2-487-2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Щучанский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Трапезникова В.И. при секретаре Лукичевой О.М. с участием заместителя прокурора Щучанского района Палаткина Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 14 июля 2011 года гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий, Установил: И.о.прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о понуждении к совершению определенных действий, указывая, что в связи с поступившей в прокуратуру <адрес> коллективной жалобой жителей <адрес>, на неудовлетворительное состояние дорожного покрытия, прокуратурой района совместно с Управлением Государственного автодорожного надзора по <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, в результате установлено следующее. В соответствии с ч 1 ст.20 и ч 1 ст.41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. В силу ст. З Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Согласно п.п.1,3 ст.24 Закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил. В соответствии со ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В соответствии с п.4 ст.6 Закона, ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Реализация указанных полномочий, в том числе содержание и строительство автодорог общего пользования, является расходным обязательством муниципальных образований. В силу ст.ст.13, 15, 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. Статья 12 Закона предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации предъявляемым требованиям возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Согласно положениям ст.21 Закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности, дорог органами местного самоуправления в ведении которых находятся дороги. Кроме того, в силу п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Пунктом 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 закреплено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. В соответствии с п. 3.1.10, 3.1.11, 3.1.12 ГОСТ Р 50597-93 не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2 см, не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3 см. Разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть произведена в течение не более 3 часов. Согласно 3.2.1. ГОСТ Р 50597-93, обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см. В соответствии с таблицей №1 ГОСТ Р 50597-93, срок ликвидации повреждений дорожного покрытия не должен превышать 10 суток. При этом требования ГОСТ Р 50597-93 являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Частью 1 ст.32 Устава <адрес> (далее Устав) предусмотрено, что администрация <адрес> исполнительно - распорядительный орган <адрес>, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес> федеральными законами и законами <адрес>. К полномочиям администрации <адрес> относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ (п. 6 ч.1 ст. 33 Устава). В то же время проведенной проверкой установлено, что дорожное покрытие на улицах <адрес> и <адрес> в <адрес> не соответствует предъявляемым законодательством требованиям. По причине длительного непринятия мер по приведению дорожного покрытия в надлежащее состояние, отмеченные дороги в настоящее время представляет собой череду ям и рытвин, став трудно проезжими для автомобилей и из-за отсутствия тротуаров трудно проходимыми для пешеходов, что обоснованно вызвало поток общественного возмущения и жалобы граждан. Так, согласно Акту проверки состояния технического состояния улиц <адрес> и <адрес> в <адрес> № от Дата, составленного специалистом Управления государственного автодорожного надзора по <адрес>, выявлены нарушения. Так, дорожное покрытие улицы <адрес> имеет следующие нарушения: асфальтобетонное покрытие разрушено полностью на участках протяженностью около 6,20,100 метров (вблизи домов № №, №, №-№ соответственно); ямы диаметром от 0,5 м до 1,5 метров глубиной более 10 см через каждые 3-6 метров на участках дороги длиной около 20,50,50 метров (дома №,№, №, №-№ соответственно); колодцы на инженерных коммуникациях не имеющие оголовков и накрытые деревянными щитами (дома №,№). Дорожное покрытие улицы <адрес> имеет следующие нарушения: асфальтобетонное покрытие разрушено полностью на участке протяженностью около 200,20,100,100 метров (вблизи домов №-№, №, №-№,№-№ соответственно); ямы диаметром от 1 м до 2 метров глубиной от 10 до 20 см через каждые 3-6 метров (вблизи домов №,№); ямы диаметром от 2 до 5 метров глубиной от 10 до 20 сантиметров через каждые 3-6 метров (вблизи домов №,№); ямы диаметром от 0,5 до 1,5 метров глубиной от 10 до 20 сантиметров через каждые 3-6 метров (на всем протяжении участка дороги между домами № и №); водопроводный колодец диаметром 1 метр и высотой над уровнем дорожного покрытия 0,6 метра (вблизи дома №). Более того, в выводах Акта № от Дата указано, что состояние данных улиц <адрес> не обеспечивает безопасных условий для движения транспорта. Обследованный участок улиц требует проведения капитального ремонта асфальтобетонного покрытия. Между тем, несмотря на неудовлетворительное состояние дорожного Согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В прокуратуру района поступило коллективное обращение жителей <адрес> на непринятие действенных мер администрацией МО <адрес> по приведению дорожного покрытия улиц <адрес> и <адрес> в надлежащее состояние. Учитывая также, что указанные дороги является дорогами общего пользования, предназначенными для движения транспортных средств принадлежащих лицам, круг которых определить не представляется возможным, в связи с чем, прокурор и обращается с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц. Учитывая изложенное, и руководствуясь ст. 45, 131 ГПК РФ, ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре РФ» просит обязать администрацию <адрес> организовать работы по приведению состояния дороги по улицам <адрес> и <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93, путем производства капитального ремонта асфальтобетонного покрытия. В судебном заседании представитель истца Палаткин Е.А. исковые требования прокурора уточнил, указав, что в связи с невозможностью выполнения работ по производству капитального ремонта асфальтобетонного покрытия на улицах <адрес> и <адрес> в <адрес> в связи с отсутствием денежных средств в бюджете МО <адрес>, просил необходимым установить срок для исполнения обязанности по по производству капитального ремонта асфальтобетонного покрытия на улицах <адрес> и <адрес> в <адрес> до Дата, в остальной части поддержал исковые требования в полном объеме, суду пояснил, как изложено выше. Представитель ответчика - Администрации <адрес> ФИО1, действующая на основании доверенности № от Дата, с иском согласна, суду пояснила, что действительно необходимо организовать работы по приведению состояния дорог по улицам <адрес> и <адрес> в <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ. Однако, на Дата в бюджете МО <адрес> на дорожную деятельность выделено недостаточно средств. В настоящее время выходить с предложением о внесении изменений в бюджет МО <адрес> нецелесообразно, так как недофинансирование составляет уже более <данные> рублей. Основная часть средств направлена на проведение капитального ремонта домов. Администрация <адрес> выйдет с предложением о выделении в бюджете МО <адрес> денежных средств на капитальный ремонт дорожного покрытия улиц <адрес> и <адрес> на Дата. Просит установить срок проведения капитального ремонта дорожного покрытия до Дата. Представитель третьего лица Управления государственного дорожного надзора по <адрес> в судебное заседание не прибыл, должным образом были уведомлены о дате, времени и месте судебного заседания. Суд, заслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, считает иск и.о. прокурора <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.21 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с п.4 ст.27, п.3 ст.35 Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Ненадлежащее состояние дорожного покрытия улиц <адрес> и <адрес> создает угрозу для роста дорожно-транспортных происшествий и нарушает гарантированные законодательством права граждан на свободное, безопасное и беспрепятственное продвижение по дорогам. Доводы прокурора об обстоятельствах, которые побудили его обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, признаются судом обоснованными. В соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. В соответствии со ст.ст.13, 15, 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов. В соответствии с п.6 ст.33 Устава Администрации <адрес> к полномочиям администрации <адрес> относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Проведенной проверкой установлено, что дорога на улице <адрес> в <адрес> не соответствует предъявляемым законодательством требованиям. Согласно Акту проверки состояния технического состояния улиц <адрес> и <адрес> в <адрес> № от Дата, составленного специалистом Управления государственного автодорожного надзора по <адрес>, выявлены нарушения. Так, дорожное покрытие улицы <адрес> имеет следующие нарушения: асфальтобетонное покрытие разрушено полностью на участках протяженностью около 6,20,100 метров (вблизи домов №, №, №-№ соответственно); ямы диаметром от 0,5 м до 1,5 метров глубиной более 10 см через каждые 3-6 метров на участках дороги длиной около 20,50,50 метров (дома №,№, №, №-№ соответственно); колодцы на инженерных коммуникациях не имеющие оголовков и накрытые деревянными щитами (дома №,№). Дорожное покрытие улицы <адрес> имеет следующие нарушения: асфальтобетонное покрытие разрушено полностью на участке протяженностью около 200,20,100,100 метров (вблизи домов №-№, №, №-№,№-№ соответственно); ямы диаметром от 1 м до 2 метров глубиной от 10 до 20 см через каждые 3-6 метров (вблизи домов №,№); ямы диаметром от 2 до 5 метров глубиной от 10 до 20 сантиметров через каждые 3-6 метров (вблизи домов №,№); ямы диаметром от 0,5 до 1,5 метров глубиной от 10 до 20 сантиметров через каждые 3-6 метров (на всем протяжении участка дороги между домами № и №); водопроводный колодец диаметром 1 метр и высотой над уровнем дорожного покрытия 0,6 метра (вблизи дома №). Более того, в выводах Акта № от Дата указано, что состояние данных улиц <адрес> не обеспечивает безопасных условий для движения транспорта. Обследованный участок улиц требует проведения капитального ремонта асфальтобетонного покрытия. В связи с изложенным, судом установлено, что на администрации <адрес> лежит обязанность по приведению состояния дорог улиц <адрес> и <адрес> в соответствие с требованиями законодательства. Для этого ответчик обязан выйти с предложением в <адрес> Думу о выделение денежных средства на производство капитального ремонта асфальтобетонного покрытия улиц <адрес> и <адрес> и организовать работы по приведению состояния дорог по улицам <адрес> и <адрес> в соответствие с требованиями п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93, путем производства капитального ремонта асфальтобетонного покрытия, в срок до Дата. Способы защиты субъектами своих гражданских прав, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, закреплены в ст. 12 ГК РФ. Суд приходит к выводу, что неудовлетворительное состояние дорожного покрытия улиц <адрес> и <адрес> ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, влечет нарушение их прав на безопасность жизни и здоровья. Администрация <адрес> обязана устранить указанные выше недостатки. Иск и.о. прокурора <адрес> подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск и.о. прокурора <адрес> удовлетворить. Обязать Администрацию <адрес> организовать работы по приведению состояния дорог по улицам <адрес> и <адрес> в соответствие с требованиями п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93, путем производства капитального ремонта асфальтобетонного покрытия, в срок до Дата. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Щучанский районный суд. Судья: подпись Трапезников В.И.
покрытия улиц, администрацией <адрес> меры по восстановлению и
приведению дорог в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 на
протяжении длительного времени не предпринимаются, что в свою очередь
создает угрозу роста дорожно-транспортных происшествий и, соответственно, нарушает гарантированные законодательством права граждан на свободное, безопасное и беспрепятственное передвижение по дорогам.