2-611/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Щучанский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Алдановой А.А.
при секретаре Астаповой Л.А..,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> Волчихина И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 12 ноября 2010 года
гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий, указывая, что в связи с поступившей в прокуратуру <адрес> коллективной жалобой граждан, проживающих по <адрес>, на неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, прокуратурой района совместно с УГАДН по <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, в результате установлено следующее.
В соответствии с ч 1 ст.20 и ч 1 ст.41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В силу ст. З Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно п.п.1,3 ст.24 Закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.
В соответствии со ст.З Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п.4 ст.6 Закона, ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Реализация указанных полномочий, в том числе содержание и строительство автодорог общего пользования, является расходным обязательством муниципальных образований.
В силу ст.ст.13, 15, 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Статья 12 Закона предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации предъявляемым требованиям возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно положениям ст.21 Закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности, дорог органами местного самоуправления в ведении которых находятся дороги.
Кроме того, в силу п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 закреплено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Согласно 3.2.1. ГОСТ Р 50597-93, обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
В соответствии с таблицей №1 ГОСТ Р 50597-93, срок ликвидации повреждений дорожного покрытия не должен превышать 10 суток.
При этом требования ГОСТ Р 50597-93 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Частью 1 ст.32 Устава <адрес> (далее Устав) предусмотрено, что администрация <адрес> исполнительно - распорядительный орган <адрес>, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес> федеральными законами и законами <адрес>.
К полномочиям администрации <адрес> относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (п. 6 ч.1 ст. 33 Устава).
В то же время проведенной проверкой установлено, что дорога по <адрес> не соответствует предъявляемым законодательством требованиям. По причине длительного непринятия мер по приведению дорожного покрытия в надлежащее состояние, отмеченная дорога в настоящее время представляет собой череду ям и рытвин, став трудно проезжей для автомобилей и из - за отсутствия тротуаров трудно проходимой для пешеходов, что обоснованно вызвало поток общественного возмущения и массовые жалобы граждан.
Так, согласно Акту проверки состояния технического состояния <адрес> № от Дата, составленного представителем Управления государственного автодорожного надзора по <адрес>, выявлены следующие нарушения: асфальтобетонное покрытие разрушено полностью на участке протяженностью около <данные> м (<адрес>); ямы глубиной более <данные> см (<адрес>), асфальтобетонное покрытие разрушено полностью на участке протяженностью около <данные> м (<адрес>); отдельные выбоины (на всем протяжении улицы); ямы глубиной более <данные> см и диаметром от <данные> до <данные> см, протяженность участка около <данные> м, перекрывают всю ширину улицы (<адрес>); участки протяженностью <данные> - <данные>. имеют перепад между покрытием и обочиной более <данные> см (на всем протяжении дороги).
Более того, в выводах Акта № от Дата указано, что состояние <адрес> не обеспечивает безопасных и комфортных условий для движения автотранспорта. Обследованный участок улицы требует проведения ремонтных работ, т.к. дорожная одежда находится в недопустимом состоянии.
Между тем, несмотря на неудовлетворительное состояние дорожного
покрытия <адрес>, администрацией <адрес> меры по восстановлению и
приведению дороги в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 на
протяжении длительного времени не предпринимаются, что в свою очередь
создает угрозу для роста дорожно- транспортных происшествий и
соответственно нарушает гарантированные законодательством права граждан на свободное, безопасное и беспрепятственное передвижение по дорогам.
Согласно 4.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, за прокурором закреплено право, обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При этом в прокуратуру района поступило коллективное обращение граждан, проживающих по <адрес> в <адрес> на непринятие действенных мер администрацией МО <адрес> по приведению дорожного покрытия <адрес> в надлежащее состояние, вместе с тем, учитывая, что указанная дорога является дорогой общего пользования, предназначенной для движения транспортных средств принадлежащих лицам, круг которых определить не представляется возможным, в связи с чем прокурор и обращается с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.
Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 45, 131 ГПК РФ, ст.35 Федерального закона от Дата № «О прокуратуре РФ» просит обязать администрацию <адрес> организовать работы по приведению
состояния дороги по <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями
п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93, путем устранения просадок, выбоин и иных
повреждений, затрудняющих движение транспортных средств.
В судебном заседании представитель истца Волчихин И.Л. исковые требования прокурора уточнил, указав, что в связи с невозможностью выполнения работ по восстановлению дорожного полотна по <адрес> в осенне- зимний период Дата и возможностью выполнения названных работ только в условиях теплой погоды, просил необходимым установить срок для исполнения обязанности по восстановлению дорожного полотна по <адрес> до Дата, в остальной части поддержал исковые требования в полном объеме, суду пояснил, как изложено выше.
Представитель ответчика - Администрации <адрес> ФИО1, представитель ОГИБДД ОВД по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили.
Представитель третьего лица Управления государственного дорожного надзора по <адрес> ФИО2 в судебном заседании пояснил, что участвовал совместно с прокуратурой в проверке технического состояния улицы <адрес>. По результатам проверки было установлено, что состояние всех элементов улицы не соответствуют действующим нормам и не обеспечивают безопасных и комфортных условий для движения автотранспорта и пешеходов. Как следствие, стоимость перевозок увеличивается в 3-4 раза. Требования прокурора обязать Администрацию <адрес> организовать работы по приведению состояния дороги в соответствии с требованиями ГОСТа, обоснованны и подлежат удовлетворению. Срок для устранения недостатков - до Дата - разумный и более чем достаточный.
В соответствии со ст.21 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Ненадлежащее состояние дорожного покрытия по <адрес> создает угрозу для роста дорожно- транспортных происшествий и нарушает гарантированные законодательством права граждан на свободное, безопасное и беспрепятственное продвижение по дорогам.
Доводы прокурора об обстоятельствах, которые побудили его обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, признаются судом обоснованными.
В соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст.ст.13, 15, 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с п.6 ст.33 Устава Администрации <адрес> к полномочиям администрации <адрес> относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Проведенной проверкой установлено, что дорога на улице <адрес> не соответствует предъявляемым законодательством требованиям.
Согласно Акту проверки состояния технического состояния <адрес> в <адрес> № от Дата, составленного представителем Управления государственного автодорожного надзора по <адрес>, выявлены следующие нарушения: асфальтобетонное покрытие разрушено полностью на участке протяженностью около <данные> м (<адрес>); ямы глубиной более <данные> см (<адрес>), асфальтобетонное покрытие разрушено полностью на участке протяженностью около <данные> м (<адрес>); отдельные выбоины (на всем протяжении улицы); ямы глубиной более <данные> см и диаметром от <данные> до <данные> см, протяженность участка около <данные> м, перекрывают всю ширину улицы (в районе автозаправочной станции); участки протяженностью <данные> - <данные>. имеют перепад между покрытием и обочиной более <данные> см (на всем протяжении дороги), состояние <адрес> не обеспечивает безопасных и комфортных условий для движения автотранспорта. Обследованный участок улицы требует проведения ремонтных работ, т.к. дорожная одежда находится в недопустимом состоянии (л.д.12-20).
В связи с изложенным, судом установлено, что на администрации <адрес> лежит обязанность по приведению состояния дороги по <адрес> в соответствие с требованиями законодательства. Для этого ответчик обязан выделить денежные средства на проведение мероприятий по приведению дорожного полотна в соответствие с предъявляемыми требованиями.
Способы защиты субъектами своих гражданских прав, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, закреплены в ст. 12 ГК РФ.
Суд приходит к выводу, что неудовлетворительное состояние дорожного покрытия <адрес> ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, влечет нарушение их прав на безопасность жизни и здоровья.
Администрация <адрес> обязана устранить указанные выше недостатки.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> организовать работы по приведению
состояния дороги по <адрес> в соответствие с требованиями
п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93, путем устранения просадок, выбоин и иных
повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, в срок до Дата.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Щучанский районный суд.
Судья: подпись А.А. Алданова