РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 января 2011 года г.Щекино Тульской области Щекинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Алексеевой Т.В., при секретаре Зеленковой Н.Н., с участием истцов Страховой Н.Т., Страхова А.Н., Иголкиной И.Н., представителя ответчика администрации МО г. Щекино Щекинского района Хомячковой Л.Г. по доверенности № 6 от 07.06.2010 г., представителя ответчика администрации МО Щекинский район Петровой А.А. по доверенности № 1 от 17.01.2011 г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-37 (2011) по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации МО Щекинский район, администрации МО г.Щекино Щекинского района о предоставлении благоустроенного жилого помещения в доме-новостройке, установил: Страхова Н.Т., Страхов Н.А., Страхов А.Н., Иголкина И.Н. обратились в суд с иском к администрации МО г. Щёкино Щёкинского района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения в доме-новостройке. Свои требования мотивировали тем, что проживают в <адрес>. Постановлением главы администрации г.Щекино и Щекинского района № 11-1124 от 24.11.2003 г. данный жилой дом признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Согласно Программе «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Щекинском районе на 2009 г.», утвержденной решением собрания представителей МО Щекинский район от 24.04.2008 г. жители <адрес> подлежали переселению, однако до настоящего времени вопрос об их переселении не разрешен. Проживание в указанном доме невозможно, поскольку крыша протекает, фундамент развалился, в образовавшиеся щели в квартиру проникают крысы, в опасном состоянии находится газопровод, в ветреную погоду отсутствует электроснабжение дома. Другого жилья ни на праве пользования, ни на праве собственности истцы не имеют. Поскольку жилое помещение предоставлено не было, на основании ст.ст. 87,89 Жилищного кодекса Российской Федерации истцы просили суд обязать администрацию МО Щекинский район и администрацию МО г. Щекино предоставить им благоустроенное жилое помещение в доме новостройке площадью не менее 51 кв.м. Предоставление жилья именно в доме-новостройке истцы мотивировали тем, что четыре семьи из их дома в 2004 году получили жилье во вновь построенном доме. Определением судьи от 21.12.2010 г. к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена администрация МО Щекинский район (л.д. 60). В судебном заседании истцы Страхова Н.Т., Страхов А.Н., Иголкина И.Н. свои требования поддержали. В судебное заседание истец Страхов Н.А. не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель ответчика администрации МО г.Щекино Щекинского района по доверенности Хомячкова Л.Г. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку отсутствуют основания для предоставления истцам квартиры в доме-новостройке. Пояснила, что на территории <адрес> в настоящее время возводится новый жилой дом, которому присвоен почтовый адрес: <адрес>. Однако данный дом не введен в эксплуатацию. Согласно постановлению администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения в этом доме после введения его в эксплуатацию будут предоставляться гражданам, чьи дома признаны непригодными для проживания до ДД.ММ.ГГГГ Дом истцов признан аварийным в 2003 г., а потому оснований для переселения семьи ФИО1 в дом-новостройку не имеется. Отметила, что в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, граждане вправе требовать предоставления другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма равнозначного по общей площади ранее занимаемому. Представитель ответчика администрации МО Щёкинский район по доверенности ФИО7 исковые требования не признала, указав, что администрация МО <адрес> является ненадлежащим ответчиком по делу. Пояснила, что дом, в котором проживают истцы находится на территории МО <адрес>, а потому предоставление им благоустроенного жилья по договору социального найма является обязанностью администрации МО <адрес>. Указала, что дом-новостройка № по <адрес> в эксплуатацию к моменту рассмотрения дела не сдан, а потому заселению гражданами не подлежит. Более того, в жилые помещения указанного дома-новостройки будут заселяться граждане, переселяемые из ветхого и аварийного жилья, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем правовых оснований для предоставления истцам жилого помещения в доме-новостройке № по <адрес> не имеется. Иных домов-новостроек в г. Щёкино не возводится. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материала дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Судом установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3 занимают <адрес> по договору социального найма. Согласно приложения № постановления главы <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> включен в адресный список (дополнительный) аварийного жилого фонда по <адрес> и <адрес> (л.д. 54-55,57). Решением Щекинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 признано право пользования вышеуказанным жилым помещением. Необходимость обращения в суд с иском о признании права пользования квартирой, возникла у истцов вследствие допущенной ошибки в ордере на занятие квартиры, в котором номер квартиры был указан ошибочно № вместо правильного № (л.д. 6-9). Согласно поквартирной карточке, выписки из домовой книги, выданной ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЭКОжилстрой» в <адрес> зарегистрированы наниматель ФИО1 и члены ее семьи ФИО2, ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (л.д. 25,26). Выписка из лицевого счета по квартирной плате и коммунальным услугам, составленная ООО «ЭКОжилстрой» ДД.ММ.ГГГГ, содержит сведения о том, что вышеуказанная квартира имеет жилую площадь – 39,5 кв.м, общую площадь – 50,5 кв.м (л.д. 24). Из ордера на занятие жилого помещения и решения исполнительного комитета Щекинского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что семье ФИО1 была предоставлена трехкомнатная квартира (л.д. 29,71-72). Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией МО <адрес> семья ФИО1 состоит в списке очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д. 70). Из письма первого заместителя главы администрации МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> включен в титульный список многоквартирных домов, в отношении которых в 2010 г. планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фондов. При этом семье ФИО1 будет предоставлено благоустроенное, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта (л.д. 10). Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истцам предлагалось для переселения жилое помещение в домах маневренного фонда: <адрес> ст. Щекино <адрес> (л.д. 13). Однако как следует из пояснений истцов от переселения в вышеуказанные жилые помещения маневренного фонда они отказались ввиду ненадлежащего состояния. Факт ненадлежащего состояния жилых помещений маневренного фонда по адресам: <адрес> ст. Щекино <адрес> судебном заседании представителем ответчика администрации МО <адрес> не отрицался. Таким образом, судом достоверно установлено, что истцам до настоящего времени не предоставлено жильё по договору социального найма, они по-прежнему проживают и зарегистрированы в доме, признанном непригодным для проживания. Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Часть 2 той же правовой нормы гласит, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Разрешая требования истцов о предоставлении им квартиры в доме-новостройке, суд принимает во внимание следующее. Основаниями для разработки муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Щёкинском районе на 2009 год» явились Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Поэтому данная муниципальная программа была принята в целях реализации постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Областной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по <адрес> на 2009-2011 годы», постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде». Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (действующим в редакции Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) в целях реализации Постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении Областной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по <адрес> на 2009-2011 года» утверждено Положение о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде. В соответствии с п.2 данного Положения основанием для переселения граждан из жилого дома в рамках Программы является правовой акт органа местного самоуправления <адрес> о признании его по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ непригодным для постоянного проживания в установленном порядке; согласно п.3 Положения - очередность предоставления благоустроенного жилья гражданам, проживающим в жилых помещениях по договорам социального найма, определяется очередностью отселения жилого дома, в котором они проживают, установленной муниципальной программой; в соответствии с п.4 вышеуказанного Положения в рамках Программы гражданам могут быть предоставлены жилые помещения: а) освободившиеся в результате прекращения предыдущего договора найма; б) полученные муниципальным образованием <адрес> от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка, подключения к инженерной инфраструктуре; в) приобретенные на вторичном рынке недвижимости; г) построенные за счет средств бюджетов различных уровней в качестве социального жилья; в соответствии с п.8 Положения предоставляемое в рамках Программы гражданам жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади жилому помещению, занимаемому ими на ДД.ММ.ГГГГ Как установлено из письменных материалов дела <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания позднее ДД.ММ.ГГГГ, а потому оснований для предоставления истцам квартиры в доме-новостройке, возводимом по адресу: <адрес> рамках вышеуказанной программы, не имеется. Указанный жилой дом-новостройка, который возводится в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по <адрес> на 2009-2012 годы», в настоящее время не сдан в эксплуатацию (согласно паспорту программы, окончание его строительства запланировано в 2011 году). Сведений о других домах-новостройках, имеющихся на территории Щёкинского района, стороны в процессе рассмотрения данного дела суду не представлено. При таких обстоятельствах, суд считает, что истцам подлежит предоставлению жилое помещение, соответствующее положениям ст.ст. 86-89 ЖК РФ. Конкретного нормативного документа, содержащего предписание о сносе аварийного <адрес>, ни администрацией МО <адрес>, ни администрацией МО Щёкинский район не принималось, поэтому при разрешении заявленных споров следует руководствоваться положениями ст. 87 ЖК РФ. В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Согласно Положению о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения), находящиеся в аварийном состоянии. Находясь в жилом доме, признанном в установленной законном порядке аварийным, квартира, которую занимают истцы по договору социального найма, является непригодной для проживания. В соответствии с ч.1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что семье ФИО1, состоящей их четырех человек должно быть предоставлено в <адрес> благоустроенное жилое помещение по договору социального найма применительно к условиям г. Щёкино, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Жилое помещение истцам в связи с их переселением из аварийного жилого фонда подлежит предоставлению МО г. Щёкино <адрес>. При этом суд исходит из того, что администрация МО г. Щёкино Щёкинского района в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и постановлением главы администрации Щёкинского района от ДД.ММ.ГГГГ № уполномочена на решение вопросов о предоставлении гражданам свободных муниципальных жилых помещений. Тем же постановлением (с учётом дополнения, внесённого постановлением главы от ДД.ММ.ГГГГ №) наймодателем определены соответствующие администрации органов местного самоуправления с правом передачи функций наймодателя муниципальному предприятию, обслуживающему жилищный фонд. А потому применительно к жилищному фонду г. Щёкино, находящемуся в муниципальной собственности, такой администрацией является администрация г. Щёкино. В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации). Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Из толкования положений статьи 89 ЖК Российской Федерации следует, что предоставление гражданам равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. Судом установлено, что занимаемая истцами квартира имеет три комнаты, общую площадь 50,5 кв.м. Таким образом, исходя из требований вышеприведенной нормы статьи 89 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что истцов при переселении их из аварийного жилого помещения надлежит обеспечить благоустроенной применительно к условиям <адрес> по договору социального найма трехкомнатной квартирой, общей площадью не менее 50,5 кв.м, отвечающей установленным требованиям и находящейся в черте <адрес>. Удовлетворяя исковые требования, суд учитывает отсутствие у истцов прав на иные жилые помещения, в том числе принадлежащих на праве собственности. Согласно уведомлений Щекинского отдела Управления Росреестра по <адрес> № – № от ДД.ММ.ГГГГ сведений о правах истцов на объекты недвижимого имущества не имеется (л.д. 82-85). Данные о зарегистрированных правах на недвижимое имущество до создания регистрационного центра в <адрес>, согласно справке Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГтакже отсутствуют (л.д. 81). Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить. обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 взамен занимаемой ими <адрес>, являющейся непригодным для проживания жилым помещением, другое благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 50,5 кв.м, числом комнат не менее трех, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта – городе <адрес>. Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щекинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме. В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья- РЕШЕНИЕ (резолютивная часть) Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Щекинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Алексеевой Т.В., при секретаре ФИО5, с участием истцов ФИО1, ФИО3, ФИО4, представителя ответчика администрации МО <адрес> ФИО6 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика администрации МО <адрес> ФИО7 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № (2011) по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации МО <адрес>, администрации МО <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения в доме-новостройке, Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить. обязать администрацию муниципального образования <адрес> предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 взамен занимаемой ими <адрес>, являющейся непригодным для проживания жилым помещением, другое благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 50,5 кв.м, числом комнат не менее трех, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта – городе <адрес>. Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щекинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме. Судья-