РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 января 2011 года г. Щекино Тульской области Щекинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Алексеевой Т.В., при секретаре Зеленковой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-47/2011 по иску прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №1 п. Теплое» о возложении обязанности по принятию мер по регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом, установил: прокурор Тепло-Огаревского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №1 п. Теплое» о возложении обязанности по принятию мер по регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом. В обоснование иска указал, что МДОУ «Детский сад № 1 п. Теплое» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией, проходит аттестацию и государственную аккредитацию в соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании» и действующим законодательством. Ответчик также имеет в оперативном управлении обособленное имущество – здание детского сада, собственником которого является администрация МО Тепло-Огаревский район Тульской области. Однако, в нарушение требований ст. 131 ГК Российской Федерации ответчик не зарегистрировал право оперативного управления недвижимым имуществом в установленном законом порядке, что влечет за собой отсутствие правовых оснований для использования указанного недвижимого имущества. Кроме того, неисполнение ответчиком требований законодательства о государственной регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - обучающихся и работающих в данном образовательном учреждении, поскольку при отсутствии необходимых правоустанавливающих документов на недвижимое имущество лицензирующий орган праве отказать в выдаче лицензии, либо аннулировать лицензию, что влечет за собой не только приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации данного образовательного учреждения либо лишения образовательного учреждения государственной аккредитации и невозможность получения выпускниками школы государственного документа о соответствующем уровне образования, по и прекращение деятельности образовательного учреждения в целом. В судебное заседание представитель процессуального истца прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представитель ответчика МДОУ «Детский сад № 1 п. Теплое» в судебное заседание не явился, ответчик письменно просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представители третьих лиц Комитета образования администрации МО Тепло-Огаревский район и администрации МО Тепло-Огаревский район Тульской области в судебное заседание не явились, третьи лица письменно просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей, возражений по заявленному прокурором требованию не представили. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно Уставу, принятому общим собранием трудового коллектива МДОУ «Детский сад № 1 п. Теплое» от 25.05.2009 года, утвержденному председателем комитета образования администрации МО Тепло-Огаревский район 12.06.2009 года, ответчик является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, право на ведение образовательной деятельности у которого возникает с момента выдачи ему лицензии (разрешения), и которое проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании» (л.д. 35-44). На основании приказа от 28.04.2007 года № 462 Департамента образования Тульской области МДОУ «Детский сад № 1 п. Теплое» выдана лицензия со сроком действия девять лет (со дня подписания настоящего приказа) на право осуществления образовательной деятельности согласно приложению к лицензии, лицензия от 28.04.2007 года серии А № 216318, регистрационный номер 0415/02408 (л.д. 10, 11, 12). Согласно договору № 8 от 07.04.2006 года «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления на МДОУ «Детский сад № 1 п. Теплое», акту № 8 от 07.04.2006 года приема-передачи МДОУ «Детский сад № 1 п. Теплое» Тепло-Огаревского района муниципального имущества на праве оперативного управления от комитета образования администрации МО Тепло-Огаревский район, ответчику в оперативное управление передано, в частности, недвижимое имущество – здание детского сада, расположенное по адресу: п. Теплое, ул. Сельхозтехниковская, д. 14 (л.д. 15-19, 20, 24). В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК Российской Федерации и иными законами. Из объяснения от 23.11.2010 года, полученного заместителем прокурора Тепло-Огаревского района Гамкрелидзе Г.С. от заведующей МДОУ «Детский сад № 1 п. Теплое» следует, что право оперативного управления недвижимым имуществом в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, ответчиком не регистрировалось, свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на здание детского сада у ответчика не имеется (л.д. 9). Сообщение Тепло-Огаревского участка Ефремовского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 15.11.2010 года свидетельстве о том, что техническая инвентаризация здания детского сада № 1 п. Теплое не производилась (л.д. 14). Вместе с тем, в соответствии с положениями ст. 33.1 (пункты 2, 9, 21, 22, 23, 24) Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 29.12.2010 года) образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций и иных организаций по образовательным программам подлежит лицензированию. В случае необходимости дополнения документа, подтверждающего наличие лицензии, сведениями о филиалах лицензиата, и (или) об адресах мест осуществления образовательной деятельности, и (или) об образовательных программах, изменении места нахождения лицензиата, осуществляется переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности проводится лицензирующим органом, предоставившим соответствующую лицензию, посредством проведения плановых и внеплановых проверок. По истечении одного года после предоставления лицензии лицензирующий орган проводит плановую выездную проверку соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий. В случае выявления нарушения лицензионных требований и условий лицензирующий орган выдает лицензиату и (или) его учредителю предписание об устранении выявленного нарушения, устанавливая срок его исполнения, который не может превышать несть месяцев. В случае неисполнения указанного предписания лицензиатом и (или) его учредителем (в том числе, если отчет об исполнении указанного предписания не представлен в лицензирующий орган до истечения срока, установленного указанным предписанием, или представленный отчет не подтверждает исполнение в установленный срок указанного предписания) лицензирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении и приостанавливает действие лицензии полностью или в отношении отдельных образовательных программ, образовательной деятельности филиала лицензиата, места осуществления образовательной деятельности на срок, не превышающий шести месяцев. В случае, если документы об исполнении предписания не представлены лицензиатом и (или) его учредителем в лицензирующий орган до истечения срока приостановления действия лицензии, лицензирующий орган вправе обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Согласно пункту 8 «б» Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 года № 277, одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности является наличие у соискателя лицензии (разрешения) в собственности или а ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям. Пунктом 9 указанного Положения установлено, что осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий, в том числе предусмотренных и п. 8 «б» Положения, влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Кроме того, пунктом 10 «г» указанного Положения предусмотрено, что для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, в том числе объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием на заявленный срок действия лицензии. В соответствии с положениями п. 1 ст. 33.2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 29.12.2010 года) государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования (за исключением основной общеобразовательной программы дошкольного образования), образовательные программы, которые разработаны в соответствии с образовательными стандартами и требованиями с п. 2 ст. 7 настоящего Закона, и в отношении указанные образовательных программ. Анализируя установленные по делу обстоятельства и вышеуказанные правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не приняты меры по регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом, необходимым для осуществления образовательной деятельности, в органах осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, что влечет отсутствие правовых оснований для использования данного недвижимого имущества. Неисполнение ответчиком требований законодательства о регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом может повлечь за собой приостановление действия или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, и, как следствие, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга обучающихся и работающих в данном образовательном учреждении. А потому исковые требования прокурора Тепло-Огаревского района основаны на законе и подлежат удовлетворению. Вместе с тем, учитывая, что учредителем ответчика является Комитет образования администрации МО Тепло-Огаревский район и для осуществления мероприятий по регистрации права оперативного управления требуется выделение средств из местного бюджета, суд полагает правильным предоставить МДОУ «Детский сад №1 п. Теплое» срок для исполнения судебного решения – один год. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд решил: исковые требования прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №1 п. Теплое» о возложении обязанности по принятию мер по регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом удовлетворить. Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 п. Теплое» приять меры по регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, права оперативного управления недвижимым имуществом, переданным ему Комитетом образования администрации МО Тепло-Огаревский район на основании договора № 8 от 07.04.2006 года в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щекинский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения. Судья-