о понуждении к совершению определенных действий



2-487-2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щучанский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Трапезникова В.И.

при секретаре Лукичевой О.М.

с участием заместителя прокурора Щучанского района Палаткина Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 14 июля 2011 года

гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий,

Установил:

И.о.прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий, указывая, что в связи с поступившей в прокуратуру <адрес> коллективной жалобой жителей <адрес>, на неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, прокуратурой района совместно с Управлением Государственного автодорожного надзора по <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, в результате установлено следующее.

В соответствии с ч 1 ст.20 и ч 1 ст.41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В силу ст. З Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно п.п.1,3 ст.24 Закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с п.4 ст.6 Закона, ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Реализация указанных полномочий, в том числе содержание и строительство автодорог общего пользования, является расходным обязательством муниципальных образований.

В силу ст.ст.13, 15, 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

Статья 12 Закона предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации предъявляемым требованиям возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Согласно положениям ст.21 Закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности, дорог органами местного самоуправления в ведении которых находятся дороги.

Кроме того, в силу п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 закреплено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

В соответствии с п. 3.1.10, 3.1.11, 3.1.12 ГОСТ Р 50597-93 не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2 см, не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3 см. Разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть произведена в течение не более 3 часов.

Согласно 3.2.1. ГОСТ Р 50597-93, обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.

В соответствии с таблицей №1 ГОСТ Р 50597-93, срок ликвидации повреждений дорожного покрытия не должен превышать 10 суток.

При этом требования ГОСТ Р 50597-93 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Частью 1 ст.32 Устава <адрес> (далее Устав) предусмотрено, что администрация <адрес> исполнительно - распорядительный орган <адрес>, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес> федеральными законами и законами <адрес>.

К полномочиям администрации <адрес> относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (п. 6 ч.1 ст. 33 Устава).

В то же время проведенной проверкой установлено, что дорожное покрытие на улицах <адрес> и <адрес> в <адрес> не соответствует предъявляемым законодательством требованиям. По причине длительного непринятия мер по приведению дорожного покрытия в надлежащее состояние, отмеченные дороги в настоящее время представляет собой череду ям и рытвин, став трудно проезжими для автомобилей и из-за отсутствия тротуаров трудно проходимыми для пешеходов, что обоснованно вызвало поток общественного возмущения и жалобы граждан.

Так, согласно Акту проверки состояния технического состояния улиц <адрес> и <адрес> в <адрес> от Дата, составленного специалистом Управления государственного автодорожного надзора по <адрес>, выявлены нарушения.

Так, дорожное покрытие улицы <адрес> имеет следующие нарушения: асфальтобетонное покрытие разрушено полностью на участках протяженностью около 6,20,100 метров (вблизи домов № , , - соответственно); ямы диаметром от 0,5 м до 1,5 метров глубиной более 10 см через каждые 3-6 метров на участках дороги длиной около 20,50,50 метров (дома ,, , - соответственно); колодцы на инженерных коммуникациях не имеющие оголовков и накрытые деревянными щитами (дома ,).

Дорожное покрытие улицы <адрес> имеет следующие нарушения: асфальтобетонное покрытие разрушено полностью на участке протяженностью около 200,20,100,100 метров (вблизи домов -, , -,- соответственно); ямы диаметром от 1 м до 2 метров глубиной от 10 до 20 см через каждые 3-6 метров (вблизи домов ,); ямы диаметром от 2 до 5 метров глубиной от 10 до 20 сантиметров через каждые 3-6 метров (вблизи домов ,); ямы диаметром от 0,5 до 1,5 метров глубиной от 10 до 20 сантиметров через каждые 3-6 метров (на всем протяжении участка дороги между домами и ); водопроводный колодец диаметром 1 метр и высотой над уровнем дорожного покрытия 0,6 метра (вблизи дома ).

Более того, в выводах Акта от Дата указано, что состояние данных улиц <адрес> не обеспечивает безопасных условий для движения транспорта. Обследованный участок улиц требует проведения капитального ремонта асфальтобетонного покрытия.

Между тем, несмотря на неудовлетворительное состояние дорожного
покрытия улиц, администрацией <адрес> меры по восстановлению и
приведению дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 на
протяжении длительного времени не предпринимаются, что в свою очередь
создает угрозу роста дорожно-транспортных происшествий и, соответственно, нарушает гарантированные законодательством права граждан на свободное, безопасное и беспрепятственное передвижение по дорогам.

Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В прокуратуру района поступило коллективное обращение жителей <адрес> на непринятие действенных мер администрацией МО <адрес> по приведению дорожного покрытия улиц <адрес> и <адрес> в надлежащее состояние. Учитывая также, что указанные дороги является дорогами общего пользования, предназначенными для движения транспортных средств принадлежащих лицам, круг которых определить не представляется возможным, в связи с чем, прокурор и обращается с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 45, 131 ГПК РФ, ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре РФ» просит обязать администрацию <адрес> организовать работы по приведению состояния дороги по улицам <адрес> и <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93, путем производства капитального ремонта асфальтобетонного покрытия.

В судебном заседании представитель истца Палаткин Е.А. исковые требования прокурора уточнил, указав, что в связи с невозможностью выполнения работ по производству капитального ремонта асфальтобетонного покрытия на улицах <адрес> и <адрес> в <адрес> в связи с отсутствием денежных средств в бюджете МО <адрес>, просил необходимым установить срок для исполнения обязанности по по производству капитального ремонта асфальтобетонного покрытия на улицах <адрес> и <адрес> в <адрес> до Дата, в остальной части поддержал исковые требования в полном объеме, суду пояснил, как изложено выше.

Представитель ответчика - Администрации <адрес> ФИО1, действующая на основании доверенности от Дата, с иском согласна, суду пояснила, что действительно необходимо организовать работы по приведению состояния дорог по улицам <адрес> и <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ. Однако, на Дата в бюджете МО <адрес> на дорожную деятельность выделено недостаточно средств. В настоящее время выходить с предложением о внесении изменений в бюджет МО <адрес> нецелесообразно, так как недофинансирование составляет уже более <данные> рублей. Основная часть средств направлена на проведение капитального ремонта домов. Администрация <адрес> выйдет с предложением о выделении в бюджете МО <адрес> денежных средств на капитальный ремонт дорожного покрытия улиц <адрес> и <адрес> на Дата. Просит установить срок проведения капитального ремонта дорожного покрытия до Дата.

Представитель третьего лица Управления государственного дорожного надзора по <адрес> в судебное заседание не прибыл, должным образом были уведомлены о дате, времени и месте судебного заседания.

Суд, заслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, считает иск и.о. прокурора <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.21 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Ненадлежащее состояние дорожного покрытия улиц <адрес> и <адрес> создает угрозу для роста дорожно-транспортных происшествий и нарушает гарантированные законодательством права граждан на свободное, безопасное и беспрепятственное продвижение по дорогам.

Доводы прокурора об обстоятельствах, которые побудили его обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, признаются судом обоснованными.

В соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со ст.ст.13, 15, 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с п.6 ст.33 Устава Администрации <адрес> к полномочиям администрации <адрес> относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Проведенной проверкой установлено, что дорога на улице <адрес> в <адрес> не соответствует предъявляемым законодательством требованиям.

Согласно Акту проверки состояния технического состояния улиц <адрес> и <адрес> в <адрес> от Дата, составленного специалистом Управления государственного автодорожного надзора по <адрес>, выявлены нарушения.

Так, дорожное покрытие улицы <адрес> имеет следующие нарушения: асфальтобетонное покрытие разрушено полностью на участках протяженностью около 6,20,100 метров (вблизи домов , , - соответственно); ямы диаметром от 0,5 м до 1,5 метров глубиной более 10 см через каждые 3-6 метров на участках дороги длиной около 20,50,50 метров (дома ,, , - соответственно); колодцы на инженерных коммуникациях не имеющие оголовков и накрытые деревянными щитами (дома ,).

Дорожное покрытие улицы <адрес> имеет следующие нарушения: асфальтобетонное покрытие разрушено полностью на участке протяженностью около 200,20,100,100 метров (вблизи домов -, , -,- соответственно); ямы диаметром от 1 м до 2 метров глубиной от 10 до 20 см через каждые 3-6 метров (вблизи домов ,); ямы диаметром от 2 до 5 метров глубиной от 10 до 20 сантиметров через каждые 3-6 метров (вблизи домов ,); ямы диаметром от 0,5 до 1,5 метров глубиной от 10 до 20 сантиметров через каждые 3-6 метров (на всем протяжении участка дороги между домами и ); водопроводный колодец диаметром 1 метр и высотой над уровнем дорожного покрытия 0,6 метра (вблизи дома ).

Более того, в выводах Акта от Дата указано, что состояние данных улиц <адрес> не обеспечивает безопасных условий для движения транспорта. Обследованный участок улиц требует проведения капитального ремонта асфальтобетонного покрытия.

В связи с изложенным, судом установлено, что на администрации <адрес> лежит обязанность по приведению состояния дорог улиц <адрес> и <адрес> в соответствие с требованиями законодательства. Для этого ответчик обязан выйти с предложением в <адрес> Думу о выделение денежных средства на производство капитального ремонта асфальтобетонного покрытия улиц <адрес> и <адрес> и организовать работы по приведению состояния дорог по улицам <адрес> и <адрес> в соответствие с требованиями п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93, путем производства капитального ремонта асфальтобетонного покрытия, в срок до Дата.

Способы защиты субъектами своих гражданских прав, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, закреплены в ст. 12 ГК РФ.

Суд приходит к выводу, что неудовлетворительное состояние дорожного покрытия улиц <адрес> и <адрес> ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, влечет нарушение их прав на безопасность жизни и здоровья.

Администрация <адрес> обязана устранить указанные выше недостатки.

Иск и.о. прокурора <адрес> подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск и.о. прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> организовать работы по приведению состояния дорог по улицам <адрес> и <адрес> в соответствие с требованиями п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93, путем производства капитального ремонта асфальтобетонного покрытия, в срок до Дата.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Щучанский районный суд.

Судья: подпись Трапезников В.И.