о понуждении к совершению определенных действий



2-635-2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щучанский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,

при секретаре Советкиной Т.Н.,

с участием помощника прокурора <адрес> Жуйкова Г.А.,

представителя ответчика Администрации <адрес> Бабушкиной А.Я., доверенность от Дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 03 декабря 2010 года

гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «А», Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МОУ «А», Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства о соблюдении санитарно-эпидемиологического законодательства в муниципальном образовательного учреждения «А» (МОУ «А»), расположенном по адресу: <адрес>, в результате установлено следующее. В соответствии с ч.1 ст.20 и ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Статьей 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от Дата №52-ФЗ (далее - Закон) установлено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. В соответствии со ст. 1 Закона государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровья человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Согласно ч.3 ст.39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии с п.10.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в образовательных учреждениях должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованныз систем питьевого водоснабжения. Согласно п.2.7.2 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Санитарно-эпидемиологические правила, гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях» в образовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация. В соответствии с п.2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета. Учебные помещения начальных классов, кабинетов физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением. Вместе с тем, в ходе проверочных мероприятий установлено, что учебные помещения, пищеблок, расположенные на 2 этаже здания МОУ «А» не обеспечены централизованным водоснабжением. Согласно ст. 50 Устава муниципального образования <адрес>, в собственности муниципального образования <адрес> может находиться: имущество, предназначенное для решения муниципальным образованием вопросов местного значения; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений. Согласно п.11 ст. 15 Федерального закона РФ №131 от 31.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. Учредителем МОУ «А» в соответствии с п. 1.3 Устава МОУ «А» является администрация <адрес>. Учредитель согласно п.п.6.1, 6.2 Устава МОУ «А» закрепляет за МОУ «А» объекты собственности, которые находятся в оперативном управлении МОУ «А». В соответствии с п. 6.5 Устава МОУ «А» финансовое обеспечение деятельности МОУ «АК» осуществляется учредителем в соответствии с законодательством России. В связи с изложенным, принимая во внимание то, что МОУ «А» являясь бюджетным учреждением, не имеет денежных средств на устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, на администрации <адрес> лежит обязанность по обеспечению указанного образовательного учреждения централизованным водоснабжением. Для этого учредитель обязан выделить денежные средства на проведение мероприятий по организации централизованного водоснабжения. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Неустранение нарушений санитарно-эпидемиологических требований создает угрозу для жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учреждения, то есть неопределенного круга лиц. Просил суд обязать муниципальное образовательное учреждение «А» обеспечить централизованное водоснабжение учебных помещений и пищеблока, расположенных на 2 этаже здания образовательного учреждения и обязать администрацию <адрес> осуществить финансирование работ по обеспечению централизованного водоснабжения учебных помещений и пищеблока, расположенных на 2 этаже здания муниципального образовательного учреждения «А».

В судебном заседании представитель истца исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, суду пояснил, как изложено выше.

Представитель ответчика МОУ «А» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, суду представил телефонограмму, в которой просил суд рассмотреть дело без своего участия.

Представитель ответчика Администрации <адрес> иск признала в полном объеме, суду пояснила, что учредителем МОУ «А» является администрация <адрес> и является источником его финансирования. В настоящее время администрацией района для оборудования "А" централизованным водоснабжением выделены необходимые денежные средства и в ближайшее время МОУ «А» будет обеспечена централизованным водоснабжением.

Представитель третьего лица на стороне истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес>, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, суду представил справку о результатах проверки МОУ «<адрес>», из которой следует, что на момент проверки Дата в здании школы отсутствовало водоснабжение (из-за слабого напора в сети вода на второй этаж не подается), что является нарушением требований п.2.7.2 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Установленный электрический водонагреватель не используется по причине отсутствия проточной холодной воды. Согласно требований п.2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02, холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета. В помещении для приготовления пищи не установлена 2-х секционная моечная ванна для мытья посуды, что является нарушением требований п.11.2 СаНПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Суд, выслушав стороны, ознакомившись с письменными материалами дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В комментируемой статье указаны лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых прокурор обращается в суд по любым гражданским делам. В заявлении прокурора должно быть указано, по какой причине сам гражданин не может предъявить иск (ч.3 ст.131 ГПК РФ). Интересы Российской Федерации должны быть определены в заявлении прокурора: требуется указать, в чем конкретно заключаются интересы государства.

В соответствии со ст.21 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства в МОУ «А» в связи с неудовлетворительным водоснабжением в школе, ставит под угрозу жизнь и здоровье сотрудников учреждения, а также обучающихся, чем влечет нарушение их права на безопасность жизни и здоровья.

Доводы прокурора об обстоятельствах, которые побудили его обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, признаются судом обоснованными.

В соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ установлено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии со ст.1 указанного Закона государственные санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровья человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно ч.3 ст.39 названного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п.10.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в образовательных учреждениях должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

Согласно п.2.7.2 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Санитарно-эпидемиологические правила, гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях» в образовательных учреждениях обеспечивается централизованное водоснабжение и канализация.

В соответствии с п.2.7.5 СанПиН 2.4.2.1178-02 холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины гигиены девочек, помещения медицинского кабинета. Учебные помещения начальных классов, кабинетов физики, химии, черчения, рисования, мастерские трудового обучения должны быть обеспечены холодным и горячим водоснабжением.

В соответствии с п.1.21 ст.7 Устава муниципального образования <адрес> к вопросам местного значения муниципального образования <адрес> относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования <адрес> от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 50 указанного Устава, в собственности муниципального образования <адрес> может находиться: имущество, предназначенное для решения муниципальным образованием вопросов местного значения; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений; имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования <адрес>.

В соответствии со ст.ст. 19, 21 Федерального закона от Дата №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относятся организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности, реализацию мер пожарной безопасности.

Согласно ст. 6 Федерального закона РФ № 131 от 31.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения - обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Учредителем МОУ «А» в соответствии с п. 1.3 Устава МОУ «А» является администрация <адрес>. Учредитель согласно п.6.1. Устава МОУ «А» закрепляет объекты собственности, которые находятся в оперативном управлении данной школы.

В соответствии с Уставом МОУ «А» финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется ее учредителем в соответствии с законодательством России.

В связи с изложенным, принимая во внимание то, что МОУ «А» являясь бюджетным учреждением, не имеет денежных средств по обеспечению централизованного водоснабжения учебных помещений и пищеблока, на администрации <адрес> лежит обязанность по осуществлению финансирования. Для этого учредитель обязан выделить денежные средства на обеспечение централизованного водоснабжения.

Способы защиты субъектами своих гражданских прав, в том числе путем пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, закреплены в ст. 12 ГК РФ.

Суд приходит к выводу, что несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований в МОУ «А», ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, сотрудников, иных граждан, влечет нарушение их прав на безопасность жизни и здоровья.

Суд считает необходимым обязать МОУ «А» устранить указанные выше недостатки.

Суд, с учетом всех обстоятельств дела, приходит к выводу, что обязанность по финансированию работ по обеспечению централизованного водоснабжения в учебных помещений и пищеблока, расположенных на втором этаже здания образовательного учреждения МОУ «А», должна быть возложена на администрацию МО <адрес>.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «А» обеспечить централизованное водоснабжение учебных помещений и пищеблока, расположенных на втором этаже здания образовательного учреждения.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> осуществить финансирование работ по обеспечению централизованного водоснабжения учебных помещений и пищеблока, расположенных на втором этаже здания образовательного учреждения МОУ «А».

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Щучанский районный суд.

Судья: подпись Ю.М. Симонов