РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 января 2011 г. г.Щёкино Тульской области Щёкинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Тюриной О.А., при секретаре Пауль С.В., с участием представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» - Решетняк М.И., выступающей по доверенности № 1 от 11.01.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щекинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2- 129 (2011) по иску ФИО1 к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» об обязании предоставления мер социальной поддержки, установил: Кудрявцева А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» об обязании предоставления мер социальной поддержки, указывая на то, что с 09.06.1998 года является пенсионером МВД, имеет удостоверение «Ветеран труда» и на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на ежемесячную выплату по жилищно-коммунальным услугам. Такие меры социальной поддержки ему не предоставляются. При обращении в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» с заявлением о получении ежемесячной денежной выплаты по ЖКУ им был получен отказ. Ссылаясь на то, что в связи с тем, что он является ветераном труда, имеет право на льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленном ст. ст. 22 и 23 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», просил обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить ему ежемесячную денежную выплату по жилищно-коммунальным услугам. В судебное заседание истец Кудрявцев А.И., будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, предоставил письменное заявление, в котором уточнил заявленные требования, в части предоставления мер социальной поддержки с 01.04.2010 года, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, удовлетворении заявленных требований. Представитель ответчика Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» по доверенности - Решетняк М.И. исковые требования Кудрявцев А.И. не признала, пояснила, что поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, снижение возраста выхода на пенсию по старости мужчинам до 57 лет возможно в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а истец до настоящего времени не достиг указанного возраста, то право на меры социальной поддержки, указанные в статье 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», он не имеет. Следовательно, его требования незаконны и удовлетворению не подлежат. В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах» № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.08.2001 г. № 124-ФЗ, действовавшей до 1 января 2005 года), определялось, что льготы лицам, имеющим звание «Ветеран труда», предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Ветеранам труда, получающим пенсию по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 данной статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (п.4 ст. 22 указанного закона). Согласно статьи 23 данного закона ветераны военной службы и ветераны государственной службы по достижению возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», также приобретали право на льготы, установленные для ветеранов труда. Таким образом, в ранее действовавшем законодательстве льготы предоставлялись только при достижении общеустановленного пенсионного возраста, мужчинами – 60 лет. С 01.01.2005 года, после вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. К гражданам, приравненным по состоянию на 31.12.2004 года к ветеранам труда, относятся ветераны военной службы и ветераны государственной службы, достигшие на указанную дату возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях Российской Федерации». С 01.01.2005 г., после вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, возникла трансформация права: право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты; правоотношения по предоставлению льгот согласно ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от 08.08.2001 г. № 124-ФЗ) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно ст. 3 и ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО. При этом круг лиц-участников правоотношений и объем правоотношений остались прежними. Таким образом, право на ежемесячную денежную выплату по ЖКУ истец может приобрести при достижении им все того же общего пенсионного возраста 60 лет (57 лет при условии длительности проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом). Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Кудрявцева А.И. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. «ж» ч.1,2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству. На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ). В соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан. Отсюда следует, что федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться. В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьёй 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года. Требуя удовлетворения иска о предоставлении ему мер социальной поддержки, истец ссылается на то, что он с 09.06.1998 года является пенсионером за выслугу лет Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеет удостоверение «Ветеран труда», выданное 20 марта 2002 года, поэтому как ветеран труда имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законодательством Тульской области, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, в чем ему было неправомерно отказано. Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные им обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании копиями его пенсионного удостоверения № 43/13567, удостоверения «Ветеран труда» серии У № 840572. Как следует из материалов дела, Кудрявцев А.И. 19.07.2010 года в установленном порядке обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» с письменным заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления. Однако в удовлетворении требований, изложенных в заявлении, Кудрявцеву А.И. было письменно отказано. Данные обстоятельства не отрицались в ходе рассмотрения дела представителем Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» Решетняк М.И. Данный отказ является неправомерным исходя из следующего. Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, установлены статьёй 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (в редакции Законов Тульской области от 31.10.2006 г. № 745-ЗТО, от 26.11.2008 г. № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 г. № 1352-ЗТО). Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области; ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с каким-либо видом пенсии или наличием какого-либо определенного возраста. Судом установлено, что истец Кудрявцев А.И. является пенсионером за выслугу лет Министерства внутренних дел Российской Федерации с 09.06.1998 года. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие. По смыслу пенсионного законодательства Российской Федерации к военнослужащим относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством. К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет. Военнослужащим пенсия за выслугу лет назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4469-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Согласно ст. 13 указанного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет; такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба. Пенсия за выслугу лет, получаемая Кудрявцевым А.И., в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», относится к государственным пенсиям в Российской Федерации, следовательно, истец достиг возраста, дающего ему право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, значит, он относится к категории лиц, указанных в Законе Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 28 декабря 2004 года, обладающих правом на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг. В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного Постановлением Администрации Тульской области от 15 января 2010 года № 30, денежная выплата по оплате жилого помещения, коммунальный услуг и топлива назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах 8-9 настоящего Положения. Поскольку с заявлением такого характера истец обратился в органы соцзащиты 19.07.2010 года, статус «Ветеран труда» им приобретен 20.03.2002 года, следуя вышеуказанной правовой норме, он вправе требовать возложения на Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» обязанности по назначению ему ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законодательством Тульской области, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, с 1 апреля 2010 года. На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Кудрявцева А.И. в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд решил: обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» предоставить ФИО1 как ветерану труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренные ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с 01.04.2010 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Щёкинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято судом 27 января 2011 года. Судья –