О внеочередном предоставлении жилого помещения



2-570-2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щучанский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Трапезникова В.И.,

при секретаре Лукичевой О.М

с участием истца Зартдиновой О.М.

представителя ответчика администрации <адрес> района Бабушкиной А.Я., действующей на основании доверенности от Дата

представителя сектора опеки и попечительства отдела народного образования <адрес> Мельниковой Е.В., доверенность от Дата

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 22 августа 2011 года

гражданское дело по иску ЗАРТДИНОВОЙ О.М. к АДМИНИСТРАЦИИ <адрес> о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратилась Зартдинова О.М. к Администрации <адрес> о внеочередном предоставлении жилого помещения. В обоснование своего иска указывает, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитывалась у своей бабушки ФИО1 в <адрес>, так как ее мама ФИО2 умерла Дата и отец ФИО3 умер Дата После окончания <адрес> средней школы она обучалась в <адрес>, находилась на полном государственном обучении, колледж закончила в Дата. Она неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства о предоставлении ей жилого помещения, но ей было отказано, ссылаясь на то, что она выписалась из <адрес> и при сверке очередности была снята с регистрационного учета. Но как потом выяснилось, за ней было закреплено жилье ее бабушки постановлением администрации <адрес> сельсовета <адрес> от Дата Данное постановление было вынесено с нарушением действующего законодательства и постановлением администрации <адрес> сельсовета от Дата оно было отменено. Таким образом, в результате неправомерных действий она не была своевременно поставлена на учет как сирота, нуждающаяся в жилье.

Просит обязать Администрацию <адрес> предоставить ей вне очереди жилое помещение.

В судебном заседании Зартдинова О.М. иск поддержала, в судебном заседании пояснила, как выше изложено, дополнив, что жилое помещение, принадлежащее ее бабушке, было закреплено за ней незаконно. Когда она уезжала учиться в колледж, то снялась с регистрационного учета в Администрации <адрес> сельсовета <адрес>. Ей никто не разъяснил, что нужно было обратиться в орган опеки и попечительства, чтобы ее дело было направлено по месту регистрации в <адрес>. Ей было всего <данные> лет, она юридически неграмотна. На протяжении <данные> лет, с Дата она неоднократно обращалась в администрацию <адрес>, в прокуратуру <адрес> за защитой своих прав. Только в Дата. ее поставили на очередь как нуждающуюся в обеспечении жилым помещением, хотя это необходимо было сделать еще в Дата. В результате этого она находится в очереди под номером <данные>, почти последней. Своего жилья у нее нет, они живут на съемной квартире. Полагает, что жилое помещение ей должны предоставить вне очереди. Просит иск удовлетворить.

Представитель Администрации <адрес> Бабушкина А.Я. с иском не согласна, суду пояснила, что Зартдинова О.М. самовольно выписалась и выехала в другую область, не поставив в известность орган опеки и попечительства администрации <адрес>. Если бы она поставила в известность орган опеки и попечительства, то ее личное дело было бы направлено по месту регистрации в <адрес>, где она была бы поставлена на учет как лицо из числа детей-сирот. Полагает, что в сложившихся обстоятельствах виновата сама Зартдинова О.М. и ее опекун. В настоящее время Зартдинова О.М. временно зарегистрирована в <адрес>. Ее поставили на учет как нуждающуюся в обеспечении жилым помещением, в очереди Зартдинова О.М. находится под . Администрация <адрес> жилым фондом не располагает. Весь жилой фонд передан на баланс администрации <адрес>. Денежных средств в бюджете района на приобретение жилья Зартдиновой О.М. не имеется. Полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является администрация <адрес>. Просит в иске отказать.

Представитель администрации <адрес> в судебное заседание не прибыл, просят рассмотреть дело без участия их представителя, указывают, что в соответствии со ст.6 Закона Курганской области от 31.12.2004 года «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» порядок финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет Правительство Курганской области. Статья 8 указанного закона определяет дополнительные виды социальной поддержки проживающих на территории Курганской области детей-сирот расходными обязательствами Курганской области. В бюджете <адрес> на Дата не запланировано приобретение жилья для детей-сирот за счет финансирования из бюджета Курганской области, так как на региональную целевую программу денежные средства выделены <адрес> для строительства 8-ми квартирного жилого дома. Зартдинова О.М. в Администрацию <адрес> с просьбой о постановке ее на учет на внеочередное получение жилья не обращалась, документов, подтверждающих статус ребенка-сироты не представляла.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - сектора опеки и попечительства отдела народного образования администрации <адрес> /РОНО/ ФИО4 в судебном заседании пояснила, что в соответствии с постановлением администрации <адрес> от Дата Зартдинова О.М. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. У нее <данные> очередь. Виновен опекун, так как именно она должна была отслеживать ситуацию, уведомить орган опеки и попечительства администрации <адрес> о том, что Зартдинова О.М. выписалась и уехала в другую область.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Главное Управление образования <адрес> в судебное заседание не прибыл, просят рассмотреть дело без участия представителя, указывают, что у Зартдиновой О.М., как нуждающейся в жилом помещении, после окончания пребывания в учреждении профессионального образования, возникло в соответствии с п. 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Суд, заслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после прекращения опеки, пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области» норма предоставления в жилищном фонде Курганской области для нуждающихся граждан, равна 15 квадратным метрам общей площади на одного члена семьи. Согласно ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты средств на содержание ребенка опекуну (попечителю)» дополнительные гарантии прав на жилое помещение. Для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются Администрацией (Правительством) Курганской области. Впорядкереализации федеральногоиобластного законодательства в части обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <адрес> принято Постановление от 13.05.2008 № 186 «О порядке финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа». Данным постановление определен порядок финансирования предоставления жилья путем предоставления субвенций органам местного самоуправления на указанные цели.

Зартдинова О.М., Дата, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО2 умерла Дата, отец ФИО3 умер Дата.

Согласно решению <адрес> районного суда <адрес> от Дата установлен факт родственных отношений, что ФИО3, умерший Дата, является родным отцом Зартдиновой О.М..

Постановлением администрации <адрес> сельсовета <адрес> от Дата опекуном несовершеннолетней Зартдиновой О.М. назначена ее бабушка ФИО1

Постановлением администрации <адрес> сельсовета <адрес> от Дата «О закреплении жилья» постановлено закрепить жилье за несовершеннолетней Зартдиновой О.М., Дата рождения, по адресу: д. <адрес>, по месту жительства ее опекуна ФИО1

В деле имеется копия постановления администрации <адрес> сельсовета <адрес> от Дата, согласно которого в связи с приведением нормативно-правового акта в соответствие с действующим законодательством, Постановление от Дата «О закреплении жилья» признано утратившим силу.

В судебном заседании установлено, что Дата Зартдинова О.М. обращалась в сектор опеки и попечительства отдела народного образования администрации <адрес> /РОНО/ с заявлением о выделении денежных средств для приобретения жилья, так как дом, в котором она проживает с бабушкой, является собственностью бабушки - ФИО1 Зартдинова О.М. была поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. В Дата при сверке очередности выяснилось, что Зартдинова О.М. выбыла в <адрес>.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей") дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

В суде установлено, что в Дата Зартдинова О.М. поступила в Челябинский профессиональный колледж. В Дата. находилась в академическом отпуске по уходу за ребенком. В Дата восстановилась и окончила обучение в Дата.

Зартдинова О.М. снялась с регистрационного учета без согласия органов опеки и попечительства.

Своего жилья в собственности Зартинова О.М. не имеет, возможность приобрести жилье самостоятельно у нее отсутствует.

Суд считает, что необоснованно Зартдинова О.М. в Дата снята с регистрационного учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Постановлением администрации <адрес> от Дата Зартдинова О.М. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Согласно ст.2, 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма муниципального жилищного фонда.

Администрация <адрес> обязана предоставить Зартдиновой О.М. жилье, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 15 квадратных метров.

В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Статья 1 данного закона раскрывает понятия, используемые для целей указанного нормативного акта, в том числе и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и на вне очередное предоставление жилого помещения.

Согласно ст. 2 Закона Курганской области от Дата «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» норма предоставления в жилищном фонде <адрес> для нуждающихся граждан, равна 15 квадратным метрам общей площади на одного члена семьи.

В материалах гражданского дела имеется копия свидетельство о рождении серии , выданное администрацией <адрес> сельсовета <адрес> от Дата, согласно которого Зартдинова О.М. родилась Дата в д. <адрес>, родители в графе отец: ФИО3, в графе мать: ФИО2.

В соответствии со свидетельством о смерти, выданном администрацией <адрес> сельсовета <адрес> Дата, ФИО2 умерла Дата, запись акта о смерти от Дата.

Согласно свидетельству о смерти , выданном администрацией <адрес> сельсовета <адрес> Дата, ФИО3 умер Дата, запись акта о смерти от Дата

В судебном заседании установлено, что Зартдинова О.М. собственного жилья не имеет.

Кроме этого, Федеральным Законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Данным законом установлен предельный возраст - до 23-х лет, до которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) могут воспользоваться своим правом на обращение с заявлением о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения.

Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения лишь в случае, когда указанные лица были поставлены на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста.

Предусмотренный Федеральным законом срок, в течение которого гражданин может реализовать право на меры социальной поддержки, установленные данным законом, в том числе по внеочередному обеспечению жилым помещением, является пресекательным, восстановлению для обращения за предоставлением указанных льгот не подлежит.

Таким образом, после достижения 23-летнего возраста граждане из числа детей-сирот утрачивают статус лица, имеющего право на внеочередное получение жилого помещения, как ребенок-сирота.

В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В суде установлено, что Зартдинова О.М. была снята с регистрационного учета администрацией <адрес> сельсовета <адрес> без согласия органов опеки и попечительства администрации <адрес>.

Суд считает, что необоснованно Зартдинова О.М. в Дата снята с регистрационного учета в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Согласно постановлению Администрации <адрес> от Дата «О постановке на учет Зартдиновой О.М. в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения» на основании п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, п. 2 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлено поставить Зартдинову О.М.на учет в качестве нуждающейся в предоставлении вне очереди жилого помещения.

Судом установлено, что Зартдинова О.М. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на регистрационный учет на получение жилого помещения вне очереди. В настоящее время жилье Зартдиновой О.М. <адрес> не предоставлено, что является нарушением ее прав. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Суд считает, что обоснованно иск предъявлен к администрации <адрес>.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приложением № 1 Закона Курганской области от 05.10.2007 года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» соответствующим органом местного самоуправления, которому передано государственное полномочие Курганской области по опеке и попечительству, является <адрес>.

Из пояснений специалиста - начальника финансового отдела администрации <адрес> следует, что из областного бюджета в бюджет <адрес> ежегодно поступают денежные средства, предназначенные для приобретения жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам. Жилые помещения приобретаются и передаются в собственность сельских советов, либо администрации <адрес>.

Исковые требования Зартдиновой О.М. обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 57 ЖК РФ, ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Зартдиновой О.М. к Администрации <адрес> о внеочередном предоставлении жилья, удовлетворить.

Обязать АДМИНИСТРАЦИЮ <адрес> предоставить ЗАРТДИНОВОЙ О.М., Дата рождения, уроженке <адрес>, вне очереди по договору социального найма жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 15 /Пятнадцати/ квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Щучанский районный суд.

Судья: подпись Трапезников В.И.