об оспаривании действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2011 года г.Щёкино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Чекулаевой Е.Н.,

при секретаре Чернышовой Е.Н.,

с участием истца Васина М.Н.,

представителя ответчика Чуриковой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-115 по иску Васин М.Н. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки,

установил:

Васин М.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» с иском о признании за ним права на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации, получении справки на льготный проездной билет, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы; ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления;, возложении обязанности по предоставлению вышеуказанных мер социальной поддержки, в частности, по предоставлении ежемесячной денежной выплаты – с 06.12.2010 года, по ежемесячным денежным выплатам на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления - с 01.09.2010 г.

В обоснование своих требований указал, что является пенсионером МВД РФ с 01 января 2002 года, ветераном труда и имеет соответствующее удостоверение. Полагает, что у него есть право на вышеуказанные меры социальной поддержки. Они ему не предоставляются, на заявление к ответчику об их предоставлении получил отказ.

В судебном заседании истец Васин М.Н. свои исковые требования уточнил. Указал, что не нуждается в получении справки на льготный проездной билет и в предоставлении ему ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах социальной нормы (в новой редакции закона звучит как «в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законодательством Тульской области»), поскольку имеет личный транспорт и проживает в индивидуальном жилом доме. Предоставление ему ежемесячной денежной выплаты необходимо осуществлять не с 06.12.2010 года, как ошибочно указано в исковом заявлении, а с 01.12.2010 г. – со дня подачи соответствующего заявления ответчику. В возмещении ему судебных расходов в виде расходов по оплате госпошлины в сумме 200 руб. и в виде оплаты услуг представителя в сумме 1500 рублей он не нуждается, данные суммы просит не взыскивать с ответчика при удовлетворении его исковых требований.

Представитель ответчика - Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» по доверенности Чурикова Е.Е. исковые требования Васина М.Н. не признала в полном объеме, представив письменные возражения.

Поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, снижение возраста выхода на пенсию по старости мужчинам до 57 лет возможно в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а истец до настоящего времени не достиг указанного возраста, то право на меры социальной поддержки, указанные в статье 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», он не имеет. Следовательно, его требования незаконны и удовлетворению не подлежат.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Васина М.Н. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. «ж» ч.1,2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьёй 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда.

Требуя удовлетворения иска о предоставлении ему мер социальной поддержки, истец ссылается на то, что он с 1 января 2002 года является пенсионером за выслугу лет МВД РФ, имеет удостоверение «Ветеран труда», выданное 8 июля 2002 года, поэтому как ветеран труда имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, в чем ему было неправомерно отказано. Получателем аналогичных выплат в соответствии с федеральным законодательством не является.

Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании копиями пенсионного удостоверения, удостоверения «Ветеран труда».

Как следует из материалов дела, Васин М.Н. 1 декабря 2010 года в установленном порядке обратился в органы социальной защиты населения с письменным заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Данное заявление Государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» в этот же день было принято. Но в удовлетворении требований, изложенных в заявлении, Васину М.Н. было письменно отказано.

Данные обстоятельства не отрицались в ходе рассмотрения дела представителем Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» Чуриковой Е.Е.

Данный отказ является неправомерным исходя из следующего.

Меры социальной поддержки ветеранов труда установлены статьёй 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции от 21.12.2009 г.).

Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области; ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с каким-либо видом пенсии или наличием какого-либо определенного возраста.

Судом установлено, что истец Васин М.Н. является пенсионером за выслугу лет МВД Российской Федерации с 1 января 2002 года.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют лица, проходившие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.

Указанным лицам пенсия за выслугу лет назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно ст. 13 указанного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет; такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Пенсия за выслугу лет, получаемая Васиным М.Н., в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», относится к государственным пенсиям в Российской Федерации, следовательно, истец достиг возраста, дающего ему право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, значит, он относится к категории лиц, указанных в Законе Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года, обладающих правом на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15 января 2010 года № 30, денежная выплата по оплате жилого помещения, коммунальный услуг и топлива назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах 8-9 настоящего Положения.

Поскольку истцу пенсия за выслугу лет назначена с 1 января 2011 года, обратился он в органы соцзащиты с заявлением 1 декабря 2010 года, следуя вышеуказанной правовой норме, он вправе требовать возложения на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» обязанности по назначению ему ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, с 01.09.2010 года.

Не вызывает у суда сомнения состоятельность заявленных истцом требований и в части наличия у него права на получения такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата.

В силу статьи 7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением Администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Поскольку истцом доказан факт наличия у него как ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения 01.12.2010 года, его требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с этой даты подлежат удовлетворению.

Стороной ответчиков по делу ошибочно истолкованы положения выше указанных норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению прав, в частности истца, гарантированных законом, что влечет за собой снижение уровня его социальной защиты.

Суммируя все вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Васина М.Н. в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Васин М.Н. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить Васин М.Н. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции от 21.12.2009 г.), с 01.12.2010 года.

Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить Васин М.Н. ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, в соответствии со ст.3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции от 21.12.2009 г.), с 01.09.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Щёкинский районный суд в течение десяти дней со дня принятии решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 12 января 2011 года.

Судья: