о взыскнии недоплаченной заработной платы, предоставлении льгот и компенсаций, внесении изменений в трудовой договор



2-740-2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щучанский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,

при секретаре Советкиной Т.Н.,

с участием истцов Щелковой О.А., Анисимовой Т.А., Филипповой О.С., Ишмухаметовой Р.Х.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Щучье 13 декабря 2010 года

гражданское дело по иску Щелковой О.А., Анисимовой Т.А., Васечкиной Н.Ю., Филипповой О.С., Ишмухаметовой Р.Х., Склеминой Е.А. к Филиалу "А" о взыскании недоплаченной заработной платы, предоставлении льгот и компенсаций, внесении изменений в трудовой договор,

УСТАНОВИЛ:

Щелкова О.А., Анисимова Т.А., Васечкина Н.Ю., Филиппова О.С., Ишмухаметова Р.Х., Склемина Е.А. обратились в суд с иском к Филиалу "А" о взыскании недоплаченной заработной платы, предоставлении льгот и компенсаций, внесении изменений в трудовой договор, указывая, что они работают в "А" Щелкова О.А. по трудовому договору с Дата в должности ведущего бухгалтера, Анисимова Т.А. по трудовому договору с Дата в должности бухгалтера, Васечкина Н.Ю. по трудовому договору с Дата в должности бухгалтера, Филиппова О.С. по трудовому договору с Дата в должности экономиста, Ишмухаметова Р.Х. по трудовому договору с Дата в должности бухгалтера, Склемина Е.А. по трудовому договору с Дата в должности экономиста. Будучи работниками филиала "А", они непосредственно подчинялись начальнику финансового отдела (главному бухгалтеру) филиала "А". Их функциональные обязанности утверждает командир филиала "А". Практически все рабочее время они находятся в филиале "А", на объекте <данные>, где исполняют свои функциональные обязанности. Согласно своих функциональных обязанностей, утвержденных командиром филиала "А", они обязаны принимать участие в мероприятиях, направленных на <данные>. С Дата вступил в силу ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные>» № 136-ФЗ от Дата В соответствии со ст. 4 данного закона гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с <данные>, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. В соответствии со ст.5 данного закона гражданам, занятым на работах, предусмотренных частью третьей статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливаются сокращенная 36-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 календарных дней. Во исполнение названного Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные>» Правительством РФ постановлением № от Дата были утверждены «Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с <данные>, на льготы и компенсации» и «Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с <данные>, на льготы и компенсации». В филиале "А", в котором они фактически работают, имеется в «Списке производств» и проходит как объект по <данные>. В «Списке профессий и должностей» указана профессия «специалист (всех категорий и наименований)». Согласно трудовых договоров, они приняты на работу и работают в соответствии с тарификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Мин. Труда от 21.08.1998г. № 37 и изменениями и дополнениями), профессии ведущий бухгалтер, бухгалтер, экономист относятся к должностям специалистов, следовательно они имеют право на установленные ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные>» № 136-ФЗ от 07.11.2000 года льготы и компенсации. Частью 2 ст.4 ФЗ № 136 от

От 07.11.2000 года установлено, что размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Пунктом 2 Постановлением Правительства РФ за 188 от 29.03.2002 года установлено, «что гражданам, занятым на работах с <данные>, льготы и компенсации предоставляются на основании совместных решений руководителей, соответствующих федеральных органов исполнительной власти и генерального директора Российского Агентства по боеприпасам, согласованных с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда». Однако предусмотренные законодательством льготы и компенсации им предоставлены не были. Командование также отказалось внести указанные льготы и компенсации в трудовой договор, сославшись при этом на то, что должности, на которых они работают, не вошли в Перечень к Постановлению Правительства РФ № 188 от 29.03.2002 года должностей и профессий граждан, занятых на работах с <данные>, предусмотренных ч.2 и 3 ст. 1 ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные>», работа по которым дает право на социальные гарантии. На день написания заявления заработная плата выплачивалась им без учета повышенного коэффициента и ежемесячной надбавки за непрерывный стаж работы, отказано им также в предоставлении дополнительного отпуска. Они состоят в трудовых отношениях с филиалом <данные>, в лице их командира. В соответствии со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иным нормативными актами, содержащими нормы трудового права: Трудовым кодексом РФ, иными Федеральными законами, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительно власти. Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах и подзаконных актах должны соответствовать Трудовому Кодексу РФ. Согласно п.2 ст.9 ТК РФ трудовые договора не могут содержать условия, снижающие уровень прав и гарантий работников установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не могут применяться. Считают, что ответчик, отказывая им в предоставлении льгот и компенсаций, предусмотренных ст.ст. 117,144, 147 ТК РФ, ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные>» № 136-ФЗ от 07.11.2000 года Постановлением Правительства РФ № 188 от 29.03.2002 года, ссылаясь при этом на Перечень от 29.03.2002 года, нарушают их права. Так как Перечень МО РФ п.2 ст.115 Конституции РФ, ТК РФ, ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» № 136-ФЗ от 07.11.2000 года. Постановлением Правительства РФ № 188 от 29.03.2002 года в нарушении ч.3 ст.15 Конституции РФ не опубликован для всеобщего сведения, данный документ не может являться правовым основанием отказа в предоставлении им льгот и компенсации, предусмотренных трудовым законодательством.

Просили суд взыскать с ответчика недоплаченную заработную плату в пользу Щелковой О.А. за <данные> в сумме <данные> руб., Анисимовой Т.А. за <данные> в сумме <данные> руб., Васечкиной Н.Ю. за <данные> в сумме <данные> руб., Филипповой О.С. за <данные> в сумме <данные> руб., Ишмухаметовой Р.Х. за <данные> в сумме <данные> руб., Склеминой Е.А. за <данные> в сумме <данные> руб. Обязать ответчика внести следующие изменения в трудовые договора и в дальнейшем до изменения их функциональных обязанностей и действующего законодательства, установить доплаты в связи с вредными условиями труда; коэффициент повышения должностного оклада - 1,5; надбавка к месячному заработку за стаж непрерывной работы - 15-30%; ежегодное вознаграждение - 2 должностных оклада; установить продолжительность рабочей недели - 36 часов; установить дополнительный оплачиваемый отпуск - 21 календарный день.

В судебном заседании истцы исковые требования поддержали, суду пояснили, как изложено выше, дополнив, что их функции и условия труда не изменились, их рабочие места находятся в промышленной зоне <адрес>. Их здоровье ежедневно подвергается риску от воздействий вредных <данные>. Произведена аттестация их рабочих мест: по факторам производственной среды и трудового процесса с классом <данные>; по травмобезопасности с классом <данные>; по обеспечению СИЗ - соответствует требованиям обеспеченности СИЗ.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело без своего участия, суду представил письменный отзыв, относительно исковых требований истцов, в котором указывал, что с исковыми требованиями истцов не согласен по следующим основаниям. Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 188 предусматривает, что льготы и компенсации предоставляются гражданам, занятых на работах с <данные>, на основании совместный решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и ген. директора Российского агентства по боеприпасам, согласованных с Минтруда и соц. развития РФ, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, за фактически отработанное время. Таким образом, Правительство РФ в названном выше постановлении предоставило командованию "А" полномочия предоставлять льготы и компенсации при соблюдении именно следующих условий: - аттестация рабочих мест по условиям труда; - наличие в ведомственном Перечне должности, занимаемой работником. Поскольку должности «<данные>», «<данные>», «<данные>» по своему точному наименованию отсутствуют в названном ведомственном Перечне профессий и должностей военнослужащих и гражданского персонала, занятых на работах с <данные>, то соответственно у командования <данные> отсутствуют и основания предоставлять истцам названные льготы.

Суд, заслушав доводы истцов, ознакомившись с письменным отзывом ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные суду доказательства в совокупности, приходит к следующему.

Из дела видно, что между ответчиком (Работодателем) и истцами (Работниками) заключены типовые трудовые договоры на неопределенный срок. Их должности предусмотрены штатным расписанием "А", их должностные обязанности регламентированы должностными инструкциями. Типовыми трудовыми договорами закреплено, что за выполнение трудовых обязанностей Работнику устанавливается заработная плата в размере должностного оклада.

Рабочие места истцов по занимаемыми ими должностей по условиями труда аттестованы комиссией производственного объекта <данные> - "А" и согласно карты аттестации условия труда отнесены к работам с вредными и опасными условиями труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные>» № 136-ФЗ от 07.11.2000 года, гражданам, занятым на работах с химическим оружием, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

В соответствии со ст. 5 данного закона гражданам, занятым на работах, предусмотренных частью третьей статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливаются сокращенная 36-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 календарных дней.

Во исполнение названного Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные>» Правительством РФ постановлением № 188 от 29.03.2002г. были утверждены «Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с <данные>, на льготы и компенсации» и «Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на льготы и компенсации».

В филиале "А", в котором истцы фактически работают, имеется в «Списке производств» и проходит как объект <данные>. В «Списке профессий и должностей» указана профессия «специалист (всех категорий и наименований)».

Согласно трудовых договоров, они приняты на работу и работают в соответствии с тарификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Мин. Труда от 21.08.1998г. № 37 с изменениями и дополнениями), профессии ведущий бухгалтер, бухгалтер, экономист относятся к должностям специалистов, следовательно, они имеют право на установленные ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» № 136-ФЗ от 07.11.2000 года льготы и компенсации.

Частью 2 ст.4 ФЗ № 136 от 07.11.2000 года установлено, что размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановлением Правительства РФ за 188 от 29.03.2002 года установлено, «что гражданам, занятым на работах с <данные>, льготы и компенсации предоставляются на основании совместных решений руководителей, соответствующих федеральных органов исполнительной власти и генерального директора Российского Агентства по <данные>, согласованных с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда».

На день обращения истцов в суд заработная плата выплачивалась им без учета повышенного коэффициента и ежемесячной надбавки за непрерывный стаж работы, дополнительные отпуска не предоставлялись.

Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала Трудового кодекса и всех иных нормативных правовых актов о труде. Содержание норм трудового законодательства определяется и федеральными конституционными законами. Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах и подзаконных актах должны соответствовать Трудовому Кодексу РФ.

Согласно п.2 ст.9 ТК РФ трудовые договора не могут содержать условия, снижающие уровень прав и гарантий работников установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не могут применяться.

Отказывая в предоставлении льгот и компенсаций, предусмотренных ст.ст. 117, 144, 147 ТК РФ, ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные>» № 136-ФЗ от 07.11.2000 года Постановлением Правительства РФ № 188 от 29.03.2002 года, ответчик нарушает трудовые права истцов.

В силу п.1 ст.352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Судебная защита является одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод.

Судом признаются требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Щелковой О.А., Анисимовой Т.А., Васечкиной Н.Ю., Филипповой О.С., Ишмухаметовой Р.Х., Склеминой Е.А. удовлетворить.

Взыскать с Филиала "А" недоплаченную заработную плату в пользу Щелковой О.А. за <данные> в сумме <данные>, Анисимовой Т.А. за <данные> в сумме <данные>, Васечкиной Н.Ю. за <данные> в сумме <данные>, Филипповой О.С. за <данные> в сумме <данные>, Ишмухаметовой Р.Х. за <данные> в сумме <данные>, Склеминой Е.А. за <данные> в сумме <данные>.

Обязать Филиал "А" внести следующие изменения в трудовые договора Щелковой О.А., Анисимовой Т.А., Васечкиной Н.Ю., Филипповой О.С., Ишмухаметовой Р.Х., Склеминой Е.А. и в дальнейшем до изменения их функциональных обязанностей и действующего законодательства, установить доплаты в связи с вредными условиями труда; коэффициент повышения должностного оклада - <данные>; надбавку к месячному заработку за стаж непрерывной работы - <данные>%; ежегодное вознаграждение - <данные>; установить продолжительность рабочей недели - 36 часов; установить дополнительный оплачиваемый отпуск - 21 календарный день.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы в Щучанский районный суд.

Судья: подпись Ю.М.Симонов