2-580-2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Щучанский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,
при секретаре Советкиной Т.Н.,
с участием помощника прокурора <адрес> Волчихина И.Л.,
представителей ответчиков - МОУ «А», в лице заведующей Шалгиной В.И.,
представителя ответчика Администрации <адрес> Бабушкиной А.Я., доверенность от Дата,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в <адрес> Шайбековой З.Р., доверенность № от Дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 21 октября 2010 года
гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «А», Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МОУ «А», Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства в муниципальном образовательном учреждении «А», расположенном по адресу: <адрес>. В соответствии с ч.1 ст. 20 и ч.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Согласно преамбуле Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Статьей 34 названного Федерального закона установлено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В соответствии с положениями ст. 36, 37 названного Федерального закона к обязанностям граждан, организаций относится соблюдение требований пожарной безопасности. Требования пожарной безопасности, согласно ст. 1 Федерального закона №69-ФЗ, представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Требования пожарной безопасности установлены Нормами пожарной безопасности РФ, утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.03 г. №315(НПБ 110-03) (далее - Нормы), Нормами пожарной безопасности РФ, утверждёнными Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. №323 (НПБ 104-03), Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313. Статьей 1 вышеуказанных Правил пожарной безопасности установлено, что требования пожарной безопасности, - это обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами, в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Статьей 3 ППБ 01-03 предусмотрено, что наряду с Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Так, согласно гл.1 табл.1 НПБ 110-03 здания образовательных учреждений относятся к зданиям общественного и административно-бытового назначения и предусматривают обязательное оборудование автоматическими установками пожарной сигнализации. Кроме того, согласно требованиям п.7.1 табл.2 НПБ 104-03 в школах, наполняемостью до 270 человек, предусматривается обязательное оборудование системой оповещения и управления эвакуацией 1 типа. В нарушение указанных требований здание МОУ «А» не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией 1 типа. Помимо этого, в соответствии с ч.1 ст.20 и ч.1 ст.41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Статьей 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ установлено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии со ст.1 Закона государственные санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровья человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Согласно ч.3 ст.39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п.10.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в образовательных учреждениях должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Согласно п.2.7.2 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Санитарно-эпидемиологические правила, гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях» в образовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация. В соответствии с п.2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета. Учебные помещения начальных классов, кабинетов физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением. Вместе с тем, в ходе проверочных мероприятий установлено, что здание МОУ «А» не обеспечено централизованным водоснабжением. В соответствии с п.1.21 ст.7 Устава муниципального образования <адрес> к вопросам местного значения муниципального образования <адрес> относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно ст. 50 указанного Устава, в собственности муниципального образования <адрес> может находиться: имущество, предназначенное для решения муниципальным образованием вопросов местного значения; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений; имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования <адрес>. В соответствии со ст.ст. 19, 21 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности, реализацию мер пожарной безопасности. Согласно ст. 6 Федерального закона РФ № от Дата «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения - обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. Согласно п.11 ст.15 Федерального закона РФ № 131 от 31.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. Учредителем МОУ «А» в соответствии с п. 1.3 Устава МОУ «А» является администрация <адрес>. Учредитель согласно п.6.1 Устава МОУ «А» закрепляет за МОУ «А» объекты собственности, которые находятся в оперативном управлении МОУ «А». В соответствии с п. 6.5 Устава МОУ «А» финансовое обеспечение деятельности МОУ «А» осуществляется учредителем в соответствии с законодательством России. В связи с изложенным, принимая во внимание то, что МОУ «А» являясь бюджетным учреждением, не имеет денежных средств на устранение нарушений правил пожарной безопасности, на администрации <адрес> лежит обязанность по обеспечению указанного дошкольного образовательного учреждения средствами противопожарной безопасности. Для этого учредитель обязан выделить денежные средства на проведение мероприятий по приобретению и установке автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией 1 типа, на проведение мероприятий по организации централизованного водоснабжения.. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Не устранение нарушений требований пожарной безопасности создает угрозу для жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учреждения иных лиц, то есть неопределенного круга лиц. Просил суд обязать муниципальное образовательное учреждение «А» приобрести и установить в здании учреждения установку автоматической установки пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией 1 типа, обеспечить централизованное водоснабжение здания учреждения. Обязать администрацию <адрес> осуществить финансирование приобретения и работ по установке автоматической установки пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией 1 типа, работ по обеспечению централизованного водоснабжения здания МОУ «А».
В судебном заседании представитель истца исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, суду пояснил, как изложено выше.
Представитель ответчика МОУ иск признала в полном объеме, суду пояснила, что "А" расположена в отдельном изолированном одноэтажном помещении старой застройки. В школе обучается <данные> учеников, постоянный состав из <данные> сотрудников, из которых два преподавателя. Сама школа приобрести и установить автоматическую установку пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией 1 типа не имеет возможности, поскольку своих средств не имеет. Вода для школы, в том числе для приготовления пищи ученикам, берется из общественного колодца, расположенного в <адрес>.
Представитель ответчика Администрации <адрес> иск признала в полном объеме, суду пояснила, что учредителем МОУ «А» является администрация <адрес> и является источником его финансирования. В бюджет района не заложены средства для приобретения и установки в здании школы автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией 1 типа, централизованного водоснабжения здания учреждения. Вместе с тем Администрацией <адрес> будут предприняты все требуемые меры по изысканию необходимых денежных средств для приобретения и установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией 1 типа и централизованного водоснабжения в "А".
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора, поддержала требования прокурора, суду пояснила, что из-за отсутствия централизованного водоснабжения школы имеется опасность возникновения эпидемиологических заболеваний среди детей. За нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства руководитель школы была привлечена к административной ответственности.
Представитель третьего лица отделения государственного пожарного надзора по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора, ознакомившись с письменными материалами дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В комментируемой статье указаны лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых прокурор обращается в суд по любым гражданским делам. В заявлении прокурора должно быть указано, по какой причине сам гражданин не может предъявить иск (ч.3 ст.131 ГПК РФ). Интересы Российской Федерации должны быть определены в заявлении прокурора: требуется указать, в чем конкретно заключаются интересы государства.
В соответствии со ст.21 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Нарушение требований пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ «А» ставит под угрозу жизнь и здоровье сотрудников учреждения, а также обучающихся, чем влечет нарушение их права на безопасность жизни и здоровья.
Доводы прокурора об обстоятельствах, которые побудили его обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, признаются судом обоснованными.
В соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. ст. 3, 20, 21 Федерального закона от-21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
На основании ст. ст. 4 - 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", вступившего в силу 29.04.2009, техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой, в том числе, установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим
Федеральным законом.
Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утв. Приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 г., (ППБ 01-03) собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных: требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Приказом Гособразования СССР № 541 от 04.06.1989 года (с изменениями от 27.07.2006г.) введены в действия Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89, которые устанавливают требования пожарной безопасности для всех типов общеобразовательных школ независимо от их ведомственной принадлежности.
Из дела видно, что в соответствии с заключением главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору, в МОУ «А» отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией, не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением, осуществляется хранение дров в пределах противопожарных разрывов между зданиями, здание оснащено двумя огнетушителями, один из которых закрыт в кабинете директора, второй в помещении кухни, школа 2 степени огнестойкости кабинет директора и кладовая в раздевалке отгорожены от основных помещений деревянными перегородками, дверь кладовой расположенной в раздевалке имеет предел огнестойкости менее чем 0,6 часа, электролампа музея не имеет плафона, соединение проводов идущих к электролампе освещения в помещении музея выполнены не в соединительной коробке, дымовые трубы печей на дровах не оборудованы искрогасителями.
Согласно со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ установлено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст.1 указанного Закона государственные санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровья человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ч.3 ст.39 названного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п.10.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в образовательных учреждениях должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
Согласно п.2.7.2 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Санитарно-эпидемиологические правила, гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях» в образовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация.
В соответствии с п.2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета. Учебные помещения начальных классов, кабинетов физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.
В соответствии с заключением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по <адрес>, в МОУ «А» на земельном участке школы не оборудована физкультурно-спортивная площадка в соответствии с санитарными правилами, здание школы не оборудовано автономными системами водоснабжения и канализации, не установлена 2-х секционная мойка для мытья посуды, с подводкой к ней холодной и горячей воды.
В соответствии с п.1.21 ст.7 Устава муниципального образования <адрес> к вопросам местного значения муниципального образования <адрес> относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 50 указанного Устава, в собственности муниципального образования <адрес> может находиться: имущество, предназначенное для решения муниципальным образованием вопросов местного значения; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений; имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования <адрес>.
В соответствии со ст.ст. 19, 21 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности, реализацию мер пожарной безопасности.
Согласно ст. 6 Федерального закона РФ № 131 от 31.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения - обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
Учредителем МОУ «А» в соответствии с п. 1.3 Устава МОУ «А» является администрация <адрес>. Учредитель согласно п.6.1. Устава МОУ «А» закрепляет объекты собственности, которые находятся в оперативном управлении данной школы.
В соответствии с Уставом МОУ «А» финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется ее учредителем в соответствии с законодательством России.
В связи с изложенным, принимая во внимание то, что МОУ «А» являясь бюджетным учреждением, не имеет денежных средств па устранение нарушений правил пожарной безопасности, на администрации <адрес> лежит обязанность по обеспечению указанного дошкольного образовательного учреждения средствами противопожарной безопасности. Для этого учредитель обязан выделить денежные средства на проведение мероприятий по приобретению и установке автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией 1 типа, на обеспечение централизованного водоснабжения.
Способы защиты субъектами своих гражданских прав, в том числе путем пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, закреплены в ст. 12 ГК РФ.
Суд приходит к выводу, что нарушение требований пожарной безопасности, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований в МОУ «А», ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, сотрудников, иных граждан, влечет нарушение их прав на безопасность жизни и здоровья.
Суд считает необходимым обязать МОУ «А» устранить указанные выше недостатки.
Суд, с учетом всех обстоятельств дела, приходит к выводу, что обязанность по финансированию работ по установке в здании МОУ «А» по приобретению и работ по установке автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией 1 типа, обеспечению централизованного водоснабжения здания учреждения, должна быть возложена на администрацию МО <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение «А» приобрести и установить в здании учреждения установку автоматической установки пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией 1 типа, обеспечить центразоивованное водоснабжение здания учреждения.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> осуществить финансирование приобретения и работ по установке автоматической установки пожарной сигнализации, систему оповещения и управления эвакуацией 1 типа, работ по обеспечению централизованного водоснабжения здания МОУ «А».
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Щучанский районный суд.
Судья: подпись Ю.М. Симонов