РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2011 года г. Щекино Тульской области
Щекинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Тюриной О.А.,
при секретаре Переславской Ю.М,
с участием процессуального истца – помощника прокурора г.Щекино Алисина М.М.,
представителя ответчика администрации МО Головеньковское Щекинского района Тульской области – Макаровой С.М., выступающей по доверенности от 27.01.2011 года,
представителя ответчика администрации МО Щекинский район Тульской области – Петровой А.А., выступающей по доверенности № 1 от 17.01.2011 года,
представителя ответчика Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – Булыгина А.А., выступающего по доверенности № 1-12/651 от 23.03.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щекинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2-263 (2011) по иску прокурора г. Щекино в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Головеньковское Щекинского района, администрации МО Щекинский район, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, Приокскому управлению Ростехнадзора, Московско-Окскому бассейновому водному управлению о признании незаконным бездействия администрации МО Головеньковское Щекинского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет, об обязании обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы,
установил:
прокурор г. Щекино обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Головеньковское Щекинского района о признании незаконным бездействия администрации МО Головеньковское Щекинского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет, об обязании обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы, мотивируя тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Щекино, было установлено, что на территории МО Головеньковское Щекинского района имеются гидротехнические сооружения, которые не имеют собственника, а правоустанавливающие документы на данные объекты отсутствуют.
Гидротехнические сооружения – гидроузлы прудов (плотины, водосбросы) являются объектами, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, то есть это – недвижимое имущество.
Согласно Перечню бесхозяйных ГТС по данным Приокского Управления Ростехнадзора на территории МО Головеньковское Щекинского района находятся бесхозяйные гидротехнические сооружения – на ручье Воздремок (н.п.Головеньки), на ручье Малаховка (н.п.Каледино) 3 км на юго-запад.
Указанные ГТС на балансе администрации МО Головеньковское не состоят, муниципальной собственностью не являются.
Каких-либо действенных мер со стороны администрации МО Головеньковское Щёкинского района Тульской области по постановке на учет данных бесхозяйных объектов не принято, ремонтные работы указанных ГТС администрацией данного муниципального образования не проводятся, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций локального характера, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей.
На основании вышеизложенного прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО Головеньковское Щёкинского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: гидротехнических сооружений – на ручье Воздремок (н.п.Головеньки), на ручье Малаховка (н.п.Каледино) 3 км на юго-запад, обязать администрацию МО Головеньковское Щёкинского района Тульской области обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет вышеуказанного бесхозяйного недвижимого имущества.
Определением суда от 22 февраля 2011 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация МО Щёкинский район, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Приокское управление Ростехнадзора.
Определением суда от 10 марта 2011 года в качестве соответчиков привлечены: Московско-Окское бассейновое водное управление, Приокское управление Ростехнадзора. Приокское управление Ростехнадзора из числа третьих лиц исключено.
В судебном заседании представитель истца -помощник прокурора г. Щёкино Алисин М.М. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО Головеньковское Щёкинского района Тульской области – Макарова С.М., выступающая по доверенности, вопрос об удовлетворении заявленного прокурором иска оставила на усмотрение суда, при этом пояснила, что пруды, на которых расположены спорные гидротехнические сооружения, используются населением для хозяйственных нужд, аварии на указанных гидротехнических сооружениях не могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Сослалась на п.п.1,2,4 ст.102 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми к землям водного фонда относятся земли покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством. В силу ст.16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось до 01.07.2006 года в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю». В силу ст.2 указанного закона право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Поскольку соответствующие акты Правительства об утверждении перечней земельных участков на настоящий момент не приняты, предусмотренные законом основания для государственной регистрации права собственности на земельные участки как собственности РФ, субъектов РФ, так и муниципальных образований отсутствуют. Следовательно, в соответствии с п.1 ст.16 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, на которых находятся пруды являются государственной собственностью. В соответствии с п.3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к Постановлению № 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Бремя содержания принадлежащего собственнику имущества несет собственник этого имущества. В силу чего, спорные объекты недвижимого имущества не являются бесхозяйными, а являются федеральной собственностью.
Представитель ответчика - администрации МО Щёкинский район Тульской области по доверенности Петрова А.А., представив письменные возражения, просила в иске прокурору г. Щёкино отказать, так как на территории МО Головеньковское нет бесхозяйных гидротехнических сооружений. Указанные в иске ГТС находятся в федеральной собственности.
Представитель ответчика Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приокского Управления Ростехнадзора) по доверенности Булыгин А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Щёкино признал, поддержал письменные пояснения. Указал, что из-за отсутствия собственника у гидротехнических сооружений, расположенных на территории МО Головеньковское Щёкинского района происходит их разрушение, возникает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, способных причинить вред окружающей среде и здоровью людей. Поскольку указанные в иске прокурора гидротехнические сооружения являются бесхозяйным имуществом исходя из смысла ст.225 ГК Российской Федерации полагал, что надлежащим ответчиком по делу является администрация МО Головеньковское Щекинского района Тульской области.
Представитель ответчика Московско-Окского бассейнового водного управления в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание не явился, данный ответчик о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Представив письменные возражения, указал, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области не является по настоящему делу надлежащим ответчиком. В реестре федерального имущества спорных ГТС нет.
В соответствие с положениями ст. 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с п. 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской к вопросам местного значения поселения относятся, а том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Предъявляя в суд рассматриваемый иск, прокурор г. Щёкино указывает, что опасность создания аварийных ситуаций на территории МО Головеньковское Щёкинского района имеют в себе бесхозяйные гидротехнические сооружения ввиду отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Как усматривается из ответа администрации МО Щёкинский район от 20.12.2010 года № 005-07/2371 на имя заместителя прокурора г. Щёкино П.Б.А.., ГТС пруда в н.п.Головеньки на ручье Воздремок, ГТС пруда в н.п.Каледина, 3 км на юго-запад руч.Малаховка собственностью МО Щёкинский район не являются.
Данных объектов, как это следует из сообщения Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 17.12.2010 года №35-01-14/9657, в реестре имущества Тульской области нет.
Записей о зарегистрированных правах на эти объекты недвижимости нет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сообщением Щёкинского отдела Управления Росреестра по Тульской области от 20.12.2010 года 22-06/1/593 данное обстоятельство подтверждено).
По данным ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (согласно сообщению данного органа от 17.12.2010 г. № 01-13-1354), сведений о зарегистрированных правах на указанные гидротехнические сооружения нет.
По сообщению Отдела водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского бассейнового водного управления от 24.03.2011 г. № ТО-98, объекты недвижимости - гидротехнические сооружения прудов на ручье Воздремок в н.п.Головеньки и на ручье Малаховка у н.п.Каледино Щекинского района Тульской области в Российский регистр гидротехнических сооружений не зарегистрированы. Данными о собственниках (балансодержателях) перечисленных гидротехнических сооружений Отдел не располагает.
Содержание всех вышеуказанных документов в совокупности с содержанием письменных возражений представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, из смысла которых следует, что спорных гидротехнических сооружений в реестре федерального имущества нет, говорит о том, что гидротехнические сооружения прудов в населенном пункте Головеньки Щекинского района Тульской области на ручье Воздремок, в населенном пункте Каледино 3 км на юго-запад на ручье Малаховка, по смыслу вышеприведенной нормы ч.1 ст. 225 ГК Российской Федерации являются бесхозяйными вещами.
Согласно ч.1 ст. 130 ГК Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Актом обследования от 25 марта 2011 года, составленным комиссией в составе помощника прокурора г. Щёкино Алисина М.М., главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора Ф.В.С. государственного инспектора Приокского управления Ростехнадзора К.О.Ю. в присутствии главы МО Головеньковское Щёкинского района Л.А.Л. и консультанта по земельным отношениям МО Гловеньковское С.Л.М., подтверждено существование в административных границах МО Головеньковское Щёкинского района на момент рассмотрения дела недвижимых (так как они удовлетворяют требованиям вышеуказанной ч.1 ст. 130 ГК РФ) вещей в виде гидротехнических сооружений (поскольку характеристики этих объектов подходят под понятие гидротехнических сооружений, данное в статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений») пруда в населенном пункте Головеньки Щёкинского района на ручье Воздремок, в населенном пункте Каледино Щёкинского района на ручье Малаховка 3 км на юго-запад.
Отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечет неисполнение предусмотренных вышеприведенной нормой статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
Согласно ч.3 ст. 225 ГК Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из прямого толкования данной нормы закона следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества, согласно п. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
Пунктом 5 данного Положения предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.
Данное положение нормативно-правового акта носит императивный характер, то есть предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления.
По смыслу действующего законодательства, постановка на учет в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества является первым и необходимым этапом на пути закрепления данного имущества в собственности конкретного субъекта правоотношений и исполнения обязанности собственника по надлежащему содержанию и управлению имуществом, что, в свою очередь, когда речь идет о гидротехнических сооружениях (в отношении которых законодательно установлены требования по обеспечению их безопасности), позволит предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, могущих повлечь человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери.
Поэтому исковые требования прокурора г. Щёкино являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Довод ответчиков о том, что указанные в иске гидротехнические сооружения являются федеральной собственностью, в связи с чем, муниципальное образование не несет ответственности за эти объекты, хотя они и расположены в административных границах МО Головеньковское Щёкинского района, является несостоятельным, основанным на неверном применении норм материального права.
В обоснование своего довода ответчики ссылаются на пункт 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», согласно которому объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов; до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
По мнению суда, данное Постановление к рассматриваемому делу применено быть не может, поскольку оно регулирует порядок разграничения государственной собственности между публично-правовыми образованиями Российской Федерации, когда собственник имущества до возникновения вопроса разграничения был определен. В данном случае, такой критерий в отношении спорных объектов отсутствует.
Довод ответчика – МО Щёкинский район Тульской области, изложенный в письменных возражениях, о том, что в соответствии с п. 3 Приказа Минприроды Российской Федерации от 29.01.2009 г. № 14 «Об утверждении плана действий Минприроды России» по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на 2009 год» инвентаризация поднадзорных гидротехнических сооружений и гидротехнических сооружений, не имеющих собственника, возложена на органы Ростехнадзора, также не относится к существу рассматриваемого спора, поскольку законом ни одному органу, кроме органа местного самоуправления, не предоставлено право обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке бесхозяйного имущества на учет.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является МО Головеньковское Щекинского района Тульской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора г. Щекино в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
признать бездействие администрации МО Головеньковское Щекинского района Тульской области в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о постановке на учет гидротехнических сооружений – на ручье Воздремок (н.п.Головеньки), на ручье Малаховка (н.п.Каледино) 3 км на юго-запад.
Обязать администрацию МО Головеньковское Щекинского района Тульской области обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет гидротехнических сооружений – на ручье Воздремок (н.п.Головеньки), на ручье Малаховка (н.п.Каледино) 3 км на юго-запад.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щёкинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 4 апреля 2011 года.
Судья: