2-518-2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Щучанский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Трапезникова В.И., при секретаре Лукичевой О.М с участием представителя истца помощника прокурора <адрес> Половникова И.Н. представителя ответчика администрации <адрес> Боровинских В.В., доверенность № от Дата представителя сектора опеки и попечительства отдела народного образования <адрес> Мельниковой Е.В., доверенность № от Дата рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 25 июля 2011 года гражданское дело по иску и.о. ПРОКУРОРА <адрес>, в интересах Корытько Д.С., к АДМИНИСТРАЦИИ <адрес> о предоставлении жилья УСТАНОВИЛ: В суд обратился и.о. прокурора <адрес>, в интересах Корытько Д.С., к Администрации <адрес> о предоставлении жилья. В обоснование своего иска указывает, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено следующее. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 5, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после прекращения опеки, пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ст. 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 № 66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области» норма предоставления в жилищном фонде Курганской области для нуждающихся граждан, равна 15 квадратным метрам общей площади на одного члена семьи. Согласно ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты средств на содержание ребенка опекуну (попечителю)» дополнительные гарантии прав на жилое помещение. Для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются Администрацией (Правительством) Курганской области. Впорядкереализации федеральногоиобластного законодательства в части обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Правительством Курганской области принято Постановление от 13.05.2008 № 186 «О порядке финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа». Данным постановление определен порядок финансирования предоставления жилья путем предоставления субвенций органам местного самоуправления на указанные цели. Корытько Д.С. Дата рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать, лишенная родительских прав, умерла, место нахождения отца неизвестно. Дата Корытько Д.С. поступила в ГОУ СПО «А», однако обучение не закончила и в Дата вернулась в <адрес>. Ранее за Корытько Д.С. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, однако данный дом сгорел, и согласно В настоящее время Корытько Д.С. вынуждена проживать у подруги. Своего жилья в собственности Корытько Д.С. не имеет, возможность приобрести жилье самостоятельно у Корытько Д.С. отсутствует. Между тем, постановлением администрации <адрес> от Дата № Корытько Д.С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Согласно ст.2, 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма муниципального жилищного фонда. В свою очередь администрация <адрес> обязана предоставить жилье Корытько Д.С, расположенное на территории <адрес> общей площадью не менее 15 квадратных метров. Более того, в соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 26.12.2007 № 32-Г07-26 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей после окончания пребывания в соответствующем образовательном учреждении, снимаются с полного государственного обеспечения и следовательно должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ. Согласно преамбулы и ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий закон распространяется на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет. В силу ст. 10 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вправе обратиться прокурор, наряду с органом опеки и попечительства, опекунами, а также самими сиротами. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о социальной защите, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. Просит обязать Администрацию <адрес> предоставить Корытько Д.С. Дата рождения, жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 15 квадратных метров. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора <адрес> Половников И.Н. исковые требования поддержал, суду пояснил, как изложено выше. Просит иск удовлетворить. Представитель ответчика администрации <адрес> по доверенности Боровинских В.В. с иском согласна, суду пояснила, что Корытько Д.С. решением жилищной комиссии администрации <адрес> от Дата поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вне очереди. Всего на очереди находится <данные> человек. В настоящее время свободных квартир, которые можно было бы предоставить Корытько Д.С., в муниципальном жилом фонде нет. Средств в бюджете <адрес> для приобретения жилья Корытько Д.С. на Дата не предусмотрено. Субвенции из Администрации /Правительства/ Курганской области поступают в бюджет <адрес>, до бюджета <адрес> эти средства не доходят. Имеющееся свободное жилье требует капитального ремонта. В самое ближайшее время жилье Корытько Д.С. будет выделено в соответствии с социальными нормами. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - сектора опеки и попечительства отдела народного образования <адрес> Мельникова Е.В., в судебном заседании пояснила, что Корытько Д.С. состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья вне очереди. Всего на учете в <адрес> состоит <данные> человек, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья. В ближайшее время жильем будут обеспечены <данные> человек. Субвенция для этого выделена. Корытько Д.С. в этот список не попадает. В случает положительного решения субвенция будет выделена непосредственно для приобретения жилья Корытько Д.С. Полагает, что иск подлежит удовлетворению. В судебном заседании Корытько Д.С. пояснила, что она зарегистрирована по адресу: <адрес>. Данный дом сгорел. Ранее она проживала у бабушки, но из-за возникших неприязненных отношений, вынуждена уехать в <адрес>, где проживает без регистрации, работает по найму на рыбзаводе разнорабочей. Проживать ей негде. Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующему. В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Статья 1 данного закона раскрывает понятия, используемые для целей указанного нормативного акта, в том числе и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и на вне очередное предоставление жилого помещения. Согласно ст. <адрес> от Дата № «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» норма предоставления в жилищном фонде <адрес> для нуждающихся граждан, равна 15 квадратным метрам общей площади на одного члена семьи. Решением <адрес> суда <адрес> от Дата иск прокурора удовлетворен, ФИО2 лишена родительских прав в отношении двоих детей, в том числе и в отношении Корытько Д.С., Дата рождения. Согласно постановления Администрации <адрес> № от Дата опекуном несовершеннолетней Корытько Д.С., Дата рождения, назначена бабушка ФИО1. В деле имеется постановление № от Дата, согласно которого ФИО1 освобождена от обязанностей опекуна несовершеннолетней Корытько Д.С.. Согласно информации директора ГОУ СПО «А» исх.№ от Дата, согласно которого Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «А» сообщает, что Корытько Д.С., согласно которого Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «А» сообщает, что Корытько Д.С.,.Дата.р. действительно обучалась в колледже по профессии «<данные>», находилась на полном государственном обеспечении и была отчислена за самовольное прекращение занятий и невыполнение учебного плана без уважительной причины /Приказ об отчислении № от Дата/. В деле имеется акт обследования помещения № от Дата, согласно которого произведено обследование помещения, закрепленного за Корытько Д.С., находящегося по адресу: <адрес>., согласно которого несущие конструкции: фундамент полностью разрушен; стены - бревенчатые, поражены гнилью, отсутствуют оконные рамы; кровля - полностью разрушена, включая стропила; печь разрушена, полы отсутствуют. В деле имеется заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания № от Дата, согласно которого межведомственная комиссия пришла к выводу, что одноэтажный жилой дом по адресу: <адрес> вследствие признания непригодным для проживания, необходимо списать и вывести из состава жилищного фонда муниципального образования <адрес>. В материалах гражданского дела свидетельство о рождении № Корытько Д.С., которая родилась Дата в <адрес>, родители в графе отец: ФИО3, в графе мать: ФИО2, выданное отделом ЗАГС <адрес>, Дата. В соответствии со свидетельством о смерти выданным отделом ЗАГС администрации <адрес> Дата ФИО2 умерла Дата запись акта о смерти № от Дата. В судебном заседании установлено, что Корытько Д.С. собственного жилья не имеет. Кроме этого, Федеральным Законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Данным законом установлен предельный возраст - до 23-х лет, до которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) могут воспользоваться своим правом на обращение с заявлением о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения. Суд считает, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, до вышеуказанного возраста. В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно постановлению Администрации <адрес> № от Дата «О постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» на основании п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, Закона Курганской области «О предоставлении жилых помещений в Курганской области», постановлено поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди: 1. Корытько Д.С., зарегистрированную по адресу <адрес>. Судом установлено, что Корытько Д.С. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на регистрационный учет на получение жилого помещения вне очереди. В настоящее время жилье Корытько Д.С. Администрацией <адрес> не предоставлено, что является нарушением ее прав. Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Исковые требования и.о. прокурора <адрес> обоснованы и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск и.о. прокурора <адрес>, в интересах Корытько Д.С., к Администрации <адрес> о предоставлении жилья, удовлетворить. Обязать АДМИНИСТРАЦИЮ <адрес> предоставить КОРЫТЬКО Д.С., Дата года рождения, уроженке <адрес>, жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, расположенное на территории <адрес>, общей площадью не менее 15 /Пятнадцати/ квадратных метров. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Щучанский районный суд. Судья: подпись Трапезников В.И.
заключению межведомственной комиссии от Дата № признан непригодным для проживания.