2-738/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Щучанский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Алдановой А.А.
при секретаре Голдобеевой А.В.
с участием прокурора Волчихина И.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Щучье 30декабря 2010 года
гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к СОЗЫКИНУ А.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами
установил:
В суд обратился прокурор <адрес> с иском к Созыкину А.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения территориальными органами федеральных органов государственной власти выполнения требований Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г.
В ходе проверки установлено, что гр. Созыкин А.В. состоит на диспансерном учете у врача-<адрес> больницы с диагнозом <данные> с Дата.
Согласно перечню медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28.04.1993 года № 377, лица, страдающие заболеваниями «алкоголизм, наркомания, токсикомания», не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности.
Более того, согласно приказу Министерства здравоохранения СССР № 555 от 29.09.1989 года заболевание «хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания» является препятствием в получении прав на управление транспортными средствами, а лица страдающие данными заболеваниями могут быть допущены к управлению транспортными средствами только после лечения и снятия с учета у врача нарколога.
Начальником МРЭО ГИБДД ОВД по <адрес> предоставлена справка, согласно которой Созыкину А.В. Дата выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами.
В соответствии с нормами статей 23,25 ФЗ «О безопасности дорожного движения», кандидаты в водители в обязательном порядке должны проходить медицинское освидетельствование с целью определения медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности и могут быть допущены к управлению транспортными средствами в случае отсутствия ограничений.
Статья 28 указанного Закона в качестве одного из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами предусматривает ухудшение здоровья водителя, препятствующее управлению транспортными средствами.
В соответствии со ст. 1 данного Закона задачами настоящего ФЗ являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со статьей 24 Закона закреплено право граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Созыкин А.В., страдающий заболеванием <данные> и, состоящий на диспансерном учете у врача-<данные>, в нарушение требований закона, обладает правом на управление транспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации, создает потенциальную угрозу другим участникам дорожного движения и способствует уровню роста дорожно-транспортных происшествий.
Просит прекратить действие права на управление транспортными средствами у Созыкина А.В. Дата рождения, водительское удостоверение №, выдано Дата.
В судебном заседании прокурор Волчихин И.Л. требования истца поддержал, пояснил, как изложено выше. Просил иск удовлетворить.
Ответчик Созыкин А.В. с иском не согласился, пояснил, что в Дата он по собственной инициативе, по настоянию жены поехал в наркологическую больницу <адрес> и лечился от <данные> в течение <данные> дней. В Щучанскую ЦРБ он не обращался за помощью, на учет не вставал, и о том, что он поставлен на учет, не знал. Узнал из судебной повестки и искового заявления прокурора. Работает электромонтером "А" уже <данные> лет. Медицинские комиссии всегда проходит 1 раз в 2 года. В <адрес> ЦРБ тоже неоднократно с тех пор проходил медосмотры, в том числе и для предъявления в Госавтоинспекцию в начале Дата и в Дата, Дата. В медицинской справке № от Дата нарколог лично сделал отметку, что на учете он не состоит. Никогда его нарколог не вызывал в больницу, ни о чем не беседовал, не предупреждал, курсов лечения не назначалось, на приемы не вызывали, на комиссию не приглашали, характеристик не требовали, срок не устанавливали. Просил в иске прокурору отказать.
Представитель третьего лица УГИБДД ОВД по <адрес> в судебное заседание не явился. Был извещен судом надлежащим образом, направил письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии, исковые требования прокурора поддерживает.
Суд признает исковые требования прокурора <адрес> не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Специалист ФИО2, врач-<адрес> ЦРБ, суду пояснил, что Созыкин А.В. находился на лечение в больнице <адрес> с Дата по Дата, <данные> лет кодировался анонимно, проведено лечение, ему выданы рекомендации, ему была назначена явка Дата в Щучанскую ЦРБ, но он не явился на прием. В Дата встал вопрос о выдачи выписки с диагнозом <данные>.
Согласно сведений о выдаче водительских удостоверений (л.д.8), предоставленных МРЭО ГИБДД ОВД по <адрес>, Созыкину А.В. Дата выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами.
Согласно справки ВКК № от Дата (л.д. 9) Созыкин А.В., Дата рождения, состоит на диспансерном учете у нарколога с Дата с диагнозом <данные>, не годен к управлению транспортными средствами. Основание : Постановление Правительства РФ № 377 от 28.04.1993г. Приказ МЗ СССР от 29.09.1989 г. № 555
Созыкин А.В. поставлен на диспансерный учет в <адрес> ЦРБ незаконно.
В соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания, организуется профилактическое наблюдение.
Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР. В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.
При установлении диагноза хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании больные в обязательном порядке предупреждаются о социально-правовых аспектах, связанных с наличием наркологических заболеваний (ограничения на определенные виды трудовой деятельности, возможность принудительного лечения и т.д.). За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливают следующие сроки диспансерного учета: больных хроническим алкоголизмом - 3 года; больных наркоманией и токсикоманией - 5 лет. В процессе диспансерного учета наркологические больные могут получать лечение, как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. При этом сроки лечения устанавливаются лечащим врачом каждый раз индивидуально. Снятие с диспансерного учета производится по следующим причинам: - стойкая ремиссия (выздоровление); -изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение);- осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года; - в связи со смертью. В отдельных случаях, когда наркологическое учреждение не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры ( в том числе обращения в местные органы внутренних дел), при отсутствии объективных сведений о его месте нахождения - данный больной снимается с диспансерного учета. Осмотры наркологических больных необходимы для осуществления контроля за состоянием больного в процессе динамического наблюдения, проведения лечения и профилактических мер медицинского характера. При этом осмотром наркологических больных может считаться только личный контакт с пациентами участкового врача психиатра-нарколога, участковой медсестры, фельдшера наркопункта, фельдшера(медсестры) социальной помощи, сопровождающийся обследованием, лечебным воздействием или назначением медикаментозных средств. Частота осмотров больных 1 группы( больные, обратившиеся за медицинской помощью впервые в жизни(вновь взятые на диспансерный учет)) составляет в среднем не реже 1 раза в месяц (вне пребывания больного в стационаре).
В судебном заседании установлено, что Созыкин А.В. добровольно, самостоятельно, анонимно обратился в Дата в <адрес> ОПНД за медицинской помощью в связи со <данные>.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 - жена ответчика, суду пояснила, что проживает в браке с Созыкиным А.В. с Дата. В Дата муж запил. Она потребовала от мужа пролечиться у нарколога. Он согласился, и она вместе с его братом увезли его в <адрес>. После выписки из <адрес> еще ездили в <адрес> клинику, где в течение двух месяцев прошли курс лечения в ООО МЦТАМ «Б» продуктами пчеловодства. Сейчас муж чувствует себя хорошо, <данные> не злоупотребляет. В <адрес> ЦРБ мужа не приглашали, на учет не ставили, ни о чем не предупреждали и никакого лечения не назначали. Их семья пережила трудный период в связи с <данные> мужа, но он преодолел свою болезнь. У них двое детей, оба больны <данные>, состоят на учете в больнице <адрес>, куда периодически ездят на прием, осмотр и лечение. Без автомобиля они не смогут лечить детей. Муж не злоупотребляет <данные>. Считает неправильным постановку мужа на учет в <адрес> ЦРБ.
Из представленных ответчиком характеристик от участкового уполномоченного ОВД по <адрес> от Дата, главы <адрес>, начальника "А" следует, что Созыкин А.В. характеризуется исключительно положительно, заботливый семьянин, заботливый сын, <данные> не злоупотребляет.
Из справки ВКК №т Дата следует, что Созыкин А.В. состоит на учете с Дата.
Информация, являющаяся врачебной тайной, не подлежит разглашению.
Согласно пункту 6 статьи 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. № 5487-1 при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 Основ. Указанные права гарантированы статьей 23 Конституции РФ, где закреплено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицам, которым они стали известны при исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 61 основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Представление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1)в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
2)при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3)по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте, установленном частью второй статьи 24 настоящих Основ, для информации его родителей или законных представителей;
5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
6)в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из этого следует, что Созыкин А.В. был необоснованно поставлен на диспансерный учет в качестве хронического <данные> и, соответственно, сведения представлены неверные и, кроме того, незаконно.
Конституцией РФ и Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан каждому гражданину РФ гарантируется неприкосновенность его личной жизни, в том числе врачебная тайна. Исключения из этого общего правила могут предусматриваться лишь федеральными законами. Исключения, касающиеся существа данного спора, предусмотрены частями 3 и 4 статьи 61 основ, когда сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть предоставлены без согласия гражданина. Однако, как усматривается из материалов дела, такие обстоятельства не имели место. Факт согласия ответчика на лечение, не свидетельствует о его согласии также и на постановку на учет.
Нарушены требованиями Инструкции № 704 от 12.09.1988г. о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, нарушено конституционное право ответчика на неприкосновенность частной жизни. За <данные> год состояния на учете Созыкину А.В. не назначалось ни одного осмотра, его не приглашали на прием в больницу, не назначали сроков лечения амбулаторно или в стационаре, не приглашали на врачебно-консультационную комиссию, то есть не проводилось никакой работы, свидетельствующей о том, что больной действительно состоит на учете. В соответствии с вышеназванной Инструкцией установлен срок диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом - 3 года. При этом, за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливается срок диспансерного учета. Из пояснений ответчика следует, что в отношении него не проводилась та работа, которая предусмотрена в отношении лиц состоящих на диспансерном учете. Фактически в отношении Созыкина А.В. было установлено профилактическое наблюдение.
При таких обстоятельствах требования прокурора <адрес> нельзя признать обоснованными.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> о прекращении действие права на управление транспортными средствами у Созыкина А.В. Дата рождения оставить без удовлетворения за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в срок 10 дней с подачей жалобы через Щучанский районный суд со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02 января 2011 года.
Судья: подпись А.А. Алданова