РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2011 года
Щекинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Тюриной О.А.,
при секретаре Переславской Ю.М.,
с участием процессуального истца ст.помощника Тульского природоохранного прокурора Артасовой С.В.,
представителя ответчика ООО «АЛГА» в лице генерального директора Харьковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щекинского районного суда гражданское дело № 2-495 (2011) по иску Тульского природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «АЛГА» об обязании обратиться с заявлением о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов 1- 4 класса опасности,
установил:
Тульский природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «АЛГА» об обязании обратиться с заявлением о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов 1- 4 класса опасности, указывая на то, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена поверка исполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе о лицензировании деятельности по обращению с отходами 1- 4 класса опасности ООО «АЛГА». В соответствии с Уставом, утвержденным решением единственного учредителя общества от 18.01.2010 года № 1, одним из видов деятельности ООО «АЛГА» является уборка территории и аналогичная деятельность. В ходе проверки установлено, что ООО «АЛГА» осуществляет на территории МО г. Советск Щекинского района Тульской области сбор и транспортировку твердых бытовых отходов от населения на основании договора от 14.05.2010 года № 5, заключенного с ООО «Советская управляющая компания ЖКХ».
Таким образом, ООО «АЛГА» с мая 2010 года осуществляет деятельность по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов (ТБО), в том числе 4 класса опасности (мусор бытовых помещений и т.д.) от населения г. Советска Щекинского района Тульской области.
Для сбора и транспортировки твердых бытовых отходов ООО «АЛГА» в соответствии с договором аренды транспортного средства от 15.05.2010 года, заключенного с ООО «Карфакс», использует транспортное средство-мусоровоз КО-440-3.
Обществом твердые бытовые отходы вывозятся на полигон твердых бытовых отходов, расположенный в районе д. Судаково п. Косая Гора г. Тулы на основании договора от 15.04.2010 года № 40 и от 28.12.2010 года № 19 на размещение твердых бытовых отходов, заключенного с ООО «Наш мир III».
Согласно справке от 08.02.2011 года за период с 15 мая по 31 декабря 2010 года ООО «АЛГА» с контейнерных площадок, расположенных на территории г. Советска Щекинского района Тульской области, было собрано и вывезено на полигон от населения 4548 метров кубических твердых бытовых отходов, за январь 2011 года- 564 метра кубических.
В соответствии со справкой ООО «АЛГА» от 08.02.2011 года обществом с 15 мая по 31 декабря 2010 года за оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов от населения получено денежных средств в размере 961902 рубля и за январь 2011 года-119286 рублей. При этом установлено, что ООО «АЛГА» лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортировке и размещению отходов 1- 4 класса опасности, не имеет. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 года № 786, отходы от жилищ несортированные, исключая крупногабаритные, относятся к четвертому классу опасности для окружающей среды.
В настоящее время предприятие фактически осуществляет деятельность по сбору и транспортировке отходов, в том числе 4 класса опасности.
Согласно письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тульской области от 08.02. 2011 № АС-4 /193 ООО «АЛГА» с заявлением о предоставлении лицензии по сбору, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности не обращалось.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с соблюдением прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Статьей 9 Федерального закона от 28.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128- ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности. Порядок получения данной лицензии урегулирован Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 года № 524. Таким образом, осуществление деятельности ООО «АЛГА» без лицензии по сбору, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности является нарушением вышеуказанных норм действующего законодательства. Просил обязать общество с ограниченной ответственностью «АЛГА» обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тульской области с заявлением о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов 1- 4 класса опасности.
В судебном заседании процессуальный истец в лице ст.помощника Тульского природоохранного прокурора -Артасова С.В. иск поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить.
Представитель ответчика – ООО «АЛГА» в лице генерального директора -Харькова Н.А. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что с 21.09.2010 года она является генеральным директором ООО «АЛГА», которое осуществляет деятельность по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов от населения г. Советска Щекинского района на основании договора на вывоз ТБО от 14.05.2010 года № 5, заключенного с ООО «Советская управляющая компания ЖКХ». Твердые бытовые отходы (мусор, бумага и т.д.) транспортируются посредством автомобиля -мусоровоза, марки ГАЗ 33307, арендованного ООО «АЛГА» у ООО «Карфакс» в соответствии с договором аренды от 15.05.2010 года. Отходы складируются на полигон ТБО, расположенный в районе д. Судаково п. Косая Гора г. Тулы на основании договора от 15.04.2010 года № 40 и от 28.12.2010 года № 19 на размещение твердых бытовых отходов, заключенного с ООО «Наш мир III». До настоящего времени действительно у ООО «АЛГА» отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортировке отходов 1-4 класса опасности Ранее ее предшественник на указанной должности- Б.А.В. предпринимал действия по лицензированию деятельности ООО «АЛГА», в связи с чем 03.05.2010 года он заключил договор № 10-05/03 с фирмой ООО «ЭкоПром» на выполнение работ по разработке документации для получения лицензии по сбору, транспортировке отходов и размещению отходов 1- 4 класса опасности для ООО «АЛГА», однако заказ указанной фирмой исполнен не был в связи с ее реорганизацией. В настоящее время она осуществляет деятельность по сбору документов, необходимых для обращения с заявлением о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов 1- 4 класса опасности. Предъявленные требования ООО «АЛГА» признает, так как они обоснованны, она намерена в кратчайшие сроки обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тульской области с заявлением о предоставлении лицензии ООО «АЛГА» на деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов 1- 4 класса опасности.
Выслушав процессуального истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Право на благоприятную окружающую среду-это одно из основных, естественных прав человека, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни.
В силу ст.8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст.3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
Согласно статье 2 главы 1 Федерального закона от 28.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 30.12.2008 года) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу статьи 5 главы 2 указанного закона к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе: осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
В соответствии со статьей 1 главы 1 Федерального закона от 28.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 30.12.2008 года) отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Судом установлено, из свидетельства серии 71 № о внесении изменений в ЕГРЮЛ от 16.11.2010 года, что ООО «АЛГА» зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Тульской области в качестве юридического лица.
Из п.2.1 ч.2 Устава ООО «АЛГА», утвержденного решением № 1 от 18.01.2010 года единственного учредителя общества П.В.С., усматривается, что одним из видов деятельности ООО «АЛГА» является уборка территории и аналогичная деятельность, которая согласно п.2.3 ч.2 Устава должна осуществляться в соответствии с действующим законодательством, в том числе Федеральными законами.
На основании договора от 14.05.2010 года за № 5, заключенного между ООО «АЛГА» в лице генерального директора Б.А.В. и ООО «Советская управляющая компания ЖКХ», в лице генерального директора Л.В.В., ООО «АЛГА» осуществляет регулярный сбор и вывоз твердых бытовых отходов от населения г. Советска Щекинского района Тульской области.
В силу статьи 2 главы 1 Федерального закона от 28.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 30.12.2008 года) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 года № 786 (ред. от 30.07.2003 года) «Об утверждении федерального классификационного каталога», зарегистрированного в Минюсте РФ 09.01.2003 года за № 4107 отходов, отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), относятся к четвертому классу опасности для окружающей среды.
Из исследованных в судебном заседании информационного письма № от 29.11.2010 года и приложения к нему, предоставленных Щекинским отделом Государственной статистики, установлено, что юридическому лицу ООО «АЛГА» установлена идентификация по общероссийским классификаторам, в которой в числе других имеется общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКЭВД) -90.00.2 -удаление и обработка твердых отходов.
Тот факт, что для сбора и транспортировки твердых бытовых отходов ООО «АЛГА» в соответствии с договором аренды транспортного средства от 15.05.2010 года, заключенного между ООО «Карфакс» в лице генерального директора В.В.А., и ООО «АЛГА» в лице генерального директора Б.А.В., использует арендованное у ООО «Карфакс» транспортное средство- автомобиль марки ГАЗ 33307 -мусоровоз КО-440-3, установлен судом из договора аренды транспортного средства от 15.05.2010 года.
Тот факт, что отходы от жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), то есть отходы четвертого класса опасности для окружающей среды, собранные от населения г. Советска Щекинского района Тульской области на арендованном у ООО «Карфакс» автомобиле марки ГАЗ 33307 -мусоровоз КО-440-3, ООО «АЛГА» транспортирует для размещения на полигон твердых бытовых отходов, расположенный в районе д. Судаково п. Косая Гора г. Тулы, установлен судом из договора от 15.04.2010 года № 40, заключенного между ООО «Наш мир III» в лице директора Т.А.М., и ООО «АЛГА» в лице генерального директора Б.А.В., а также договора от 28.12.2010 года № 19, заключенного между ООО «Наш мир III» в лице директора Ш.А.В., и ООО «АЛГА» в лице генерального директора ФИО3
Согласно справке № 44 от 08.02.2011 года за период с 15 мая 2010 года по 31 декабря 2010 года ООО «АЛГА» с контейнерных площадок, расположенных на территории г. Советска Щекинского района Тульской области, было собрано и вывезено на полигон от населения 4548 метров кубических твердых бытовых отходов, за что от ООО «Советская УК ЖКХ» согласно договору № 5 от 14.05.2010 года получено денежных средств в размере 961 902 рубля.
В соответствии со справкой № 45 от 08.02.2011 года ООО «АЛГА» с 01 января 2011 года по 31 января 2011 года с контейнерных площадок, расположенных на территории г. Советска Щекинского района Тульской области, было собрано и вывезено на полигон от населения 564 метра кубических твердых бытовых отходов, за что от ООО «Советская УК ЖКХ» согласно договору № 5 от 14.05.2010 года получено денежных средств в размере -119286 рублей.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что ООО «АЛГА» в период с 15 мая 2010 года по настоящее время осуществляет деятельность по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов (ТБО), в том числе 4 класса опасности (мусор бытовых помещений и т.д.) от населения г. Советска Щекинского района Тульской области.
В силу ст. 9 главы 3 Федерального закона от 28.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 30.12.2008 года) лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Из пункта 74 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) следует, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I - V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности);
Однако как установлено из сообщения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тульской области от 08.02.2011 № ООО «АЛГА» не имеет лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности, по состоянию на 08.02.2011 года с заявлением о предоставлении лицензии по сбору, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности в Управление Росприроднадзора не обращалось.
В судебном заседании установлено, что на день рассмотрения заявленного Тульским природоохранным прокурором иска лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности в ООО «АЛГА» не имеется, с заявлением о ее предоставлении общество не обращалось.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что каких-либо действенных мер со стороны ООО «АЛГА» по получению лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности не принято.
Бездействие со стороны ответчика может оказать негативное воздействие на окружающую среду привести к негативным изменениям ее качества.
Доводы представителя ответчика генерального директора ООО «АЛГА» Харьковой Н.А. по поводу того, что до настоящего времени ООО «АЛГА» в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тульской области с заявлением о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов 1- 4 класса опасности не обратилось, в связи с тем, что заключенный 03.05.2010 года договор № 10-05/03 между ООО «АЛГА» в лице генерального директора Б.А.В. и фирмой ООО «ЭкоПром» в лице генерального директора Т.А.В. на выполнение работ по разработке документации для получения лицензии по сбору, транспортировке отходов и размещению отходов 1- 4 класса опасности для ООО «АЛГА» исполнен не был, не убедительны, так как с момента заключения указанного договора и дополнительного соглашения к нему от 26.08.2010 года, исследованных в судебном заседании, истек значительный срок, заказ не исполнен. Кроме того, как установлено из приказа № 17 от 21.09.2010 года ООО «АЛГА» генеральный директор указанного Общества с ограниченной ответственностью Харькова Н.А. приступила к исполнению своих обязанностей с 21.09.2010 года, однако, несмотря на достаточно продолжительный период нахождения в указанной должности, убедительных доказательств принятия ею мер по подготовке лицензии не представлено.
Статья 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» определяет понятие охраны окружающей среды, как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Таким образом, обращение в суд природоохранного прокурора с указанным иском направлено на предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что ответчик общество с ограниченной ответственностью «АЛГА» в нарушение требований, установленных законодательством РФ, в частности Федеральным законом от 08.08.2001 № 128- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федеральным законом от 28.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», осуществляет деятельность по сбору, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса без лицензии, в связи с чем требования процессуального истца- Тульского природоохранного прокурора, выступающего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, об обязании общества с ограниченной ответственностью «АЛГА» обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тульской области с заявлением о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов 1- 4 класса опасности, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме
В связи с удовлетворением судом исковых требований процессуального истца - Тульского природоохранного прокурора госпошлина в сумме 2000 руб. по заявленным им требованиям, от уплаты которой он при предъявлении иска был освобожден в соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 33336 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета МО Щекинский район (ст. 103 ГПК Российской Федерации, ст. 611 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подп. 3 п. 1 ст. 33319, подп.1, 8 п.1 ст. 33320 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать общество с ограниченной ответственностью «АЛГА» обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тульской области с заявлением о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортировке и размещению отходов 1- 4 класса опасности.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «АЛГА» государственную пошлину в доход бюджета МО Щекинский район Тульской области в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Щекинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 28 марта 2011 года.
Судья –