2-754-2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Щучанский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,
при секретаре Советкиной Т.Н.,
с участием истца прокурора Жуйкова Г.А. в интересах Масловой Е.А.,
заинтересованного лица Масловой Е.А.,
представителя ответчика администрации <адрес> в лице главы администрации <адрес> сельсовета ФИО1,
представителя третьего лица - органа опеки и попечительства <адрес> ФИО2, доверенность № от Дата,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 28 декабря 2010 года
гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Масловой Е.А. к Администрации <адрес> о предоставлении жилья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах Масловой Е.А. обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о предоставлении жилья, указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено следующее. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после прекращения опеки, пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 года № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области» норма предоставления в жилищном фонде Курганской области для нуждающихся граждан, равна 15 квадратным метрам общей площади на одного члена семьи. Согласно ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты средств на содержание ребенка опекуну (попечителю)» дополнительные гарантии прав на жилое помещение для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются Администрацией (Правительством) Курганской области. В порядке реализации федерального и областного законодательства в части обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Правительством Курганской области принято Постановление от 13.05.2008 №186 «О порядке финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа». Данным постановление определен порядок финансирования предоставления жилья путем предоставления субвенций органам местного самоуправления на указанные цели. Маслова Е.А., Дата рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители лишены родительских прав. В Дата Маслова Е.А. поступила на 1 курс ГОУ НПО «ПУ» <адрес>, где находилась на полном государственном обеспечении. Образовательное учреждение Маслова Е.А. окончила Дата, ей присвоена квалификация <данные>. Постановлением администрации <адрес> от Дата № Маслова Е.А.признана нуждающейся в предоставлении жилья вне очереди. Своего жилья в собственности Маслова Е.А. не имеет, закрепленного жилого помещения за Масловой Е.А. нет. Маслова Е.А. имеет на иждивении малолетнего ребенка, по настоящее время вынуждена проживать в жилом помещении по договору найма. Согласно преамбулы и ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий закон распространяется на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет. В силу ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вправе обратиться прокурор, наряду с органом опеки и попечительства, опекунами, а также самими сиротами. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о социальной защите, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Просил суд обязать Администрацию <адрес> предоставить Масловой Е.А., Дата рождения жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес> сельсовета <адрес>, общей площадью не менее 15 квадратных метров.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, суду пояснил, как изложено выше.
Заинтересованное лицо Маслова Е.А. поддерживала доводы прокурора, суду дополнила, что после окончания <адрес> ПУ № она вышла замуж, родила ребенка, проживала у мужа по адресу: <адрес>. Семейные отношения не сложились, в настоящее время она с ребенком снимает жилье по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика администрации <адрес> иск по существу признала, суду пояснила, что Маслова Е.А., как нуждающейся в жилом помещении, была поставлена на учет в Администрацию <адрес> Дата Из-за отсутствия свободных муниципальных жилых помещений на территории МО <адрес> и отсутствие денежных средств на приобретение таковых администрация предоставить жилое помещение Масловой Е.А. не может.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства администрации <адрес> поддержала доводы прокурора, изложенные в иске, считала, что Маслова Е.А. не может оставаться без жилья, заявка на финансирование по приобретению жилья для Масловой Е.А. направлена в <адрес>.
Суд, выслушав доводы прокурора в интересах Масловой Е.А., представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующему.
Из дела видно, что Маслова Е.А. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как родители ее лишены родительских прав, мать ФИО3 лишена родительских прав по решению <адрес> суда <адрес> от Дата, отец ФИО4 лишен родительских прав по решению <адрес> суда <адрес> от Дата.
В соответствии с постановлением Администрации <адрес> № от Дата, за находящейся на опеке, несовершеннолетней Е.А. закреплено право проживания по адресу: <адрес> (л.д.12).
На основании Постановления <адрес> № от Дата «Об определении несовершеннолетней Е.А. в детский дом», несовершеннолетняя Е.А., Дата года рождения определена в детский дом. Закреплено жилье за Е.А. по адресу: <адрес> (л.д.13). Постановлением Администрации <адрес> № от Дата, внесены следующие изменения в постановление администрации <адрес> от Дата № «Об определении несовершеннолетней Е.А. в детский дом»: п.2 изложено в следующей редакции «Закрепить право пользования жилым помещением не представляется возможным» (л.д.14).
Постановлением Администрации <адрес> № от Дата, Маслова Е.А. признана нуждающейся во внеочередном предоставлении жилья, как лица из числа детей сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей (л.д.18).
Своего жилья в собственности Маслова Е.А. не имеет, закрепленного жилого помещения за Масловой Е.А. нет, что подтверждается информацией <адрес> отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от Дата № (л.д.19). Маслова Е.А. имеет на иждивении малолетнего ребенка (свидетельство о рождении от Дата) (л.д.16), по настоящее время вынуждена проживать в жилом помещении по договору найма.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончанию службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончанию службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Курганской области от 31.12.2004 г. № 6 (ред. от 03.04.2007) «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), приемной семье» дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение для детей-сирот. Детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются Администрацией (правительством) Курганской области.
Администрация (Правительство) Курганской области определяет порядок финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством).
В соответствии с Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 24.04.2006 г. № 129 (ред. от 22.10.2007) «О порядке финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) в приемных семьях, и лиц из их числа» определен Порядок финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) в приемных семьях, и лиц из их числа.
Согласно данному Порядку возмещению за счет средств областного бюджета подлежат расходы местных бюджетов, связанных с приобретением жилых помещений для дальнейшего предоставления их детям-сиротам по договору социального найма. Перечисление субвенций местных бюджетов Курганской области осуществляет Главное управление образования Курганской области на основании сводной бюджетной росписи доходов и расходов областного бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Для получения средств из областного бюджета органы местного самоуправления муниципальных образований Курганской области представляют в Главное управление образования Курганской области заявку на финансирование расходов, связанных с приобретением жилых помещений для дальнейшего предоставления их детям-сиротам по договору социального найма.
В случае предварительного финансирования к заявке прилагается копия договора намерения приобретения жилого помещения.
Таким образом, предоставление средств областного бюджета осуществляется по факту обеспечения жилым помещение указанной категории граждан. Какие-либо расчеты между бюджетом субъекта РФ и гражданином в данной случае не допускаются.
В соответствии с п.5 ст.2 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области», указанного в исковом заявлении, норма предоставления в жилищном фонде Курганской области равная пятнадцати квадратным метрам общей площади на одного члена семьи предусмотрена для категории граждан, указанных в пункте 3 статьи 1 закона (т.е. для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после I января 2005 года, и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, создаваемых исполнительными органами государственной власти Курганской области). В соответствии же с п.2 ст.2 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 г. № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области» норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предусмотренными по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с ч.2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания гражданам (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с ч.3 ст.57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправлении.
В соответствии с Типовым договором социального найма наймодатель обязан передать нанимателю свободное от прав иных граждан и пригодное для проживания жилое помещение. Предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным от смежных жилых и нежилых помещений, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным (применительно к условиям данного населенного пункта), быть юридически и фактически свободным, находиться в черте соответствующего населенного пункта, являющегося местом жительства гражданина и быть общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Статья 49 ЖК РФ определяет, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального фонда.
Таким образом, ЖК РФ не содержит в настоящее время указаний на то, что по договору социального найма должно быть представлено именно благоустроенное жилое помещение.
Предоставляемое жилое помещение должно отвечать санитарным и техническим нормам, то есть быть пригодным для проживания.
Поскольку Маслова Е.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и она имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением, суд считает необходимым обязать администрацию <адрес> предоставить Масловой Е.А. отдельное (изолированное) жилое помещение, расположенное на территории <адрес>, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м.
По мнению суда, ссылка представителя ответчика на отсутствие у администрации муниципального образования <адрес> свободных жилых помещений, а также необходимых денежных средств на приобретение необходимого жилого помещения Масловой Е.А. являются несостоятельными, не освобождает его от выполнения обязанностей, установленных законом.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес>в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Масловой Е.А., Дата рождения к Администрации <адрес> о предоставлении жилья, удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> предоставить Масловой Е.А., Дата рождения, отдельное (изолированное) жилое помещение, расположенное на территории <адрес>, соответствующее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв. м.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Щучанский районный суд.
Судья: подпись Ю.М. Симонов