, нарушает законные права Фазыловой В.В. на достойное жизнеобеспечение, гарантированное законом. Помимо этого, отсутствие подачи воды в необходимых объемах в дом Фазыловой В.В. в случае возникновения пожара, может поставить под угрозу ее жизнь, здоровье и имущество, что является недопустимым. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, за прокурором закреплено право, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. При этом в прокуратуру района поступило заявление Фазыловой В.В., в котором она просит защитить ее права и законные интересы. Поскольку Фазылова В.В. является пенсионером, юридически не грамотной и не относится к категории лиц, которым согласно ст.ст. 26, 44 Федерального закона от 3 1.05.2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» может быть оказана юридическая помощь бесплатно, а отсутствие денежных средств не позволяет ей оплатить расходы, связанные с получением квалифицированной юридической помощи, прокурор в силу данных объективных уважительных причин и обращается с настоящим иском в защиту прав Фазыловой В.В. Просил суд признать незаконным бездействие администрации <адрес> по организации надлежащего водоснабжения квартиры Фазыловой В.В., расположенной по <адрес> и обязать администрацию <адрес> организовать обеспечение бесперебойным водоснабжением <адрес>, надлежащего качества и в объемах, необходимых потребителю.
Представитель истца в судебном заседании требования прокурора поддержал суду пояснил как изложено выше.
Представитель ответчика администрации <адрес> по существу иск признала, суду пояснила, что в настоящее время по <адрес> идет прокладка новой водопроводной трубы. До распределительного колодца на жилой дом Фазыловых осталось проложить <данные> метров трубы, и участок водопровода будет запущен к Дата. Дом <адрес> входит в состав проложенных <данные> метров нового магистрального водопровода, в котором с Дата будет обеспечена бесперебойная подача воды. После ввода в эксплуатацию водопровода по <адрес>, водопровод будет передан на баланс водоснабжающей организации ООО «А». Из-за ветхости старого водопровода и недостаточного финансирования по его ремонту водоснабжение по <адрес>.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, в своей ходатайстве просил суд рассмотреть дело без своего участия.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные суду доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В комментируемой статье указаны лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых прокурор обращается в суд по любым гражданским делам. В заявлении прокурора должно быть указано, по какой причине сам гражданин не может предъявить иск (ч.3 ст.131 ГПК РФ). Интересы Российской Федерации должны быть определены в заявлении прокурора: требуется указать, в чем конкретно заключаются интересы государства.
В соответствии со ст.21 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В материалах дела имеется заявление Фазыловой В.В. на имя прокурора <адрес> о предоставлении ее интересов в суде по организации водоснабжения ее квартиры. Фазылова В.В. является пенсионером по возрасту, юридически не грамотна.
В своем иске прокурор указывал, что бездействием ответчика нарушаются права и законные интересы гражданина на достойное жизнеобеспечение, на бесперебойное обеспечение водоснабжением, гарантированное законом.
Доводы прокурора об обстоятельствах, которые побудили его обратиться в суд в защиту конкретного гражданина, признаются судом обоснованными.
Из дела видно, что с Дата вода из-за прорыва водопровода вода в квартиру в квартиру Фазыловой В.В. не подается. Каких-либо ремонтных работ по восстановлению водоснабжения не проводилось. В результате чего семья Фазыловых на протяжении <данные> лет вынуждена ежедневно приносить воду из единственной водозаборной колонки, находящейся на расстоянии <данные> метров от дома.
Статьей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее - Закон) определено, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
В силу ч.1 и 3 ст. 19 Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с п.п. 6, 9 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 (далее - Правила), холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Согласно п.4.12 ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению питьевой воды должны обеспечивать: безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления; непрерывность потребления. В пунктах 4.12.2 и 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000 закреплено, что поставка потребителю воды должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления. Оказание услуг по предоставлению потребителям питьевой воды должно быть постоянным. Кроме того, согласно приложения № 1 Правил, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца и 4 часа единовременно. При этом, для жилых домов отклонение давления холодного водоснабжения в точке разбора от нормы (0,03 МПа до 0,6 МПа) не допускается.
Пунктом 2 ст. 18 Закона закреплено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Частью 1 ст.32 Устава администрации <адрес> (далее -Устав) предусмотрено, что администрация <адрес> исполнительно распорядительный орган <адрес>, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес> федеральными законами и законами <адрес>.
К полномочиям администрации <адрес> относится осуществление деятельности по организации в границах <адрес> водоснабжения населения (и. 5 ч.1 ст. 33 Устава).
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Администрацией <адрес> не предпринимаются действенные меры по восстановлению централизованного и бесперебойного водоснабжения <адрес>.
Не обеспечение Фазыловой В.В. качественным, бесперебойным водоснабжением, влечет нарушение ее жилищных и конституционных прав.
По мнению суда, ссылка ответчика на отсутствие у него необходимых денежных средств на проведение работ по восстановлению водоснабжения, не освобождает его от выполнения обязанностей, установленных законом, учитывая, что ответчик обязан обеспечить безопасность жизни и здоровье людей на отведенной конкретной территории и, не являются следствие непреодолимой силы.
Суд признает незаконным бездействие администрации <адрес> по организации надлежащего водоснабжения Фазыловой В.В.
Суд считает необходимым обязать администрацию <адрес> в соответствии с Уставом муниципального образования, Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организовать работу по обеспечению бесперебойного водоснабжения квартиры <адрес>, надлежащего качества и в необходимых потребителю объемах.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес> по организации надлежащего водоснабжения квартиры Фазыловой В.В., расположенной по <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> в соответствии с Уставом муниципального образования, Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организовать обеспечение бесперебойным водоснабжением квартиры <адрес>, надлежащего качества и в объемах, необходимых потребителю.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Щучанский районный суд.
Судья: подпись Ю.М. Симонов