2-50-2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Щучанский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М., при секретаре Советкиной Т.Н., с участием истца Матенковой О.С., представителя ответчика Филиала А Федерального бюджетного учреждения Б ФИО1, доверенности от Дата, от Дата рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Щучье 12 января 2012 года гражданское дело по иску Матенковой О.С. к Филиалу А Федерального бюджетного учреждения Б о взыскании недоплаченной заработной платы, предоставлении льгот и компенсаций, внесении изменений в трудовой договор, УСТАНОВИЛ: Матенкова О.С. обратилась в суд с иском к Филиалу А Федерального бюджетного учреждения Б о взыскании недоплаченной заработной платы, предоставлении льгот и компенсаций, внесении изменений в трудовой договор, указывая, что она работает в филиале А федерального бюджетного учреждения Б с Дата на должности бухгалтера, с Дата по трудовому договору была переведена на должность экономиста и по настоящее время работает на должности экономиста отдела (Э и ПКС) (приказ командира А № от Дата). Будучи экономистом отдела (Э и ПКС) филиала А федерального бюджетного учреждения Б, она непосредственно подчиняется начальнику отдела эксплуатации и планирования капитального строительства, заместителю командира филиала А федерального бюджетного учреждения Б. Ее функциональные обязанности утверждает командир филиала А федерального бюджетного учреждения Б. Практически все рабочее время она находится в филиале А федерального бюджетного учреждения Б, на объекте №, где исполняет свои функциональные обязанности. Согласно своих функциональных обязанностей, утвержденных командиром филиала А федерального бюджетного учреждения Б, она обязана принимать участие в мероприятиях, направленных на обеспечение <данные изъяты>, а также принимать участие в мероприятиях, направленных на техническое обеспечение работ по <данные изъяты>.С 1 января 2001 года вступил в силу ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» № 136-ФЗ от 07 ноября 2000 года. В соответствии со ст. 4 данного закона гражданам, занятым на работах с <данные изъяты> гарантируется повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с <данные изъяты> и ежегодное вознаграждение за выслугу лет.В соответствии со ст. 5 данного закона гражданам - занятых на работах, предусмотренных частью третьей ст. 1, устанавливаются сокращенная 36-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 календарных дней.Во исполнении Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» Правительством Российской Федерации постановлением № 188 от 29 марта 2002 года были утверждены «Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, на льготы и компенсации» и «список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, на льготы и компенсации». В филиале А федерального бюджетного учреждения Б, в котором она фактически работает, имеется в «Списке производств» и проходит как объект по <данные изъяты> (объект №).В «Списке профессий и должностей» указана профессия «специалист (всех категорий и наименований)».Согласно трудового договора, она принята на работу и работает экономистом, в соответствии с тарификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Мин.Труда от 21 августа 1998 года № 37 и изменениями и дополнениями), профессия экономист относится к должности специалистов, следовательно она имеет право на установленные ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» № 136-ФЗ от 07 ноября 2000 года льготы и компенсации.Частью 2 ст. 4 ФЗ № 136 от 07 ноября 2000 года установлено, что размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.Пунктом 2 Постановлением Правительства РФ за № 188 от 29 марта 2002 года установлено, «что гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, льготы и компенсации предоставляются на основании совместных решений руководителей, соответствующих федеральных органов исполнительной власти и генерального директора Российского Агентства по <данные изъяты>, согласованных с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда».Аттестация рабочих мест в филиале А федерального бюджетного учреждения Б, где она работает проведена. Согласно Карты аттестации рабочего места по условиям труда, ей как экономисту должны быть установлены доплаты в связи с вредными условиями труда: коэффициент повышения должностного оклада - 1,5; надбавка к месячному заработку за стаж непрерывной работы - 15-30 %;ежегодное вознаграждение - 2 должностных оклада; установлен дополнительный отпуск;продолжительность дополнительного отпуска - 21 календарный день;продолжительность рабочей недели 36 часов.Командованием так же отказались внести указанные льготы и компенсации в трудовой договор, сославшись при этом на то, что должность, на которой она работает, не вошла в Перечень к постановлению Правительства РФ № 188 от 29 марта 2002 года должностей и профессий граждан, занятых на работах с <данные изъяты>, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 1 ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>», работа по которым дает право на социальные гарантии. На день написания заявления заработная плата выплачивается ей без учета повышенного коэффициента и ежемесячной надбавки за непрерывный стаж работы, отказано ей также в предоставлении дополнительного отпуска. Она состоит в трудовых отношениях с филиалом А федерального бюджетного учреждения Б, в лице ее командира. В соответствии со ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иным нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: Трудовым кодексом РФ, иными Федеральными законами, Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах и подзаконных актах должны соответствовать Трудовому Кодексу РФ. Согласно п. 2 ст. 9 ТК РФ трудовые договора не могут содержать условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не могут применяться. Полагает, что ответчик, отказывая ей в предоставлении льгот и компенсаций, предусмотренных ст.ст. 117, 144, 147 ТК РФ ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» № 136-ФЗ от 7 ноября 2000 года Постановлением Правительства РФ № 188 от 29 марта 2002 года, ссыпаясь при этом на Перечень от 29 марта 2002 года, нарушает ее права. Так как Перечень МО РФ противоречит п. 2 ст. 115 Конституции РФ, ТК РФ, ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» № 136-ФЗ от 07 ноября 2000 года. Постановлением Правительства РФ № 188 от 29 марта 2002 года в нарушении ч. 3 ст. 15 конституции РФ не опубликован для всеобщего сведения, данный документ не может являться правовым основанием отказа в предоставлении мне льгот и компенсации, предусмотренных трудовым законодательством. Просила суд признать за ней право на получение льгот и гарантий, предусмотренных ФЗ от 07.12.2000г. №136-Ф3 с Дата и обязать ответчика произвести перерасчет причитающихся ей денежных выплат с учетом повышений, предусмотренных постановлением Правительства РФ 2002г. №187, с Дата Обязать ответчика внести следующие изменения в трудовой договор и в дальнейшем до изменения ее функциональных обязанностей и действующего законодательства: установить доплаты в связи с вредными условиями, труда; коэффициент повышения должностного оклада - 1,5; надбавка к месячному заработку за стаж непрерывной работы - 15-30%; ежегодное вознаграждение - от 1 до 2 должностных оклада; установить продолжительность рабочей недели - 36 часов; установить ежегодный оплачиваемый отпуск - 49 календарных дней. Истец свои исковые требования в судебном заседании поддержала, пояснила, как изложено выше. Представитель ответчика иск не признал полностью по следующим основаниям: Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» предусмотрены 2 группы работ с <данные изъяты>, которые истец по своим функциональным обязанностям не выполняет и никакого отношения к работам, указанным в вышеназванном Федеральном законе от 7 ноября 2000 г. №136-Ф3, не имеет, а сами указания на обязанность выполнять работы, указанные в Федеральном законе от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>», еще не свидетельствуют о фактах выполнения работ с <данные изъяты>. Данные факты должны подтверждаться документально, например выписками из журналов выполнения работ, соответствующими графиками. Однако истец данных доказательств суду не представил. Трудовой договор истца не предусматривает обязанности выполнения работ с <данные изъяты> и как следствие предоставление льгот. Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 29 марта 2002 г. №188 «Об утверждении списков производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, на льготы и компенсации» определено, что гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, льготы и компенсации предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и генерального директора Российского агентства по <данные изъяты>, согласованных с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. В свою очередь на основании п. 2 постановления Правительства РФ от 29 марта 2002 г. №188 в А льготы и компенсации предоставляются на основании Перечня профессий и должностей военнослужащих и гражданского персонала, занятых на работах с <данные изъяты>, утвержденного Генеральным директором Российского агентства по <данные изъяты>, Министром обороны РФ по согласованию с Минтруда и соц. развития РФ, главным финансово-экономическим управлением, Федеральным управлением по <данные изъяты> по результатам аттестации рабочих мест на производствах с вредными условиямитруда. В указанном Перечне должность истца по своему точному наименованию отсутствует, и, следовательно, у командования части оснований для производства указанных выплат также не имеется. Списки профессий и должностей являются общими для всех производств с вредными условиями труда, работа на которых дает гражданам, занятым на работах схимическим оружием, на льготы и компенсации. В связи с этим включение в них должностей истца, о чем указано в заявлении истца применительно к каждому производству должно быть подтверждено совместным решением руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти и генерального директора Российского агентства по <данные изъяты>, согласованный с Министерством труда и социального развития РФ. Между тем, в «Перечне профессий и должностей военнослужащих и гражданского персонала, занятых на работах с <данные изъяты>, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 1 ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>», работа по которым дает право на льготы и компенсации», утвержденном 13.07.2002 г. Министром обороны РФ и Генеральным директором Российского агентства по <данные изъяты> по согласованию с Министерством труда и социального развития, применительно к объекту, на котором работает истец, должность истца указана не была. При рассмотрении вопроса о предоставлении льгот и компенсаций в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2000 г. №136-Ф3 следует также учитывать и соответствие работников необходимым квалификационным требованиям и отсутствием медицинских, противопоказаний, что должно подтверждаться документально. Истец квалификационным требованиям не соответствует. При этом истцом не представлены доказательства его соответствия необходимым квалификационным требованиям (в данном случае - это протокол заседания квалификационной комиссии),несмотря на необходимость подтверждения данных обстоятельств, как имеющих значение для правильного и объективного разрешения дела. Согласно п.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Что касается требований истца о предоставлении дополнительного отпуска и внесении изменений в трудовой договор, заключенный истцом и А по своему содержанию без нарушений трудового законодательства РФ, то следует прийти к выводу, что данные требования также не подлежат удовлетворению по указанным выше основаниям. Соответственно с расчетом, подлежащих взысканию денежных сумм ответчик также не согласен. Суд, выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные суду доказательства в совокупности, приходит к следующему. В соответствии со статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеетправо на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Согласно части 1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Из материалов дела видно, что истец Матенкова О.С. работает в филиале А федерального бюджетного учреждения Б с Дата на должности бухгалтера, с Дата по трудовому договору была переведена на должность экономиста в отдел (по эксплуатации и планирования капитального строительства) (л.д.10-11, 29,30,31,32) и по настоящее время работает на этой должности. Согласно функциональных обязанностей экономиста отдела эксплуатации и планирования капитального строительства, утвержденных командиром А, экономист обязан осуществлять техническое обеспечение работ <данные изъяты>, а также надзора и контроля при проведении указанных работ; технически обеспечивать работы, по <данные изъяты> (часть 3 статьи 1 ФЗ от 7 ноября 2000 г. № 136 ФЗ); знать <данные изъяты>, уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты; при необходимости участвовать в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с <данные изъяты>. Отвечает за учет материальных ценностей на объекте <данные изъяты> и на технической территории (л.д. 25-28). По заключению ФГБУЗ МСЧ № ФМБА России Поликлиника № от Дата Матенкова О.С. признана годной для работы экономистом в отделе по эксплуатации и планирования капитального строительства в филиале А Федерального бюджетного учреждения - Б (л.д.33-34). В соответствии со статьями 1, 4, 5 Федерального закона от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» работы с <данные изъяты> относятся к работам с вредными условиями труда и в соответствии со степенью их опасности распределяются по двум группам. Ко второй группе работ с <данные изъяты> относится в том числе научное и техническое обеспечение - работ по <данные изъяты> а также осуществление надзора и контроля при проведении указанных работ. Перечень токсичных <данные изъяты>, а также конкретный список, производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, на социальные гарантии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, гарантируются повышенная оплата труда, выплата надбавки к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с <данные изъяты>, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры должностных окладов и тарифных ставок, а также надбавки и ежегодного вознаграждения за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и условиями соответствующих трудовых договоров. Гражданам, занятым на работах, предусмотренных частью третьей статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливаются сокращенная 36-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 49 календарных дней. В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с <данные изъяты>» гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, предусмотренных частями второй и третьей статьи 1 Федерального закона «О социальной защите граждан, занятых на работах с <данные изъяты>», в соответствии со списками производств, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на льготы и компенсации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, установлены повышенные тарифные ставки, должностные оклады (оклады по воинской, штатной должности), надбавки к месячному заработку (денежному довольствию) за стаж непрерывной работы с <данные изъяты> и ежегодное вознаграждение за выслугу лет в размерах согласно приложению. В приложении к указанному постановлению Правительства предусмотрено, что размер (коэффициент) повышения тарифных ставок, должностных окладов (окладов по воинской, штатной должности) по второй группе работ составляет «1.5», надбавка за непрерывный стаж работы, по второй группе работ при стаже до 1 года-15%, при стаже от 1 года до 3 лет- 20%, при стаже свыше трех лет - 30% к месячному заработку. Ежегодное вознаграждение (кратно тарифной ставке, должностному окладу, окладу по воинской, штатной должности) по второй группе работ при стаже работы до одного года -1, при стаже от 1 года до трех лет -1,5, при стаже свыше 3 лет - 2. Во исполнение ФЗ от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 № 188 утвержден Список производств с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, на меры социальной поддержки и Список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа по которым дает право гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, на меры социальной поддержки. Вышеуказанными Списками предусмотрен объект по <данные изъяты>, <адрес> (объект №) и должность «специалист» всех категорий и наименований). Профессия экономист относится к должностям специалистов, что установлено «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37. Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 № 188 предусмотрено, что гражданам, занятым на работах с <данные изъяты>, льготы и компенсации предоставляются на основании совместных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и генерального директора Российского Агентства по <данные изъяты>, согласованных с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно карте аттестационного места по условиям труда № рабочее место специалиста отдела (эксплуатации и планирования капитального строительства) объекта по <данные изъяты> по факторам производственной, среды и трудового процесса соответствует классу 3.1 (вредный), по травмобезопасности - к 1 классу (оптимальному), по обеспеченности средствами индивидуальной защиты - рабочее место соответствует требованиям обеспеченности средствами индивидуальной защиты, предусмотрены гарантии и компенсации в виде: повышенной тарифной ставки должностного оклада с коэффициентом 1.5, выплаты надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, сокращенной продолжительности рабочей недели 36 часов и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 49 календарных дней (л.д.12-24). Фактически истцу указанные выше гарантии и компенсации не установлены. Проанализировав нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец приобрела право на социальные гарантии в виде повышенной тарифной ставки должностного оклада с коэффициентом 1.5, выплаты надбавки к месячному заработку за стаж непрерывной работы и ежегодного вознаграждения за выслугу лет, сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часовая неделя) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 49 календарных дней. На день обращения истца в суд заработная плата выплачивалась ей без учета повышенного коэффициента и ежемесячной надбавки за непрерывный стаж работы, дополнительные отпуска не предоставлялись. По данным ответчика задолженность по заработной плате экономиста Матенковой О.С. за период с Дата по Дата (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2002 года № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с <данные изъяты>») составила <данные изъяты> рублей. Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала Трудового кодекса и всех иных нормативных правовых актов о труде. Содержание норм трудового законодательства определяется и федеральными конституционными законами. Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах и подзаконных актах должны соответствовать Трудовому Кодексу РФ. Согласно п.2 ст.9 ТК РФ трудовые договора не могут содержать условия, снижающие уровень прав и гарантий работников установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в трудовой договор, то они не могут применяться. Отказывая в предоставлении льгот и компенсаций, предусмотренных ст.ст. 117,144, 147 ТК РФ, ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» № 136-ФЗ от 07.11.2000 года Постановлением Правительства РФ № 188 от 29.03.2002 года, ответчик нарушает трудовые права истца. В силу п.1 ст.352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Судебная защита является одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Исковые требования Матенковой О.С. удовлетворить. Признать за Матенковой О.С. право на льготы и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» № 136-ФЗ от 07.11.2000 года в должности экономиста отдела (эксплуатации и планирования капитального строительства) в филиале А федерального бюджетного учреждения Б. Обязать командира А внести изменения в трудовой договор заключенный между Филиалом А Федерального бюджетного учреждения Б (Работодателем) и Матенковой О.С. (Работником) от Дата: установить доплаты в связи с вредными условиями труда: -коэффициент повышения должностного оклада - 1,5; -надбавка к месячному заработку за стаж непрерывной работы - 15-30%; -ежегодное вознаграждение - от 1 до 2 должностных оклада; -установить продолжительность рабочей недели - 36 часов; -установить ежегодный оплачиваемый отпуск - 49 календарных дней. Взыскать с Филиала А Федерального бюджетного учреждения Б в пользу Матенковой О.С. <данные изъяты> - недополученную заработную плату за период с Дата по Дата. Взыскать с Филиала А Федерального бюджетного учреждения Б государственную пошлину в доход государства в сумме <данные изъяты>. На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Курганский областной суд в течение месяца, с подачей жалобы через Щучанский районный суд. Судья: подпись Ю.М.Симонов