о возложении обязанности по снабжению населения на территории города Щёкино питьевой водой надлежащего качества



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 сентября 2010 года г. Щекино Тульской области

Щекинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Алексеевой Т.В.,

при секретаре Шишкиной М.Н.

с участием представителя истца помощника прокурора Веселковой Т.В.

представителя ответчика администрации МО г. Щекино Хомячковой Л.Г., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица ОАО «ЩЖКХ» Соболева А.А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1595 (2010) по иску прокурора города Щекино к администрации МО г.Щекино о возложении обязанности по снабжению населения на территории города Щекино питьевой водой надлежащего качества,

установил:

прокурор г. Щекино обратился в суд с иском к администрации МО г. Щекино Щекинского района о возложении обязанности по снабжению населения на территории города Щекино питьевой водой надлежащего качества в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Свои требования мотивировал тем, что на территории г. Щекино нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку администрацией МО г. Щекино Щекинского района не осуществляются полномочия по организации, обеспечению и контролю за снабжением населения питьевой водой надлежащего качества. В результате указанных нарушений подаваемая населению питьевая вода содержит превышение предельно допустимых показателей, установленных СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по запаху, привкусу, мутности, цветности, железу, жесткости.

В судебном заседании помощник прокурора г. Щекино Веселкова Т.В. исковые требования поддержала, указав, что на протяжении длительного времени в прокуратуру города поступают многочисленные жалобы от жителей на некачественную питьевую воду. Суду пояснила, что в ходе прокурорской проверки 100% проб питьевой воды, отобранных из насосных станций водозаборов <данные изъяты> и в разводящей водопроводной сети, т.е. в квартирах жителей города, не отвечают требованиям санитарных правил и гигиенических нормативов. Просила обязать администрацию МО г.Щекино организовать снабжение населения города питьевой водой надлежащего качества. При этом, отметила, что возложение на ответчика обязанности по проведению конкретных мероприятий и выполнению определенных работ по организации снабжения населения питьевой водой надлежащего качества не требуется, поскольку администрация МО г. Щекино как муниципальное образование вправе самостоятельно определить необходимые мероприятия, направленные на организацию обеспечения населения города качественной питьевой водой.

Представитель ответчика администрации МО г. Щекино по доверенности Хомячкова Л.Г. исковые требования не признала. Суду пояснила, что причиной ненадлежащего качества питьевой воды является то, что большинство водопроводных сетей города нуждается в замене, на <данные изъяты> водозаборах, из которых население города Щекино обеспечивается питьевой водой не работают станции обезжелезивания. Указал, что строительство станций обезжелезивания на водозаборах Щекинского района было предусмотрено федеральной программой «Чистая вода». По этой программе построена станция обезжелезивания на <данные изъяты> водозаборе, которая в 2008 г. принята в эксплуатацию. Поскольку собственник и застройщик станции не известны, право собственности на объект не регистрировалось, передача эксплуатирующей организации не осуществлялась. Несмотря на данное обстоятельство для разрешения проблемы качества питьевой воды ДД.ММ.ГГГГ администрацией города с ресурсоснабжаюшей организацией ОАО «ЩЖКХ» заключено сервисное соглашение по обслуживанию и ремонту станции обезжелезивания Западного водозабора. После проведения необходимых профилактических работ будет начата эксплуатация станции. Также станция обезжелезивания возведена на водозаборах одного производственного цикла -<данные изъяты>, однако не принята в эксплуатацию, ее собственник и застройщик неизвестны. Представитель ответчика указала, что в 2010 г. администрацией города выделено <данные изъяты> млн. рублей на замену водопроводных сетей и прокладку нового водопровода. Однако выделяемых денежных средств не достаточно для ремонта и реконструкции всех водопроводных сетей города. Представитель ответчика отметила, что в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом. Решением собрания депутатов г. Щекино ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведение, снабжение топливом населения МО г.Щекино Щекинского района. Водоснабжение населения в городе организовано, администрацией созданы необходимые условия для обеспечения населения города питьевой водой. А именно администрацией города расходуются бюджетные денежные средства на замену и прокладку водопровода, строятся объекты инженерной инфраструктуры, согласовываются действия по улучшению качества воды с хозяйствующими субъектами посредством проведения совещаний. Поскольку ресурсоснабжающая организация - ОАО «ЩЖКХ» не является муниципальным предприятием, взаимодействие с ним осуществляется исключительно посредством достижения договоренности. В результате переговоров с ОАО «ЩЖКХ» подписано сервисное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, представитель ответчика считает, что обязанность по обеспечению населения питьевой водой надлежащего качества к полномочиям администрации не относится. Полагает, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ответственность за подачу населению города некачественной питьевой воды должна быть возложена на поставляющую воду потребителям управляющую организацию ООО <данные изъяты> и ресурсоснабжающую организацию ОАО «ЩЖКХ».

Представитель третьего лица ОАО «ЩЖКХ» по доверенности Соболев А.А. возражал против удовлетворения исковых требований прокурора г. Щекино. Суду пояснил, что организациями, ответственными за качество подаваемой населению питьевой воды в соответствии с законодательством о защите прав потребителя являются управляющая многоквартирными жилыми домами компания ООО «<данные изъяты>» и товарищества собственников жилья. ОАО «ЩЖКХ» является собственником водозаборов и водопроводных сетей города, с управляющей компанией ООО «<данные изъяты>» им заключен договор на оказание услуг по снабжению населения города водой. Представитель третьего лица указал, что обеспечение населения г. Щекино питьевой водой осуществляется из водозаборов: <данные изъяты>. В ближайшее время во исполнение заключенного с администрацией города ДД.ММ.ГГГГ сервисного соглашения начнется эксплуатация станции обезжелезивания Западного водозабора. Возможности начать эксплуатацию станции обезжелезивания <данные изъяты> и <данные изъяты> водозаборов в настоящее время не имеется. Отметил, что при финансовом участии администрации города ОАО «ЩЖКХ» ведутся работы по замене водопроводных сетей города и прокладке новых водопроводных труб. Однако денежных средств имеющихся у общества и выделяемых администрацией города не достаточно для замены всех водопроводных сетей, ремонт которых необходим. Отметил, что качество подаваемой воды зависит не только от функционирования станций обезжелезивания, но и от состояния водопроводных сетей. Возражая против исковых требований прокурора, указал, что пробы воды специалистами лаборатории филиала «Центра гигиены и эпидемиологии в Тульской области в г. Щекино» отбирались в большинстве случаев на водозаборах, а не в квартирах жителей города. Считает, что качество воды, подаваемой в квартиры жителей города значительно лучше по сравнению с тем, которое имеет вода на водозаборах, поскольку проходит систему дополнительной очистки.

Представитель третьего лица ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном заявлении, адресованном суду, просила исковые требования удовлетворить.

Выслушав представителей сторон, допросив специалиста, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Судом установлено, что на протяжении длительного времени населению города Щекино поставляется питьевая вода не соответствующая по качеству санитарным правилам и нормам.

Данный вывод сделан судом на основании пояснений специалиста территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в Щекинском, Плавском, Тепло-Огаревском районах Харской О.А., подтвержденных данными лабораторных исследований за 2008-2010 г.г.

Специалист ФИО суду пояснила, что в <данные изъяты> постоянно поступают обращения и жалобы жителей города на некачественную питьевую воду. В мае <данные изъяты> г. совместно с прокуратурой г. Щекино проводилась проверка качества питьевой воды. В ходе проверки отбирались пробы воды из насосной на водозаборах и в разводящей сети, т.е. в квартирах жителей города. Результаты лабораторных исследований показали превышение предельно допустимых показателей по мутности, запаху, привкусу, общей минерализации, цветности, железу, жесткости, установленных СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Кроме того, территориальный отдел ежемесячно проводит проверки качества воды из разводящей сети в детских садах, при приемке школ, больниц, лагерей и других объектов социального назначения, осуществляет производственный контроль на предприятиях пищевой промышленности. Также ежеквартально проводится оценка качества питьевого водоснабжения из разводящей сети. Проведенные исследования подтверждают, что подаваемая населению города вода не соответствует требованиям о качестве. Специалист также пояснила, что в приложении к договору Щ на отпуск воды и прием сточных вод, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между МП «ЩЖКХ» и ООО «<данные изъяты>» содержатся сведения о временных показателях качества питьевой воды, утвержденных администрацией МО «г.Щекино и Щекинский район» от ДД.ММ.ГГГГ и согласованных с ГУ <данные изъяты> в <адрес> и <адрес>. Данные временные показатели были установлены в ДД.ММ.ГГГГ. и превышали предельно допустимые показатели, определенные в санитарных правилах. Действовали временные показатели один год, поскольку именно в течение такого срока надлежало принять необходимые меры для улучшения качества воды. По истечении годичного срока качество воды должно было соответствовать санитарным правилам.

Из экспертных заключений №№ от ДД.ММ.ГГГГ, составленных главным врачом филиала <данные изъяты> следует, что пробы воды, взятые из крана насосной водозабора <данные изъяты>, из крана насосной ого подъема, из крана разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения, из крана насосной водозабора <данные изъяты> по исследованным санитарно-химическим показателям (цветность, мутность, жесткость, железо) не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Из отчетов оценки качества питьевого водоснабжения населенных пунктов Щекинского района по результатам исследования за <данные изъяты> г., <данные изъяты> г., <данные изъяты> г., представленных территориальным отделом <данные изъяты> усматривается, что в <данные изъяты> г. - <данные изъяты> из <данные изъяты> отобранных проб, в <данные изъяты> г. <данные изъяты> из <данные изъяты> проб, в <данные изъяты> г. <данные изъяты> из <данные изъяты> проб не соответствовали СанПиН 2.1.4.1074-01 по химическому составу. Данные пробы питьевой воды, отобраны в разводящей сети города Щекино.

Из вышеуказанных отчетом усматривается, что качеству питьевого водоснабжения в г. Щекино в <данные изъяты> г. - <данные изъяты> г.г. <данные изъяты> дана ненадлежащая оценка.

Протоколы исследования питьевой воды из разводящей сети за <данные изъяты> г.г., представленные <данные изъяты> также подтверждают не соответствие качества питьевой воды в городе СанПиН 2.1.4.1074-01.

Результаты анализов питьевой воды из водоразборных колонок и домов с подкачкой за июль-август <данные изъяты> г., представленные аккредитованной лабораторией ООО «<данные изъяты>» также свидетельствуют о превышении предельно допустимых показателей жесткости и железа.

Таким образом, вышеизложенные доказательства с достоверностью подтверждают тот факт, что население города Щекино снабжается некачественной питьевой водой.

В связи с чем, суд приводит к выводу, что право жителей города Щекино на предоставление им воды надлежащего качества, то есть безопасной, безвредной и благоприятной по органолептическим свойствам нарушено.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Следовательно, для защиты нарушенного права жителей города, т.е. неопределенного круга лиц, на виновное лицо подлежит возложению обязанность по выполнению действий, влекущих прекращение нарушения этого права.

Из пояснений представителей сторон, третьего лица, специалиста, письменных материалов дела установлено, что ненадлежащее качество питьевой воды является следствием не введения в эксплуатацию станций обезжелезивания, наличие водопроводных сетей, требующих замены.

В соответствии с подп. 4 п.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжение населения, водоотведения, снабжение населения топливом.

Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Оценивая довод представителя ответчика о том, что ответственность снабжение населения некачественной водой подлежит возложению на ОАО «ЩЖКХ», суд учитывает следующее.

Решением собрания депутатов г. Щекино ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведение, снабжение топливом населения МО г.Щекино Щекинского района.

Согласно п. 1.2 данного решения организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведение, снабжение топливом включает в себя создание муниципальных предприятий и учреждений, распоряжение муниципальным имуществом, предназначенным для оказания соответствующих услуг, размещение муниципального заказа, заключение договоров и соглашений с поставщиками услуг, и иные действия.

Судом установлено, что ресурсоснабжающей организацией, т.е. организацией поставляющей воду населению города является ОАО «ЩЖКХ».

Как следует из решения собрания представителей Щекинского района от ДД.ММ.ГГГГ «О создании ОАО «Щекинское жилищно-коммунальное хозяйство», устава ОАО «ЩЖКХ» учредителем данного юридического лица является администрация МО Щекинского района.

ОАО «ЩЖКХ» на основании передаточного акта, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Щекинский район от ДД.ММ.ГГГГ в собственность в порядке приватизации переданы водозаборы, обеспечивающие население города Щекино питьевой водой, водопроводные сети и иные основные средства.

Как следует из письма ОАО «ЩЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ станции обезжелезивания на водозаборах <данные изъяты> в собственность ОАО «ЩЖКХ» не передавались. ОАО «ЩЖКХ» не заключало договоры на постройку, покупку, аренду указанных объектов недвижимости. Правовой статус станций обезжелезивания акционерному обществу не известен.

Из письма администрации МО Щекинский район от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что строительство станций обезжелезивания в Щекинском районе осуществлено <данные изъяты>. Построенные объекты в собственность Щекинского района не переданы.

Анализируя вышеизложенное суд приходит к выводу, что муниципального предприятия для оказания коммунальных услуг администрацией МО г.Щекино не создано, собственником водозаборов и водопроводных сетей города является ОАО «ЩЖКХ», правовой статус станций обезжелезивания не определен, они не эксплуатируются. Будучи акционерным обществом, учреждённым администрацией Щёкинского района, а не администрацией г.Щекино ОАО «ЩЖКХ» самостоятельно определяет направление своей деятельности. Как установлено из пояснений представителя ответчика взаимодействие с ОАО «ЩЖКХ» осуществляется только путем достижения договорённости.

Таким образом, суд полагает, что обязанность по организации снабжения населения города Щёкино питьевой водой надлежащего качества надлежит возложить на администрацию МО г.Щекино.

При этом суд учитывает, что администрацией города должно быть организовано снабжение населения именно качественной водой, поскольку организация водоснабжения ненадлежащего качества не является выполнением обязанности возложенной на муниципальное поселение ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

Таким образом, довод представителя ответчика о том, что в обязанности администрации поселения не входит организация водоснабжения населения качественной водой, является несостоятельным.

Довод представителя ответчика и третьего лица ОАО «ЩЖКХ» о том, что организациями, ответственными за качество подаваемой населению питьевой воды в соответствии с законодательством о защите прав потребителя являются управляющая многоквартирными домами жилыми домами компания ООО «<данные изъяты>» и товарищества собственников жилья не может быть принята судом во внимание.

При этом суд учитывает, что в соответствии с ч. 1,2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонт общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Из анализа указанных правовых норм следует, что управляющая организация ООО «<данные изъяты>» и товарищество собственников жилья не являются поставщиками коммунальных услуг. Эти организации выполняют работы по обеспечению собственников жилых помещений многоквартирного дома коммунальными услугами на основе заключенных договоров.

При рассмотрении данного дела судом установлено, что ООО «<данные изъяты>» не имеет в собственности либо на ином вещном праве имущество, с помощью которого возможно улучшение качества воды. Водозаборы, водопроводные сети находятся в собственности ОАО «ЩЖКХ», собственники возведённых на водозаборах, но не эксплуатируемых станций обезжелезивания по настоящее время не известны. Обязанности по очистки питьевой воды, замене водопроводных сетей до ввода в дом на ООО «<данные изъяты>» законом либо договором не возложено.

В связи с чем, оснований полагать, что ООО «<данные изъяты>» и ТСЖ являются юридическим лицами, ответственными за организацию снабжения населения города г.Щёкино качественной питьевой водой, не имеется.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что администрацией МО г.Щекино Щекинского района в нарушение закона не исполнена обязанность по организации снабжения населения города питьевой водой соответствующей по качеству санитарным нормам и правилам. В связи с этим полагает правильным исковые требования прокурора города Щекино удовлетворить, обязав администрацию МО г.Щекино организовать снабжение населения города Щекино питьевой водой надлежащего качества.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора города Щекино к администрации МО г.Щекино о возложении обязанности снабжения населения на территории города Щекино питьевой водой надлежащего качества удовлетворить.

Обязать администрацию МО г.Щекино организовать снабжение населения на территории города Щекино питьевой водой надлежащего качества.

Решение может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щекинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 3 сентября 2010 г.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200