о предоставлении льгот и компенсаций, внесении изменений в трудовой договор



2-666-2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щучанский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,

при секретаре Советкиной Т.Н.,

с участием Кирилловой В.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Щучье 12 октября 2011 года

гражданское дело по иску Кирилловой В.Н. к Филиалу А Федерального бюджетного учреждения Б о предоставлении льгот и компенсаций, внесении изменений в трудовой договор,

УСТАНОВИЛ:

Кириллова В.Н. обратилась в суд с иском к Филиалу А Федерального бюджетного учреждения Б о предоставлении льгот и компенсаций, внесении изменений в трудовой договор, указывая, что она работает в филиале А Федерального бюджетного учреждения - Б по трудовому договору с Дата по настоящее время на должности <данные изъяты>. С 1 января 2001 года вступил в силу ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» №136-Ф3 от 07.11.2000 года. В соответствии со ст. 4 данного закона гражданам, занятым на работах с <данные изъяты> гарантируются повышенная оплата труда. Во исполнение названного Федерального закона Правительством РФ 29.03.2002 года принято постановление №187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с <данные изъяты>», которым в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утвержденные Правительством РФ, установлены повышенные должностные оклады (оклады по воинской должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с <данные изъяты> и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.Согласно Приложению размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской должности) второй группы работ составляет 1,5, размер надбавок к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы и ежегодного вознаграждения за выслугу лет при стаже до 1 года- 15%, при стаже от 1 до 3 лет - 20 %, при стаже свыше 3 лет - 30% и ежегодное вознаграждение (кратно) по воинской должности при стаже до 1 года - 1, при стаже от 1 до 3 лет - 1,5, при стаже 3 лет - 2.Постановлением Правительства РФ № 188 от 29.03.2002 года «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, на меры социальной поддержки» утвержден Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, на льготы и компенсации. А (<данные изъяты>) отнесена к числу таких производств и предусмотрена данным Списком.В соответствии Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда РФ от Дата с изменениями от Дата должность бухгалтер относится к должностям специалистов.Согласно Списку профессий и должностей, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 г. №188, занимаемая ею должность «<данные изъяты>», как специалиста (всех категорий и наименований), включена в число тех, работа (служба) по которым дает право гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, на меры социальной поддержки.Названным постановлением Правительства РФ от Дата также установлено, что меры социальной поддержки предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и генерального директора Российского агентства по боеприпасам, согласованных с Министерством труда и социального развития РФ, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, за фактически отработанное время.Рабочее место по занимаемой ею должности по условиям труда аттестовано комиссией А и согласно карты аттестации условия труда по степени вредности и опасности отнесены к 1 степени (<данные изъяты>), по степени травмобезопасности - 1 класс. Доплата в связи с вредными условиями труда определена в пределах и в соответствии с вышеизложенными положениями законодательства, по второй группе работ. Федеральный закон от 07.11.2000г. «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>», устанавливающий льготы и компенсации, вступил в силу с 01.01.2001 г., является законом прямого действия и других сроков начала выплат предоставленных льгот и компенсаций не предусматривает. Соответственно установленные льготы и компенсации должны предоставляться с момента вступления этого Закона в действие.Данные льготы и компенсации были введены в А с Дата, как это предусмотрено постановлением Правительства РФ от Дата Однако выплата ей повышенной заработной платы с учетом этих льгот не производится с момента приема на работу. Ее должность включена в Перечень профессий и должностей военнослужащих и гражданского персонала, занятым на работах с <данные изъяты> и дающих с Дата право на получение льгот и компенсаций, принятый Федеральным управлением по <данные изъяты> при Российском, агентстве по <данные изъяты>, который в июле 2002 года согласован с Министерством труда и социального развития и ГФЭУ МО РФ, утвержденным МО РФ 13.07.2002г. с дополнениями (совершенно секретный). В соответствии со своими должностными обязанностями со дня приема на работу и по настоящее время она выполняет работы, предусмотренные ч.3 ст. 1 ФЗ от 07.11.2000г. № 136-ФЗ (вторая группа работ) по научному и техническому обеспечению работ по <данные изъяты>, а также по осуществлению надзора и контроля при проведении указанных работ. В частности, в ее обязанности входит организация финансового обеспечения работ с <данные изъяты> в рамках возложенных на часть обязанностей и предоставленных прав, участие в проведении инвентаризаций, проверках наличия и состояния материальных средств, отравляющих веществ на складах, в хранилищах, подразделениях, осуществление контроля за экономным и целесообразным расходованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение работ <данные изъяты>. Работники финансово-экономической службы А обращались в <адрес> районный суд с просьбой о признании их прав на получение льгот и компенсации за работу с <данные изъяты>, предусмотренные Федеральным законом «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» №136-ФЗ от 07.11.2000 года и их исковые требования были удовлетворены. По медицинским показателям, каких - либо медицинских противопоказаний к работам с <данные изъяты> она не имеет. Считает, что ответчик, отказывая ей в предоставлении льгот и компенсаций, предусмотренных ст. ст. 117, 144, 147 ТК РФ, ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты> №136-Ф3 от 07.11.2000 года, постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 188 нарушил ее права. Просила суд признать за ней право на льготы и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» № 136-ФЗ от Дата в должности «<данные изъяты>» А и обязать <данные изъяты> А внести изменения в трудовой договор от Дата по выплате повышенного должностного оклада, надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы <данные изъяты> и ежегодного вознаграждения за выслугу лет с Дата, установить <данные изъяты>-часовую рабочую неделю и предоставить отпуск продолжительностью 49 календарных дней.

Истец свои исковые требования в судебном заседании поддержала, пояснила, как изложено выше, дополнив, что она более 20 лет работает <данные изъяты>, имеет высшее специальное образование, окончила ФГОУ ВПО «В» по специальности «Национальная экономика». Ее рабочее место расположено на территории промышленной зоны завода <данные изъяты> на территории <адрес>. Вход на территорию промзоны осуществляется строго по пропускам, обязательное условие - иметь при себе средство <данные изъяты>, ее рабочее время определено с <данные изъяты> час. до <данные изъяты> час. В ее должностные обязанности <данные изъяты> входит также принимать участие в проведении ревизий подсобных предприятий и хозяйств части, инвентаризаций по службам, проверках наличия и состояния материальных средств, <данные изъяты> на складах, в хранилищах, подразделениях. Руководство А с работниками финансово-экономической службы проводятся плановые занятия и инструктажи по применению средств индивидуальной защиты, правилам поведения на случаи возможности возникновения непредвиденных ситуаций на заводе. Ее предшественник пользовался льготами и компенсациями, предусмотренными Федеральным законом «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» № 136-ФЗ от 07.11.2000 года. Условия работы не изменились.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело без своего участия, суду представил письменный отзыв, относительно исковых требований истца, в котором указывал, что с исковыми требованиями Кирилловой В.Н. к А о признании действий, связанных с выплатой заработной платы без учета льгот и компенсаций, установленных законодательством гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, незаконными, А не согласна по следующим основаниям:

Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» предусмотрены 2 группы работ с <данные изъяты>, которые истец по своим функциональным обязанностям не выполняет и никакого отношения к работам, указанным в вышеназванном Федеральном законе от 7 ноября 2000 г. №136-Ф3, не имеет, а сами указания на обязанность выполнять работы, указанные в Федеральном законе от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>», еще не свидетельствуют о фактах выполнения работ с <данные изъяты>. Данные факты должны подтверждаться документально, например выписками из журналов выполнения работ, соответствующими графиками. Однако истец данных доказательств суду не представил. Трудовой договор истца не предусматривает обязанности выполнения работ с <данные изъяты> и как следствие предоставление льгот.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 29 марта 2002 г. №188 «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, на льготы и компенсации» определено, что гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, льготы и компенсации предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и генерального директора Российского агентства по боеприпасам, согласованных с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В свою очередь на основании п. 2 постановления Правительства РФ от 29 марта 2002 г. №188 в А льготы и компенсации предоставляются на основании Перечня профессий и должностей военнослужащих и гражданского персонала, занятых на работах с <данные изъяты>, утвержденного Генеральным директором Российского агентства по <данные изъяты>, Министром обороны РФ по согласованию с Минтруда и соц. развития РФ, главным финансово-экономическим управлением, Федеральным управлением по <данные изъяты> по результатам аттестации рабочих мест на производствах с вредными условиями труда.

В указанном Перечне должность истца по своему точному наименованию отсутствует, и, следовательно, у командования части оснований для производства указанных выплат также не имеется.

Списки профессий и должностей являются общими для всех производств с вредными условиями труда, работа на которых дает гражданам, занятым на работах <данные изъяты>, на льготы и компенсации. В связи с этим включение в них должностей истца, о чем указано в заявлении истца применительно к каждому производству должно быть подтверждено совместным решением руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти и генерального директора Российского агентства по боеприпасам, согласованный с Министерством труда и социального развития РФ. Между тем, в «Перечне профессий и должностей военнослужащих и гражданского персонала, занятых на работах с <данные изъяты>, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 1 ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>», работа по которым дает право на льготы и компенсации», утвержденном 13.07.2002 г. Министром обороны РФ и Генеральным директором Российского агентства <данные изъяты> по согласованию с Министерством труда и социального развития, применительно к объекту, на котором работает истец, должность истца указана не была.

При рассмотрении вопроса о предоставлении льгот и компенсаций в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. №136-Ф3 следует также учитывать и соответствие работников необходимым квалификационным требованиям и отсутствием медицинских, противопоказаний, что должно подтверждаться документально. Истец квалификационным требованиям не соответствует. При этом истцом не представлены доказательства его соответствия необходимым квалификационным требованиям (в данном случае - это протокол заседания квалификационной комиссии),несмотря на необходимость подтверждения данных обстоятельств, как имеющих значение для правильного и объективного разрешения дела.

Согласно п.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Что касается требований истца о предоставлении дополнительного отпуска и внесении изменений в трудовой договор, заключенный истцом и А по своему содержанию без нарушений трудового законодательства РФ, то следует прийти к выводу, что данные требования также не подлежат удовлетворению по указанным выше основаниям.

Суд, выслушав доводы истца, ознакомившись с письменным отзывом ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные суду доказательства в совокупности, приходит к следующему.

Из дела видно, что истец принята с Дата в финансово-экономический отдел <данные изъяты>, на период отпуска по уходу за ребенком основного работника ФИО1 в А (л.д.8). Между ответчиком (Работодателем) и истцом (Работником) заключен трудовой договор от Дата на определенный срок (л.д.9-10). Ее должность «<данные изъяты>» предусмотрена штатным расписанием А, ее должностные обязанности регламентированы должностными инструкциями. Трудовым договором закреплено, что за выполнение трудовых обязанностей Работнику устанавливается заработная плата в размере должностного оклада (л.д.17-19).

Рабочее место истца по занимаемой ей должности по условиями труда аттестована комиссией производственного объекта (1207) - А и согласно карты аттестации условия труда отнесены к работам с вредными и опасными условиями труда (20-32). По заключению медицинского осмотра, представленного поликлиникой МСЧ - <данные изъяты>, <адрес>, от Дата, по медицинским показателям Кириллова В.Н. годна работать <данные изъяты> финансово-экономического отдела в условиях работы, определенного п.1 пп.4.2.3. Приказа 83 МЗ РФ (л.д.33).

В соответствии с частью 1 статьи 147 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» № 136-ФЗ от Дата, гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с <данные изъяты>, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.

В соответствии со ст. 5 данного закона гражданам, занятым на работах, предусмотренных частью третьей статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливаются сокращенная 36-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 календарных дней.

Во исполнение названного Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» Правительством РФ постановлением № 188 от 29.03.2002г. были утверждены «Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, на льготы и компенсации» и «Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, на льготы и компенсации».

В филиале А федерального бюджетного учреждения Б, в котором истец фактически работает, имеется в «Списке производств» и проходит как объект по хранению и уничтожению <данные изъяты> (объект 1207). В «Списке профессий и должностей» указана профессия «специалист (всех категорий и наименований)».

Согласно трудовому договору, истец принята на работу и работала в соответствии с тарификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Мин. Труда от 21.08.1998г. № 37 с изменениями и дополнениями), профессии ведущий бухгалтер, бухгалтер, экономист относятся к должностям специалистов, следовательно истец имеет право на установленные ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» № 136-ФЗ от Дата льготы и компенсации.

Частью 2 ст.4 ФЗ № 136 от 07.11.2000 года установлено, что размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановлением Правительства РФ за 188 от 29.03.2002 года установлено, «что гражданам, занятым на работах с химическим оружием, льготы и компенсации предоставляются на основании совместных решений руководителей, соответствующих федеральных органов исполнительной власти и генерального директора Российского Агентства <данные изъяты>, согласованных с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда».

На день обращения истца в суд заработная плата выплачивалась ей без учета повышенного коэффициента и ежемесячной надбавки за непрерывный стаж работы, дополнительные отпуска не предоставлялись.

Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала Трудового кодекса и всех иных нормативных правовых актов о труде. Содержание норм трудового законодательства определяется и федеральными конституционными законами. Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах и подзаконных актах должны соответствовать Трудовому Кодексу РФ.

Согласно п.2 ст.9 ТК РФ трудовые договора не могут содержать условия, снижающие уровень прав и гарантий работников установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не могут применяться.

Отказывая в предоставлении льгот и компенсаций, предусмотренных ст.ст. 117,144, 147 ТК РФ, ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» № 136-ФЗ от 07.11.2000 года Постановлением Правительства РФ № 188 от 29.03.2002 года, ответчик нарушает трудовые права истца.

В силу п.1 ст.352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Судебная защита является одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод.

Возражения ответчика относительно соответствия истца предъявляемым необходимым квалификационным требованиям признаются судом не состоятельными, как не подтвержденные им документально.

Судом признаются требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Кирилловой В.Н удовлетворить.

Признать за Кирилловой В.Н. право на льготы и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» № 136-ФЗ от 07.11.2000 года в должности «<данные изъяты>» А.

Обязать <данные изъяты> А внести изменения в трудовой договор заключенный между Филиалом А Федерального бюджетного учреждения Б (Работодателем) и Кирилловой В.Н (Работником) от Дата по выплате повышенного должностного оклада, надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы с <данные изъяты> и ежегодного вознаграждения за выслугу лет с Дата, установить 36-часовую рабочую неделю и предоставить отпуск продолжительностью 49 календарных дней.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней, с подачей кассационной жалобы в Щучанский районный суд.

Судья: подпись Симонов Ю.М.