Решение об обязании предоставления мер социальной поддержки- Новиков.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г.Щёкино <адрес>

Щёкинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Тюриной О.А.,

при секретаре ФИО2,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика Государственного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» - ФИО3, выступающей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щекинского районного суда <адрес> гражданское дело № (2011) по иску ФИО1 к Государственному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» об обязании предоставления мер социальной поддержки,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» об обязании предоставления мер социальной поддержки, указывая на то, что с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером МВД, имеет удостоверение «Ветеран труда» и на основании Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на ежемесячную денежную выплату и ежемесячную выплату по жилищно-коммунальным услугам. Такие меры социальной поддержки ему не предоставляются. При обращении в Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» с заявлением о получении ЕДВ и ежемесячной денежной выплаты по ЖКУ им был получен отказ. Ссылаясь на то, что в связи с тем, что он является ветераном труда, имеет право на льготы, просил обязать Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить ему ежемесячную денежную выплату и предоставить меры социальной поддержки по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования уточнил, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, просил обязать Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить ему ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ, обязать Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» предоставить ему как ветерану труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренные <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Государственного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» по доверенности ФИО3 исковые требования ФИО1 не признала, пояснила, что поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, снижение возраста выхода на пенсию по старости мужчинам до 57 лет возможно в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а истец до настоящего времени не достиг указанного возраста, то право на меры социальной поддержки, указанные в статьях 3, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», он не имеет. Следовательно, его требования незаконны и удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» № 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), определялось, что льготы лицам, имеющим звание «Ветеран труда», предоставлялись после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Ветеранам труда, получающим пенсию по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 данной статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (п.4 ст. 22 указанного закона). Согласно статьи 23 данного закона ветераны военной службы и ветераны государственной службы по достижению возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», также приобретали право на льготы, установленные для ветеранов труда. Таким образом, в ранее действовавшем законодательстве льготы предоставлялись только при достижении общеустановленного пенсионного возраста, мужчинами – 60 лет.

С ДД.ММ.ГГГГ, после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

К гражданам, приравненным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ к ветеранам труда, относятся ветераны военной службы и ветераны государственной службы, достигшие на указанную дату возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях Российской Федерации».

С ДД.ММ.ГГГГ, после вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, возникла трансформация права: право на предоставление льгот трансформировалось в право на предоставление ежемесячной денежной выплаты; правоотношения по предоставлению льгот согласно ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ) трансформировались в правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки и выплате ЕДВ согласно ст. 3 и ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО. При этом круг лиц-участников правоотношений и объем правоотношений остались прежними.

Таким образом, право на ежемесячную денежную выплату истец может приобрести при достижении им все того же общего пенсионного возраста 60 лет (57 лет при условии длительности проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом).

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. «ж» ч.1,2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 указанного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), а при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на ДД.ММ.ГГГГ (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Отсюда следует, что федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда <адрес> Думой был принят <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», статьёй 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Требуя удовлетворения иска о предоставлении ему мер социальной поддержки, истец ссылается на то, что он с ДД.ММ.ГГГГ является пенсионером за выслугу лет Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеет удостоверение «Ветеран труда», выданное ДД.ММ.ГГГГ, поэтому как ветеран труда имеет право на предоставление ему мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законодательством <адрес>, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, в чем ему было неправомерно отказано.

Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные им обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании копиями его пенсионного удостоверения №, удостоверения «Ветеран труда» серии В №.

Как следует из материалов дела, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке обратился в Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения <адрес>» с письменным заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, о назначении ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления. Однако в удовлетворении требований, изложенных в заявлении, ФИО1 было письменно отказано.

Данные обстоятельства не отрицались в ходе рассмотрения дела представителем Государственного учреждения <адрес> «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» ФИО3

Данный отказ является неправомерным исходя из следующего.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлены статьёй <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО, от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО, от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО).

Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах – занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством <адрес>;

ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Таким образом, согласно данной норме <адрес> право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с каким-либо видом пенсии или наличием какого-либо определенного возраста.

Судом установлено, что истец ФИО1 является пенсионером за выслугу лет Министерства внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют военнослужащие.

По смыслу пенсионного законодательства Российской Федерации к военнослужащим относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством.

К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.

Военнослужащим пенсия за выслугу лет назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно ст. 13 указанного закона пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет; такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

Пенсия за выслугу лет, получаемая ФИО1, в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», относится к государственным пенсиям в Российской Федерации, следовательно, истец достиг возраста, дающего ему право на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, значит, он относится к категории лиц, указанных в <адрес> №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, обладающих правом на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, денежная выплата по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в пунктах 8-9 настоящего Положения.

Поскольку с заявлением такого характера истец обратился в органы соцзащиты ДД.ММ.ГГГГ, статус «Ветеран труда» им приобретен ДД.ММ.ГГГГ, следуя вышеуказанной правовой норме, он вправе требовать возложения на Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» обязанности по назначению ему ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законодательством <адрес>, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления, с ДД.ММ.ГГГГ.

Не вызывает у суда сомнения состоятельность заявленных истцом требований и в части наличия у него права на получения такой меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата.

В силу статьи <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Действие настоящего закона распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Из приведенной нормы Закона следует, что право ветеранов труда на получение данного вида меры социальной поддержки законодатель <адрес> связывает лишь с приобретением статуса «Ветеран труда» и не ставит приобретение этого права в зависимость от иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого-либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации <адрес> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Поскольку истцом доказан факт наличия у него как ветерана труда права на получение ежемесячной денежной выплаты, по вопросу реализации которого он обратился в органы социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ, его требования о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований ФИО1 в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

обязать Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить ФИО1 ежемесячную денежную выплату, предусмотренную ст.7 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение <адрес> «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» предоставить ФИО1 как ветерану труда меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление, предусмотренные ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Щёкинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.

Судья –