О понуждении к совершению действий по приведению в соответствие с требованиями законодательства РФ



2-628-2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щучанский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,

при секретаре Шерстневой С.А.,

с участием представителя ответчика - МОУ «А» <адрес>, в лице директора школы Булыгиной Р.А.,

представителя ответчика Администрации <адрес> района <адрес> Бабушкиной А.Я., доверенность от Дата

представителя третьего лица Б Ахутина А.А., доверенность от Дата

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 25 октября 2011 года

гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «А» <адрес>, Администрации <адрес> о понуждении к совершению действий по приведению МОУ «А» <адрес> в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МОУ «А» <адрес>, Администрации <адрес> о понуждении к совершению действий по приведению МОУ «А» <адрес> в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, указывая, что обращаются с данным иском в суд в порядке ст. 46 ГПК РФ в защиту неопределенного круга лиц, поскольку достоверно определить круг лиц не возможно по тем основаниям, что списочный состав обучающихся не является постоянным (ежегодное изменение в виду убытия и прибытия несовершеннолетних обучающихся). Специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> проведена проверка по исполнению законодательства РФ в сфере обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, в ходе которой установлено следующее. Согласно преамбуле к Федеральному закону от 30.03.1999г. № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», данный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охране здоровья и благоприятную окружающую среду ст.41,42. Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», гарантировано право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия человека. В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Согласно ст.3 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Во исполнение Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Постановлением от Дата утверждены и введены в действие с Дата санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Дата Постановлением утверждены и введены в действие с Дата санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». В соответствии с п.1.3 Устава муниципального образовательного учреждения «А» <адрес>, утвержденного постановлением Главы администрации <адрес> от Дата , учредителем школы является Администрация <адрес>, к компетенции которой относится утверждение годовой сметы доходов и расходов школы. Согласно п. 1.4 Устава школы является муниципальным учреждением и юридическим лицом. Школа вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В соответствии с п. 2.2. Устава компетенции школы относятся самостоятельно привлекать для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, дополнительных источников финансовых и материальных средств. В силу п. 6.3 Устава объекты права собственности, закрепленные в установленном порядке за школой, находятся в оперативном управлении школы. Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Проверками территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> установлено, что «А» <адрес>, при осуществлении образовательной деятельности, которая предусматривает соблюдение нормативных требований, организована с нарушением Правил, в части:

- в нарушение п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: стены в 10 учебных помещениях из 26 побелены известковой побелкой, что не позволяет проводить их уборку влажным способом;

- в нарушение п. 8.1 СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: не оборудована подводка горячей воды в душевые, умывальные, помещения медицинского кабинета, учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения, рисования, мастерская трудового обучения;

- в нарушение п. 3.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: в производственных цехах пищеблока к раковинам и моечным ваннам не оборудована подводка горячей воды через смесители; не установлены резервные источники горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой производственные цеха.

- в нарушение п. 4.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: не отремонтирована и не подключена установленная в моечном цехе посудомоечная машина;

- в нарушение п. 5.22 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: помещение для хранения уборочного инвентаря на пищеблоке не оборудовано душевым поддоном и умывальной раковиной с подводкой к ним холодной и горячей воды;

- в нарушение п. 5.12 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: металлические кассеты для хранения столовых приборов не приобретены;

- в нарушение п.п. 6.4, 6.5, 6.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: примерное меню на период не менее двух недель с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся не разработано;

- в нарушение п. 6.11 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: технологические карты с отражением рецептуры и технологии приготавливаемых блюд и кулинарных изделий со ссылкой на соответствующие сборники рецептур не оформлены.

Тем самым нарушаются права на благоприятное пребывание в школе неопределенного круга лиц, что дает право территориальному отделу Управления Роспотребнадзора обратиться с иском в суд в порядке ст.46 ГПК РФ.

Истец просил суд признать бездействие должностных лиц МОУ «А» <адрес> и администрации <адрес> по вопросу эксплуатации школы с нарушением требований законодательства РФ, незаконным.

Обязать МОУ «А» <адрес> привести школу в соответствие с требованиями законодательства РФ, в части:

- в соответствии с п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: отделку стен в учебных помещениях выполнить из материалов, допускающих проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств;

- в соответствии с п. 8.1 СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: оборудовать подводку горячей воды в душевые, умывальные, помещения медицинского кабинета, учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения рисования, мастерская трудового обучения;

- в соответствии с п. 3.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: в производственных цехах пищеблока к раковинам и моечным ваннам оборудовать подводку горячей воды через смесители; установить резервные источники горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой производственные цеха.

- в соответствии с п. 4.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: отремонтировать и подключить установленную в моечном цехе посудомоечную машину.

- в соответствии с п. 5.22 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: помещение для хранения уборочного инвентаря на пищеблоке оборудовать душевым поддоном и умывальной раковиной с подводкой к ним холодной и горячей воды;

- в соответствии с п. 5.12 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: приобрести металлические кассеты для хранения столовых приборов;

- в соответствии с п.п. 6.4, 6.5, 6.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: разработать примерное меню на период не менее двух недель с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся;

- в соответствии с п. 6.11 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: оформить технологические карты с отражением рецептуры и технологии приготавливаемых блюд и кулинарных изделий со ссылкой на соответствующие сборники рецептур. Обязать Администрацию <адрес> профинансировать работу, направленную на устранение вышеперечисленных мероприятий, требующих финансовых и материальных затрат.

В последствии истец уточнил исковые требования, просил суд исключить из просительной части искового заявления требование о признании бездействия должностных лиц МОУ «А» <адрес> и администрации <адрес> по вопросу эксплуатации школы с нарушением требований законодательства РФ незаконным.

В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, суду представил письменное ходатайство, в котором просил суд рассмотреть дело без его участия, на заявленных исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика МОУ «А» <адрес> иск признала в части, суду пояснила, что МОУ «А» <адрес> является бюджетным учреждением, своих доходов не имеет. Заявки на необходимость приобретения материалов для производства работ по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, учредителем администрацией <адрес> не исполняются, по обстоятельствам недостаточного финансирования из бюджета района. Здание школы было сдано в эксплуатацию в Дата. Проектом школы не было предусмотрено, чтобы помещение для хранения уборочного инвентаря на пищеблоке было оборудовано душевым поддоном и умывальной раковиной с подводкой к ним холодной и горячей воды. Такое санитарно-эпидемиологические требование стало применимым с Дата и только ко вновь строящимся зданиям.

Представитель ответчика Администрации <адрес> иск относительно заявленных требований к администрации признала, суду пояснила, что учредителем МОУ «А» <адрес> является администрация <адрес> и является источником его финансирования. Бюджет района является дефицитным, поэтому средств, необходимым для проведения работ по привидению здания школы <адрес> в требуемое истцом состояние, затруднительно. Вместе с тем, Администрация района не отказывается от своих обязательств по содержанию и ремонту школы.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Б, суду пояснил, что по Программе по уничтожению <данные> на территории <адрес>, в Дата в <адрес> сдана в эксплуатацию школа на <данные> учащихся, соответствующая всем техническим и санитарным требованиям, что подтверждается Актом Государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительного объекта от Дата и, в Дата школа передана в безвозмездное временное пользование администрации <адрес>. Бремя содержания школы войсковая часть не несет.

Суд, выслушав представителей ответчиков, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельным требований относительно предмета спора, ознакомившись с письменными материалами дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В данном случае оснований для выхода за пределы заявленных требований у суда не имеется.

В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 18.07.2001) «Об образовании»).

В силу п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований в МОУ «А» <адрес> ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, педагогический и обслуживающий состав, а также иных лиц, которые по роду своих прав и обязанностей посещают школу.

Доводы истца об обстоятельствах, которые побудили его обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, признаются судом обоснованными.

В соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со ст. ст. 41, 42 Федерального закона от-30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» данный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.8 Федерального закона от-30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», гарантировано право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия человека.

На основании с ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В силу ст.3 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу п.1, пп.2 п.5 ст.51 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения.

В соответствии с п.1.3 Устава муниципального общеобразовательного учреждения «А» <адрес>, утвержденного постановлением Главы Администрации <адрес> от Дата , Учредителем Учреждения является Администрация <адрес>.

В силу п.п. 1.4, 2.2, 6.3 указанного Устава МОУ «А» <адрес> является муниципальным учреждением и юридическим лицом. Школа вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, компетенции школы относятся самостоятельно привлекать для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом, дополнительных источников финансовых и материальных средств, объекты права собственности, закрепленные в установленном порядке за школой, находятся в оперативном управлении школы.

В связи с изложенным, принимая во внимание то, что МОУ «А» <адрес> являясь бюджетным учреждением, не имеет денежных средств на устранение выявленных недостатков, на администрации <адрес> лежит обязанность по финансированию работ по устранению этих недостатков.

Способы защиты субъектами своих гражданских прав, в том числе путем пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, закреплены в ст. 12 ГК РФ.

Суд приходит к выводу, что нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в МОУ «А» <адрес>, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей пребывающих в школе, постоянный состав работников школы, других граждан, влечет нарушение их прав на санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Суд считает необходимым обязать МОУ «А» <адрес> устранить указанные выше недостатки, за исключением требования истца об оборудовании помещения для хранения уборочного инвентаря на пищеблоке душевым поддоном и умывальной раковиной с подводкой к ним холодной и горячей воды, поскольку, в силу п.4.26 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации за от Дата, данное требование распространяется на вновь строящиеся здания образовательных учреждений. В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений выделяется отдельное место для хранения всего уборочного инвентаря (кроме инвентаря, предназначенного для уборки помещений пищеблока и медицинского назначения), которое оборудуется шкафом.

При таких обстоятельствах заявленное требование истца может носить для ответчика лишь рекомендательный характер.

Обязанность по финансированию работ связанных с материальными затратами по устранению выявленных санитарно-эпидемиологических нарушений, должна быть возложена на администрацию МО <адрес>.

По мнению суда, ссылка представителей ответчиков на то, что бюджет района является дефицитным, что финансирование данных расходов не запланировано в бюджете на 2011 год, не освобождает их от выполнения обязанностей, установленных законом, учитывая, что ответчики обязаны обеспечить безопасность жизни и здоровью людей на отведенной конкретной территории, и не являются следствие непреодолимой силы.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> удовлетворить в части.

Обязать МОУ «А» <адрес> привести школу в соответствие с требованиями законодательства РФ в части: в соответствии с п. 4.28 СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: отделку стен в учебных помещениях выполнить из материалов, допускающих проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств;в соответствии с п. 8.1 СанПиН 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: оборудовать подводку горячей воды в душевые, умывальные, помещения медицинского кабинета, учебные помещения начальных классов, кабинеты физики, химии, черчения рисования, мастерская трудового обучения; в соответствии с п. 3.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: в производственных цехах пищеблока к раковинам и моечным ваннам оборудовать подводку горячей воды через смесители; установить резервные источники горячего водоснабжения для бесперебойного обеспечения горячей водой производственные цеха; в соответствии с п. 4.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: отремонтировать и подключить установленную в моечном цехе посудомоечную машину; в соответствии с п. 5.12 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: приобрести металлические кассеты для хранения столовых приборов; в соответствии с п.п. 6.4, 6.5, 6.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: разработать примерное меню на период не менее двух недель с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся; в соответствии с п. 6.11 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»: оформить технологические карты с отражением рецептуры и технологии приготавливаемых блюд и кулинарных изделий со ссылкой на соответствующие сборники рецептур.

В требовании истца о понуждении ответчика МОУ «А» в соответствии с п. 5.22 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» помещение для хранения уборочного инвентаря на пищеблоке оборудовать душевым поддоном и умывальной раковиной с подводкой к ним холодной и горячей воды, отказать за необоснованностью.

Обязать Администрацию <адрес> профинансировать работу, направленную на устранение вышеперечисленных мероприятий, требующих финансовых и материальных затрат.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы через Щучанский районный суд.

Судья: подпись Ю.М. Симонов