о признании бездействия по организации водоотведения незаконным и обязании организации очистки хозяйственно-бытовых сточных вод



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2011 года

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Тюриной О.А.,

при секретаре Переславской Ю.М.,

с участием процессуального истца помощника прокурора г. Щекино Веселковой Т.В.,

представителя ответчика администрации МО Лазаревское Щекинского района Тульской области – Абросимовой И.В., выступающей по доверенности от 05.10.2010 года,

представителя третьего лица департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам - Кулюкиной Г.И., выступающей по доверенности от 25.02.2011 года,

представителя третьего лица управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в лице ведущего специалиста-эксперта территориального отдела в Щекинском, Плавском и Тепло-Огаревском районах Болотовой Н.С., выступающей по доверенности № 124 от 13.01.2011 года,

представителя третьего лица администрации МО Щекинский район Тульской области Майорова К.В., выступающего по доверенности № 9 от 16.03.2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щекинского районного суда гражданское дело № 2-318 (2011) по иску прокурора г. Щекино Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Лазаревское Щекинского района Тульской области о признании бездействия по организации водоотведения незаконным и обязании организации очистки хозяйственно-бытовых сточных вод,

установил:

прокурор г. Щекино Тульской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО Лазаревское Щекинского района Тульской области о признании бездействия по организации водоотведения незаконным и обязании организации очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, указывая на то, что на основании постановления главы г. Щекино и Щекинского района № 10-959 от 03.10.2003 года «О приеме в муниципальную собственность г. Щекино и Щекинского района жилищного фонда и объектов инфраструктуры, находящихся на балансе и в ведении ОАО «Щекинская птицефабрика» администрацией МО г.Щекино и Щекинский район принято в собственность 14 жилых домов и инфраструктура к жилым домам, расположенным по адресу: Щекинский район, с.Карамышево. Актом обследования объектов ОАО «Щекинская птицефабрика» от 16.02.2007 года инфраструктуры с. Карамышево в собственность МО Лазаревское Щекинского района не приняты в связи с нерациональностью их использования, в связи с разработкой ПСД для строительства новых очистных сооружений. На территории с. Карамышево Щекинского района Тульской области хозяйственно-бытовые стоки от жилого фонда в количестве 30879 куб.м ежегодно сбрасываются в безнапорный канализационный коллектор, при этом канализационных очистных сооружений на территории с. Карамышево не имеется.

По результатам проверки департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам установлено, что на территории с. Карамышево Щекинского района Тульской области осуществляется сброс в вводный объект (река Солова) сточных вод, не подвергшихся санитарной обработке. Хозяйственно- бытовые стоки от жилых домов с. Карамышево сбрасываются в безнапорный канализационный коллектор и далее по уклону местности в реку Солова без очистки. ОАО «Лазаревское ПЖКХ» передано 624,3 м придомовых канализационных сетей (постановление главы г. Щекино и Щекинского района от 03.10.2003 года № 10-959, акт- приема передачи от 03.10.2003 года). Договор на передачу стоков владельцу канализационного коллектора отсутствует. Кроме бытовых стоков в коллектор поступает промышленная и хозбытовая неочищенная сточная вода от ПЗК «Новая жизнь». Владелец канализационного коллектора не определен. Качество природной воды в реке Солова по данным КХА филиала «ЦЛАТИ» по Тульской области, в результате сброса неочищенных стоков, ухудшилось по БПКп, аммоний-иону, нитрит-иону, желез общему, растворенному кислороду. ОАО «Лазаревское ПЖКХ» не ведется в установленном порядке учет объема сброса сточных вод и их качества, форма № 2-ТП (водхоз) выполнена недостоверно, а именно, не показан сброс сточных вод без очистки в количестве 30,879 тысяч метров кубических. На момент проверки сброс неочищенных хозяйственно-бытовых стоков в водный объект продолжался, в то время как законодателем Российской Федерации установлена обязанность органов местного самоуправления поселения организовать работу по сбросу в водные объекты стоков с территории муниципального образования. В нарушение указанных требований на территории с. Карамышево Щекинского района Тульской области осуществляется сброс в водный объект (река Солова) сточных вод, не подвергшихся санитарной обработке, обезвреживанию. Хозяйственно-бытовые стоки от жилых домов с. Карамышево Щекинского района сбрасываются в безнапорный канализационный коллектор и далее по уклону местности в реку Солова без очистки. Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что должностными лицами администрации МО Лазаревское Щекинского района Тульской области нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ. Просил признать бездействие администрации МО Лазаревское Щекинского района Тульской области по организации водоотведения незаконным и обязать администрацию МО Лазаревское Щекинского района Тульской области организовать очистку хозяйственно-бытовых сточных вод.

Определением судьи от 14.01.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ОАО «Лазаревское ПЖКХ».

Определением судьи от 09.02.2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация МО Щекинский район Тульской области.

В судебном заседании процессуальный истец в лице помощника прокурора г. Щекино - Веселкова Т.В. иск поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить, пояснила, что не согласна с доводами, изложенными в отзыве на исковое заявление ответчиком - администрацией МО Лазаревское Щекинского района Тульской области, полагает, что именно администрация поселения является надлежащим ответчиком по делу, ссылки администрации, что причиной бездействия по организации очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, является отсутствие денежных средств и приостановление специальной программы, не убедительны, так как вред, наносимый окружающей среде в результате бездействия ответчика не восполним.

Представитель ответчика – администрации МО Лазаревское Щекинского района Тульской области – Абросимова И.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что администрация МО Лазаревское Щекинского района Тульской области ведет надлежащую работу по организации водоотведения на территории поселения в целом, в том числе по организации очистки сточных вод. В селе Карамышево очистка хозяйственно-бытовых сточных вод от населения производилась посредством очистных сооружений «Щекинской птицефабрики», на момент банкротства которой в 2006 году эксплуатация данных сооружений уже была прекращена в связи с их полным физическим износом. С момента образования МО Лазаревское Щекинского района Тульской области в 2006 году органами местного самоуправления МО Лазаревское Щекинского района Тульской области исполняются полномочия по решению вопросов местного значения, одним из которых является организация в границах поселения водоснабжения, водоотведения. В 2008 году была разработана проектно-сметная документация на очистные сооружения поселка Лазарево, стоимость которых составила 56 млн. рублей. В 2009 году по долгосрочной целевой программе «Модернизация и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры Тульской области на 2009 – 2012 годы» началась работа по объекту «Модульные очистные сооружения КОБК- 600 МП «Лазаревское ПЖКХ» в пос. Лазарево; ввод указанных сооружений в эксплуатацию планируется в скором времени. В 2009 году администрацией МО Щекинский район Тульской области была разработана проектно-сметная документация на строительство очистных сооружений с. Карамышево Щекинского района, стоимость которых составила около 50 млн. рублей. Однако строительство таких сооружений не вошло в перечень мероприятий по реализации долгосрочной целевой программы Тульской области. Изыскать 50 млн. рублей из бюджета МО Лазаревское Щекинского района Тульской области в 13781 тыс. рублей по доходам и 13840 тыс. рублей по расходам, не представляется возможным. Принимая во внимание, что в обязанность администрации МО Лазаревское Щекинского района Тульской области входит водоотведение, но не входит строительство очистных сооружений, просила в иске отказать.

Представитель третьего лица департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам - Кулюкина Г.И. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, при этом пояснила, что у безнапорного канализационного коллектора в с. Карамышево Щекинского района Тульской области собственника нет, все стоки текут по рельефу местности в реку Солова, в связи с чем от жителей указанного поселения в департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам поступают жалобы. По результатам проверок, Департамент неоднократно штрафовал ОАО «Лазаревское ПЖКХ» по факту сброса в вводный объект (река Солова) сточных вод, не подвергшихся санитарной обработке. Департамент неоднократно обращался с письменными предписаниями в администрацию МО Щекинский район Тульской области. В связи с жалобами жителей с. Карамышево Щекинского района Тульской области летом 2010 года представители Департамента осуществляли выезд к месту сброса в вводный объект (река Солова) сточных вод, где наблюдали зловонный ручей, текущей между жилых домов поселения в реку Солова, куда также сбрасываются отходы от молочного цеха колхоза « Новая жизнь».

Представитель третьего лица управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в лице ведущего специалиста-эксперта территориального отдела в Щекинском, Плавском и Тепло-Огаревском районах -Болотова Н.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, при этом пояснила, что сброс в вводный объект (река Солова) сточных вод, не подвергшихся санитарной обработке, а именно хозяйственно- бытовых стоков от жилых домов с. Карамышево Щекинского района Тульской области и отходов из колхоза «Новая жизнь», может послужить появлению в указанном водоеме возбудителя холеры и привести в целом к загрязнению территориальных вод, что очень опасно, в связи с чем очистка стоков перед сбросом необходима.

Представитель третьего лица администрации МО Щекинский район Тульской области Майоров К.В. в судебном заседании исковые требования не поддержал, пояснив, что администрация МО Лазаревское Щекинского района Тульской области функции по водоотведению выполняет надлежащим образом, строительство очистных сооружений в ее компетенцию не входит.

Представитель третьего лица ОАО «Лазаревское ПЖКХ» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица -ОАО «Лазаревское ПЖКХ», в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав процессуального истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

В соответствии со ст.ст. 12, 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, а также решают вопросы местного значения.

В соответствии с п.п. 4,8, 23 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Обязанность по осуществлению таких мер возложена указанными нормами закона на органы местного самоуправления поселения.

Согласно п.1 ч.2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

В соответствии с п.1 ч.6 ст. 60 указанного закона при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

В силу ст.8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 18 вышеназванного закона определено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Судом установлено из анализа постановления главы г. Щекино и Щекинского района № 10-959 от 03.10.2003 года «О приеме в муниципальную собственность г. Щекино и Щекинского района жилищного фонда и объектов инфраструктуры, находящихся на балансе и в ведении ОАО «Щекинская птицефабрика», что на территории с.Карамышево МО Лазаревское Щекинского района Тульской области находятся 14 жилых домов и инженерная инфраструктура к ним, которые согласно акту приема-передачи в муниципальную собственность г. Щекино и Щекинского района жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры приняты в собственность МО г.Щекино и Щекинского района и переданы в хозяйственное ведение на баланс МУП «Лазаревское ПЖКХ».

Из исследованных в судебном заседании приложений № 1, № 2 к постановлению главы г. Щекино и Щекинского района от 03.10.2003 года № 10-959 усматривается, что ОАО «Лазаревское ПЖКХ» передано 624,3 м придомовых канализационных сетей.

При этом согласно акту обследования объектов ОАО «Щекинская птицефабрика» от 16.02.2007 года инфраструктуры с. Карамышево в собственность МО Лазаревское Щекинского района не приняты находящиеся на территории муниципального образования коллектор напорный и перекачная канализационная насосная станция в связи с нерациональностью их использования и разработкой ПСД для строительства новых очистных сооружений.

Однако как установлено из предписания Департамента Тульской области по экологии и природным ресурсам по результатам проверки соблюдения требований природоохранного законодательства РФ № 51/10 об устранении выявленных нарушений от 21 июня 2010 года, акта проверки от 7 июня 2010 года, что хозяйственно-бытовые стоки от жилых домов с.Карамышево (№ 4,5,6,7,14 по ул.Школьная, № 2,8 по ул.Молодежная, № 2,3,4,5,7,9,11 по ул.Строительная) в количестве 30.879 тыс.м3 без предварительной обработки сбрасываются в безнапорный канализационный коллектор и далее по уклону местности по ул.Садовая с.Карамышево в реку Солова без очистки. Сточные воды из коллектора по БПКп в 8,5 раз, по сульфатам в 1,1 раз, по аммоний иону в 189,4 раза, по нитрит иону в 27,6 раз, по нефтепродуктам в 4 раза, по железу общему в в 3 раза, по фосфат иону в 8,5 раз, по АПАВ в 1,2 раза превышает допустимые нормы. Состояние воды р.Солова в результате сброса неочищенных стоков ухудшилось по БПКп, аммоний иону, нитрит иону, железу общему, растворенному кислороду.

О том, что на день рассмотрения заявленного прокурором иска ситуация в с.Карамышево МРО Лазаревское Щекинского района не изменилась, никем из сторон в судебном заседании не оспаривалось. До настоящего времени, несмотря на внесение ОАО «Лазаревское ПЖКХ» предписания об устранении выявленных нарушений, привлечении ее руководителя к административной ответственности за совершения административного правонарушения, выразившегося в нарушении правил охраны водных объектов, организация водоотведения на территории муниципального образования не налажена.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что каких-либо действенных мер со стороны органа местного самоуправления поселения – администрации МО Лазаревское Щёкинского района Тульской области по организации водоотведения не принято.

Бездействие со стороны ответчика может вызвать наступление тяжелых последствий – возникновение эпидемии и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации.

Доводы представителя администрации МО Лазаревское Щекинского района Тульской области Абросимовой И.В. о том, что органом местного самоуправление водоотведение на территории муниципального образования осуществляется должным образом, путем приема воды от населения и сброса ее в канализационный коллектор, суд находит несостоятельными, поскольку сам по себе факт принятия сточных вод и направления их в канализационный коллектор не свидетельствует об организации надлежащим образом водоотведения на территории муниципального образования.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водоотведением понимается любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты, а согласно пункту 19 - под сточными водами понимаются воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

При этом водоотведение представляет собой процесс приема (сбора), очистки, отвода и сброса сточных вод без нарушения действующего законодательства (тем боле, без провокации возникновения чрезвычайных ситуаций).

Таким образом, законодательством РФ установлена обязанность органов местного самоуправления поселения организовывать работу по сбору в водные объекты стоков с территории муниципального образования.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ответчик администрация МО Лазаревское Щекинского района в нарушение требований, установленных законодательством РФ, в частности Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», надлежащим образом полномочия по организации водоотведения на территории с. Карамышево Щекинского района Тульской области не осуществляет, в связи с чем следует признать бездействие администрации МО Лазаревское Щекинского района, выразившееся в неорганизации водоотведения на территории данного населенного пункта, незаконным и обязать администрацию МО Лазаревское Щекинского района Тульской области организовать очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод с территории с. Карамышево Щекинского района Тульской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО Лазаревское Щекинского района Тульской области, выразившееся в неорганизации водоотведения на территории с. Карамышево Щекинского района Тульской области, незаконным.

Обязать администрацию МО Лазаревское Щекинского района Тульской области организовать очистку сбрасываемых хозяйственно-бытовых сточных вод с территории с. Карамышево Щекинского района Тульской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Щекинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 04 марта 2011 года.

Судья –