РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2011 года г. Щекино Тульской области
Щёкинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Чекулаевой Е.Н.,
при секретаре Чернышовой Е.В.,
с участием процессуального истца - помощника прокурора г. Щёкино Алисина М.М.,
представителей ответчика - администрации МО Лазаревское Щёкинского района Тульской области Воробьева В.В., Никитиной Е.И.,
представителя ответчика – администрации МО Щёкинский район Тульской области Щекинский район Тульской области Петровой А.А.,
представителя третьего лица – Приокского Управления Ростехнадзора Булыгина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щёкинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2-264 по иску прокурора г. Щекино в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Лазаревское Щёкинского района Тульской области, администрации МО Щёкинский район, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании незаконным бездействия администрации МО Лазаревское Щёкинского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет гидротехнических сооружений, о возложении обязанности обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы о постановке на учет гидротехнических сооружений,
установил:
прокурор г. Щёкино обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Лазаревское Щёкинского района Тульской области о признании незаконным бездействия администрации МО Лазаревское Щёкинского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет гидротехнических сооружений, о возложении обязанности обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы о постановке на учет гидротехнических сооружений.
В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Щёкино, было установлено, что на территории МО Лазаревское Щёкинского района имеются гидротехнические сооружения, которые не имеют собственника, правоустанавливающие документы на данные объекты отсутствуют.
Гидротехнические сооружения – гидроузлы прудов (плотины, водосбросы) являются объектами, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, то есть это – недвижимое имущество.
По данным Приокского Управления Ростехнадзора, в перечне бесхозяйных гидротехнических сооружений (ГТС) находятся гидротехническое сооружение пруда в населенном пункте Сорочинка Щёкинского района на реке Солова, гидротехническое сооружение пруда в населенном пункте Натальевка Щёкинского района на ручье Грязики, гидротехническое сооружение пруда в населенном пункте Лапотково Щёкинского района на притоке реки Невежа.
Указанные ГТС на балансе администрации МО Лазаревское не состоят, муниципальной собственностью не являются.
Каких-либо действенных мер со стороны администрации МО Лазаревское Щёкинского района Тульской области по постановке на учет данных бесхозяйных объектов не принято, ремонтные работы указанных ГТС администрацией данного муниципального образования не проводятся, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций локального характера.
На основании вышеизложенного прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО Лазаревское Щёкинского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: гидротехнического сооружения пруда в населенном пункте Сорочинка Щёкинского района на реке Солова, гидротехнического сооружения пруда в населенном пункте Натальевка Щёкинского района на ручье Грязики, гидротехнического сооружения пруда в населенном пункте Лапотково Щёкинского района на притоке реки Невежа; возложить на администрацию МО Лазаревское Щёкинского района Тульской области обязанность обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: гидротехнического сооружения пруда в населенном пункте Сорочинка Щёкинского района на реке Солова, гидротехнического сооружения пруда в населенном пункте Натальевка Щёкинского района на ручье Грязики, гидротехнического сооружения пруда в населенном пункте Лапотково Щёкинского района на притоке реки Невежа.
Определением суда от 22 февраля 2011 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация МО Щёкинский район, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Приокское управление Ростехнадзора.
Определением суда от 11 марта 2011 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Отдел водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского бассейнового водного управления.
В судебном заседании представитель истца -помощник прокурора г. Щёкино Алисин М.М. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представители ответчика - администрации МО Лазаревское Щёкинского района Тульской области – Глава МО Лазаревское Воробьев В.В., по доверенности Никитина Е.И. исковые требования не признали. Представив письменные возражения, просили в иске прокурору г. Щёкино отказать, при этом указали, что спорные ГТС не являются бесхозяйными объектами недвижимости, а находятся в федеральной собственности.
Представитель ответчика - администрации МО Щёкинский район Тульской области по доверенности Петрова А.А., представив письменные возражения, также просила в иске прокурору г. Щёкино отказать, так как на территории МО Лазаревское нет бесхозяйных гидротехнических сооружений. Указанные в иске ГТС находятся в федеральной собственности.
Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание не явился, данный ответчик о дне слушания дела извещен надлежащим образом. В судебном заседании 24 марта 2011 года представитель данного ответчика по доверенности Джалилов О.А. исковые требования прокурора г. Щёкино Тульской области не признал. Указал, что в реестре федерального имущества спорных ГТС нет. Представив письменные возражения, указал, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области не является по настоящему делу надлежащим ответчиком.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору( Приокского Управления Ростехнадзора) по доверенности Булыгин А.А. в судебном заседании исковые требования прокурора г. Щёкино признал, поддержал письменные пояснения. Указал, что из-за отсутствия собственника у гидротехнических сооружений, расположенных на территории МО Лазаревское Щёкинского района происходит их разрушение, возникает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, способных причинить вред окружающей среде и здоровью людей.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Отдела водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского бассейнового водного управления в судебное заседание не явился. Данное третье лицо о дне слушания дела извещено надлежащим образом, письменно просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В соответствие с положениями ст. 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с п. 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской к вопросам местного значения поселения относятся, а том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
В подпунктах 4, 9 п.1 статьи 7 Устава МО Лазаревское Щёкинского района, принятого решением Собрания депутатов МО Лазаревское Щёкинского района от 12 апреля 2006 года № 7-1, данные положения закона нашли свое отражение.
Предъявляя в суд рассматриваемый иск, прокурор г. Щёкино указывает, что опасность создания аварийных ситуаций на территории МО Лазаревское Щёкинского района имеют в себе бесхозяйные гидротехнические сооружения ввиду отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Как усматривается из ответа администрации МО Щёкинский район от 20.12.2010 года № 005-07/2371 на имя заместителя прокурора г. Щёкино Панькина Б.А., гидроузел пруда в н.п. Сорочинка реки Солова, ГТС пруда в н.п. Натальевка ручей Грязики, ГТС пруда в н.п. Лапотково, приток реки Невежа, собственностью МО Щёкинский район не являются.
Данных объектов, как это следует из сообщения Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 17.12.2010 года №35-01-14/9657, в реестре имущества Тульской области нет.
Записей о зарегистрированных правах на эти объекты недвижимости нет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сообщением Щёкинского отдела Управления Росреестра по Тульской области от 20.12.2010 года 322-06/1/595 данное обстоятельство подтверждено).
По данным ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (согласно сообщению данного органа от 17.12.2010 г. № 01-13-1354), сведений о зарегистрированных правах на указанные гидротехнические сооружения нет.
По сообщению Отдела водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского бассейнового водного управления от 24.03.2011 г. № ТО-97, объекты недвижимости - гидротехнические сооружения прудов в населенном пункте Сорочинка Щёкинского района на реке Солова, в населенном пункте Натальевка Щёкинского района на ручье Грязики, в населенном пункте Лапотково Щёкинского района на притоке реки Невежа в Российском регистре гидротехнических сооружений не зарегистрированы; данными о собственниках (балансодержателях) данных ГТС Отдел не располагает.
Содержание всех вышеуказанных документов в совокупности с пояснениями представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебном заседании 24 марта 2011 года о том, что спорных гидротехнических сооружений в реестре федерального имущества нет, говорит о том, что гидротехнические сооружения прудов в населенном пункте Сорочинка Щёкинского района на реке Солова, в населенном пункте Натальевка Щёкинского района на ручье Грязики, в населенном пункте Лапотково Щёкинского района на притоке реки Невежа, по смыслу вышеприведенной нормы ч.1 ст. 225 ГК РФ, являются бесхозяйными вещами.
Согласно ч.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Актом обследования от 25 марта 2011 года, составленным комиссией в составе помощника прокурора г. Щёкино Алисина М.М., главного государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приокского управления Ростехнадзора Федоровича В.С., государственного инспектора Приокского управления Ростехнадзора Киселева О.Ю., в присутствии главы МО Лазаревское Щёкинского района Воробьева В.В., подтверждено существование в административных границах МО Лазаревское Щёкинского района на момент рассмотрения дела недвижимых (так как они удовлетворяют требованиям вышеуказанной ч.1 ст. 130 ГК РФ) вещей в виде гидротехнических сооружений (поскольку характеристики этих объектов подходят под понятие гидротехнических сооружений, данное в статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений») пруда в населенном пункте Сорочинка Щёкинского района на реке Солова, пруда в населенном пункте Натальевка Щёкинского района на ручье Грязики, пруда в населенном пункте Лапотково Щёкинского района на притоке реки Невежа.
Отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечет неисполнение предусмотренных вышеприведенной нормой статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
Согласно ч.3 ст. 225 ГК Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из прямого толкования данной нормы закона следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества, согласно п. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.
Пунктом 5 данного Положения предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.
Данное положение нормативно-правового акта носит императивный характер, то есть предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления.
По смыслу действующего законодательства, постановка на учет в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества является первым и необходимым этапом на пути закрепления данного имущества в собственности конкретного субъекта правоотношений и исполнения обязанности собственника по надлежащему содержанию и управлению имуществом, что, в свою очередь, когда речь идет о гидротехнических сооружениях (в отношении которых законодательно установлены требования по обеспечению их безопасности), позволит предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, могущих повлечь человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери.
Поэтому исковые требования прокурора г. Щёкино являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Довод ответчиков о том, что указанные в иске гидротехнические сооружения являются федеральной собственностью, в связи с чем, муниципальное образование не несет ответственности за эти объекты, хотя они и расположены в административных границах МО Лазаревское Щёкинского района, является несостоятельным, основанным на неверном применении норм материального права.
В обоснование своего довода ответчики ссылаются на пункт 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», согласно которому объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Мосеевы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов; до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
По мнению суда, данное Постановление к рассматриваемому делу применено быть не может, поскольку оно регулирует порядок разграничения государственной собственности между публично-правовыми образованиями Российской Федерации, когда собственник имущества до возникновения вопроса разграничения был определен. В данном случае, такой критерий в отношении спорных объектов отсутствует.
Довод ответчика – МО Щёкинский район Тульской области, изложенный в письменных возражениях, о том, что в соответствии с п. 3 Приказа МинприродыРФ от 29.01.2009 г. № 14 «Об утверждении плана действий Минприроды России» по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на 2009 год» инвентаризация поднадзорных гидротехнических сооружений и гидротехнических сооружений, не имеющих собственника, возложена на органы Ростехнадзора, также не относится к существу рассматриваемого спора, поскольку законом ни одному органу, кроме органа местного самоуправления, не предоставлено право обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке бесхозяйного имущества на учет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора г. Щекино в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО Лазаревское Щёкинского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: гидротехнического сооружения пруда в населенном пункте Сорочинка Щёкинского района на реке Солова, гидротехнического сооружения пруда в населенном пункте Натальевка Щёкинского района на ручье Грязики, гидротехнического сооружения пруда в населенном пункте Лапотково Щёкинского района на притоке реки Невежа.
Возложить на администрацию МО Лазаревское Щёкинского района Тульской области обязанность обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: гидротехнического сооружения пруда в населенном пункте Сорочинка Щёкинского района на реке Солова, гидротехнического сооружения пруда в населенном пункте Натальевка Щёкинского района на ручье Грязики, гидротехнического сооружения пруда в населенном пункте Лапотково Щёкинского района на притоке реки Невежа.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щёкинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 4 апреля 2011 года.
Судья: