2-357-2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Щучанский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Симонов Ю.М., при секретаре Советкиной Т.Н., с участием истца - заместителя прокурора <адрес> Палаткина Е.А. в интересах Курбатовой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье Дата гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Курбатовой Ю.М. к Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор <адрес> в интересах Курбатовой Ю.М. обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий, указывая, что в связи с поступившей в прокуратуру района жалобой гражданки Курбатовой Ю.М. по вопросу нарушения ее жилищных прав, прокуратурой района проведена проверка, при этом установлено следующее. В соответствии с ч.2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Согласно ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение). Согласно п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия (далее - комиссия). При этом в состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. В соответствии с Распоряжением администрации <адрес> от Дата № определен состав межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания (далее - Комиссия). Согласно Распоряжения администрации <адрес> от Дата № утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания. Комиссия Дата провела оценку соответствия установленным в Положении требованиям жилого помещения, в котором проживает Курбатовой Ю.М., и признала указанное жилое помещение пригодным для проживания. В связи с чем жилищной комиссией <адрес> от Дата Курбатовой Ю.М. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние, а также должна проводится оценка степени его огнестойкости, условий эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ. Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям включает составление комиссией составление акта обследования помещения и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. Вопреки вышеуказанных требований законодательства при составлении акта обследования помещения № от Дата отсутствовали представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической безопасности, а также органов уполномоченных на проведение регистрации объектов недвижимости. Кроме того, согласно ст. 8 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон) государственная политика в отношении ветеранов предусматривает реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей.Пунктом 4 ч.1 ст.21 Закона закреплено, что мерой социальной поддержки для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.В соответствии с Указом президента РФ №714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов»постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».Согласно п. 12 Положения жилое положение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).Вместе с тем установлено, что в <адрес> имеются централизованные инженерные системы отопления, водоснабжения, водоотведения, а также газоснабжения.При этом, проверка показала, что Курбатова Ю.М. проживает в доме в котором отсутствуют какие - либо благоустройства и инженерное обеспечение, поскольку отопление дома Курбатовой Ю.М. печное, канализацией служит выгребная яма, централизованное холодное водоснабжение и газоснабжение отсутствует. Более того, для Курбатовой Ю.М. Дата.р. проживающей в неблагоустроенном доме, по состоянию здоровья и в связи с преклонным возрастом крайне затруднительно ходить за дровами и водой, а также топить печь.Соответственно, жилой дом, в котором проживает Курбатова Ю.М., не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и не может быть признан пригодным для проживания, в связи с чем Курбатова Ю.М. имеет право на признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, за прокурором закреплено право, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина.При этом Дата в прокуратуру района поступило заявление Курбатовой Ю.М., в котором она просит защитить ее права и законные интересы. Поскольку Курбатова Ю.М. является пенсионером, ветераном труда, вдовой ветерана ВОВ, юридически не грамотной, а отсутствие денежных средств не позволяет ей оплатить расходы, связанные с получением квалифицированной юридической помощи, прокурор в силу данных объективных уважительных причин и обращается с настоящим иском в защиту прав Курбатовой Ю.М.Статьей 256 ГПК РФ закреплен трехмесячный срок подачи в суд заявления об оспаривании действия органа местного самоуправления, однако учитывая, что жалоба Курбатовой Ю.М. поступила в прокуратуру <адрес> Дата, срок начинает течь со дня, когда прокурору стало известно о нарушении прав гражданина. Просил суд признать незаконными акт обследования помещения № от Дата и обязать межведомственную комиссию <адрес> по признанию жилых помещений непригодными для проживания повторно обследовать жилое помещение, в котором проживает Курбатова Ю.М., с привлечением представителей органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической безопасности, а также органов уполномоченных на проведение регистрации объектов недвижимости.Обязать жилищную комиссию <адрес> поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Курбатову Ю.М. В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просил суд: признать незаконным акт обследования помещения № от Дата; признать незаконным отказ администрации <адрес> в постановке на учет Курбатовой Ю.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию <адрес> поставить Курбатову Ю.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом. В своем письменном отзыве относительно заявленных требований прокурора в интересах Курбатовой Ю.М. исковые требования прокурора признал, просил суд рассмотреть дело по существу без его участия. Суд, выслушав доводы прокурора в интересах Курбатовой Ю.М., допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В комментируемой статье указаны лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых прокурор обращается в суд по любым гражданским делам. В заявлении прокурора должно быть указано, по какой причине сам гражданин не может предъявить иск (ч.3 ст.131 ГПК РФ). Доводы прокурора, изложенные в иске, об обстоятельствах, которые побудили его обратиться в суд в защиту конкретного гражданина Курбатовой Ю.М., признаются судом обоснованными. Из дела видно: ФИО1, Дата рождения, являлся участником (инвалидом) ВОВ и принимал участие в качестве военнослужащего, проходившим службу в действующей армии в период Великой Отечественной войны в составе 432 отдельного Волочаевского краснознаменного стрелкового полка с августа 1945 года по сентябрь 1945 года (л.д. 65, 66, 67). ФИО1 умер Дата (л.д. 42). Курбатова Ю.М. являлась супругой умершего ФИО1, что подтверждается свидетельством о браке (л.д. 55). Курбатова Ю.М. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 3, 63). Собственниками данного жилого помещения - квартиры общей площадью <данные> кв.м., в том числе жилой <данные> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, являлись ФИО1 (участник Великой Отечественной войны) и Курбатова Ю.М., что подтверждается договором на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от Дата. Договор зарегистрирован в БТИ (л.д.24). В квартире <адрес> с Курбатовой Ю.М. зарегистрирован и проживает также сын ФИО1 и Ю.М., - ФИО2 (л.д. 63). Администрацией <адрес> отказано Курбатовой Ю.М. в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, по обстоятельству, что жилое помещение, которое занимает она, признано пригодным для проживания (л.д.21). В соответствии с требованиями ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. В силу ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с п.п. 4 п.1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Из смысла положений ст.21 Федерального закона «О ветеранах» следует, что обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой отечественной войны осуществляется при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренных по договору социального найма, установлен ст.51 Жилищного кодекса РФ. В силу п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются, в том числе, граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В силу п.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. В соответствии с п.п.4 и 5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Решением <адрес> Думы от Дата № установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в администрацию города в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д. 57). Таким образом, из расчета, что общая площадь жилого помещения, занимаемого Курбатовой Ю.М. и ФИО2, составляет более 12 квадратных метров общей площади на одного человека, что превышает установленную учетную норму площади жилого помещения. Вместе с тем, согласно п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требования. Согласно ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от Дата № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение). Согласно п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, является межведомственная комиссия (далее - комиссия). При этом в состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. В соответствии с Распоряжением администрации <адрес> от Дата № определен состав межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания (далее - Комиссия). Согласно Распоряжения администрации <адрес> от Дата № утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания. Комиссия Дата провела оценку соответствия установленным в Положении требованиям жилого помещения, в котором проживает Курбатовой Ю.М., и признала указанное жилое помещение пригодным для проживания. В связи с чем жилищной комиссией <адрес> от Дата Курбатовой Ю.М. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние, а также должна проводится оценка степени его огнестойкости, условий эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ. Согласно п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям включает составление комиссией составление акта обследования помещения и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. Между тем, при составлении акта обследования помещения № от Дата отсутствовали представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической безопасности, а также органов уполномоченных на проведение регистрации объектов недвижимости. Выводы межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания не соответствуют п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. № 47. При таких обстоятельствах акт обследования жилого помещения № от Дата признается судом не законным и подлежит отмене. Согласно п. 12 Положения жилое положение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных. В <адрес> имеются централизованные инженерные системы отопления, водоснабжения, водоотведения, а также газоснабжения. Курбатова Ю.М. является владельцем квартиры по адресу: <адрес>, зарегистрирована и проживает в ней, иного жилого помещения на территории РФ в собственности или по договору социального, служебного найма не имеет. Квартира без каких-либо благоустройств и инженерного обеспечения, отопление печное, канализация, централизованное холодное водоснабжение и газоснабжение отсутствуют. Ответчиком признается данное обстоятельство в акте обследования помещения № от Дата записано: «без благоустройств, отопление местное, печное» (л.д. 19). Курбатовой Ю.М. Дата.р., как вдове участника ВОВ, с группой инвалидности, проживающей в неблагоустроенном жилом помещении, по состоянию здоровья, передвигающейся при помощи костылей и в связи с преклонным возрастом, ей <данные> года, крайне затруднительно обеспечивать себя теплом, заготавливать дрова, топить печь, ходить за водой на колонку на соседнюю улицу. Ее единственный сын, который проживает в ее квартире и ухаживает за ней, также является пенсионером по возрасту и сам нуждается в постороннем уходе. Суд полагает, что жилое помещение, в котором проживает Курбатова Ю.М., не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и, не может быть признано пригодным для проживания, в связи с чем, Курбатова Ю.М. имеет право на признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. В силу положения главы 25 ГПК РФ, на ответчика возложена обязанность по доказыванию законности принятого действия. Вместе с тем, ответчиком суду не представлено убедительных доказательств, подтверждающих законность отказа Курбатовой Ю.М. в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора <адрес>в интересах Курбатовой Ю.М., удовлетворить. Признать незаконным акт обследования помещения № от Дата. Признать незаконным отказ администрации <адрес> в постановке на учет Курбатовой Ю.М. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию <адрес> поставить Курбатову Ю.М. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Щучанский районный суд. Судья: подпись Ю.М. Симонов