РЕШЕНИЕ 2-307/2011 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Щучанский районный суд Курганской области в составе председательствующего Алдановой А.А. при секретаре Щипуновой Е.В. с участием прокурора Жуйкова Г.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Щучье 29 сентября 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетней ФИО1, опекуна Дедюхиной Е.М. к <адрес> в лице Финансового управления <адрес> о взыскании денежных средств Установил: Дата в суд обратился прокурор <адрес> в интересах несовершеннолетней ФИО1, опекуна Дедюхиной Е.М. к МО <адрес> в лице финансового отдела Администрации <адрес>, о выплате средств на содержание опекаемой, указывает, что статьей 7 Закона Курганской области от 31.12.2004 №6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» предусмотрена ежемесячная выплата денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в том числе находящегося на предварительной опеке (предварительном попечительстве), в приемной семье за счет средств областного бюджета в размере <данные> рублей в месяц. Согласно пунктов 2, 6 Порядка выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье, на территории Курганской области, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 31.03.2009 года №151 «О выплате денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в том числе находящегося на предварительной опеке (предварительном попечительстве), в приемной семье, на территории Курганской области», выплата денежных средств на содержание ребенка осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству за счет средств областного бюджета. В соответствии со статьей 15 Закона Курганской области от 05.10.2007года № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» данный Закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее, чем по истечение десяти дней со дня его официального опубликования, и вводится в действие ежегодно законом Курганской области о бюджете Курганской области при условии, если законом Курганской области о бюджете Курганской области предусмотрено предоставление субвенций на осуществление переданных Законом Курганской области №288 от 05.10.2007 года отдельных государственных полномочий. Согласно части1 статьи 8 Закона финансовое обеспечение полномочий по опеке и попечительству, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Курганской области. В соответствии с постановлением администрации <адрес> от Дата № Дедюхина Е.М. является опекуном несовершеннолетней ФИО1, Дата рождения, с Дата по настоящее время и ей осуществляется ежемесячная выплата денежных средств на содержание опекаемой ФИО1 в размере <данные> рублей. В соответствии с пунктом1 Постановления Совмина СССР от 21.05.1987 года №591 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР», пунктом1 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 года №403/20-155 «О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР» установлен районный коэффициент в городах и районах Курганской области в размере 1,15. Согласно пункту 2 Методики распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 года №944 «О порядке предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей») размер субсидий из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей, определяется в пределах объема средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, из расчета ежемесячной выплаты семье опекунов (попечителей) или приемной семье на содержание 1 ребенка в размере до <данные> рублей и ежемесячной выплаты на оплату труда приемных родителей в размере до <данные> рублей до применения к этим выплатам районного коэффициента. При определении размера субсидий учитываются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти. Согласно позиции Верховного суда РФ, выраженной в Определении Верховного суда РФ от 21.01.2009 года №56-Г08-25, выплата ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан, по своей правовой природе является компенсационной выплатой. Таким образом, опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курганской области полагается ежемесячная выплата денежных средств на их содержание в размере <данные> рублей (с учетом районного коэффициента). Просит взыскать с МО <адрес> в лице финансового отдела администрации <адрес> в пользу Дедюхиной Е.М. денежные средства в размере <данные> рублей на содержание (питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря) опекаемой ФИО1 Дата.р. за период с Дата по Дата В ходе судебных разбирательств прокурор неоднократно уточнял исковые требования, заявлял требования к другим ответчикам. В последнем уточнении к иску прокурор обратился с требованиями к <адрес> в лице финансового управления <адрес> о взыскании с казны <адрес> в пользу Дедюхиной Е.М. денежных средств в размере <данные> рублей на содержание (питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря) опекаемой ФИО1 Дата.р. за период с Дата по Дата по вышеизложенным основаниям. В судебном заседании прокурор на иске настаивал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме. Заинтересованное лицо Дедюхина Е.М. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом. Представитель Финансового управления <адрес> ФИО2 с иском не согласилась, суду пояснила, что в соответствии со статьей 7 Закона Курганской области от 31.12.2004г. № 6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье», на содержание ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства в размере <данные> рублей. В федеральных нормативных актах или нормативных актах <адрес> не было прямого указания на обязанность применять районный коэффициент к названным выплатам. В связи с этим каких-либо нарушений, незаконных действий исполнительными органами <адрес> не допущено. Статьей 1069 ГК РФ предусмотрена ответственность за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления. Ответственность по ст. 1069 ГК исключена. Оспариваемые прокурором нормы закона не обжаловались в суд в порядке особого производства. Суд признает исковое заявление прокурора не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Постановлением Администрации <адрес> № от Дата Дедюхина Е.М. назначена опекуном ФИО1, Дата.р. (л.д.13). В соответствии с частью 3 статьи 148 Семейного кодекса РФ дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется полное государственное обеспечение - предоставлением им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их стоимости (статья 1). Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 7 Закона Курганской области от 31.12.2004г. №6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье» на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) за счет средств областного бюджета ежемесячно выплачиваются денежные средства, размер которых составляет <данные> рублей в месяц. Согласно п.п.2 и 3 Порядка выплаты денежных средства на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье на территории Курганской области, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 31.03.2009г. № 151, выплата денежных средств на содержание ребенка осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству за счет средств областного бюджета. Назначение денежных средств на содержание ребенка осуществляется органами местного самоуправления на основании акта о назначении опекуна (попечителей) или приемных родителей. Согласно Методике объема субвенций на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), являющейся приложением №3 к указанному Закону, объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Курганской области на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), рассчитывается исходя из размереа выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством Курганской области - <данные> рублей. Статья 1069 ГК РФ предусматривает ответственность за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в виде издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. К незаконным действиям (бездействию) относятся действия, если они причинили ущерб имущественным интересам лица. Частным случаем незаконных действий является «издание несоответствующего закону или иному правовому акту» акта госоргана и органа местного самоуправления. По общему правилу подобный акт бывает ненормативным, то есть устанавливает правила разового характера, касающиеся конкретного лица. Нормативные акты, наносящие вред гражданам, могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Законом Курганской области от 05.07.2011 года №51 изменена редакция пункта 2 статьи 7 Закона Курганской области от 31.12.2004г. №6 «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот …», который введен с действие с 01.08.2011года и изложен следующим образом: «Размер денежных средств на содержание ребенка составляет <данные> рублей в месяц. Выплата денежных средств на содержание ребенка осуществляется с применением районного коэффициента». Ранее действовавшая редакция пункта 2 статьи 7 не содержала указания на выплату денежных средств, с применением районного коэффициента, следовательно, ответчиком не допущено незаконных действий (бездействия), причинивших вред несовершеннолетней ФИО1 и её опекуну Дедюхиной Е.М., и, соответственно, не имеется оснований для удовлетворения денежных требований. Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ суд: РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Щучанского района Курганской области оставить без удовлетворения за необоснованностью. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в срок 10 дней с подачей жалобы через Щучанский районный суд со дня вынесения. Судья: подпись А.А.Алданова