о признании права собственности на часть жилого дома и земельный участок



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2011 года г. Щёкино Тульской области

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

судьи Козловой Г.И.

при секретаре Французовой В.Ф.,

с участием представителя истца по ордеру – Борисова М.А.,

рассматривал в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-761/2011 по иску Бушевой В.Е. к администрации МО Щекинский район Тульской области, МО Щекинский район Тульской области о признании права собственности на дом и земельный участок,

у с т а н о в и л:

Бушева В.Е. обратилась в суд с иском к администрации МО Щёкинский район Тульской области о признании права собственности на дом и земельный участок. Заявленные требования мотивировала тем, что на основании договора дарения, заключенного между ней и ее отцом МЕА, ей принадлежит жилой <адрес>. Указанный дом приобретен МЕА у ПФИ в соответствии с договором купли-продажи от 15 августа 1977 года.

Дом был возведен ПФИ в 1956 году на земельном участке, предоставленном ему в бессрочное пользование для строительства индивидуального жилого дома на праве личной собственности в соответствии с решением Щёкинского горисполкома от 28 марта 1956 года.

Указала, что с момента принятия дома в дар, открыто и добросовестно владеет и пользуется имуществом - жилым домом № по <адрес> г. Щёкино <адрес>, возвела к нему основную пристройку в лит. А2 площадью 4,9 кв.м., произвела внутреннюю перепланировку, в результате которой общая площадь дома уменьшилась на 0,1 кв.м. Желая распорядиться своим имуществом, обратилась в УФСГР, однако в регистрации права на имущество ей было отказано, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок при доме у нее отсутствуют, а пристройка в лит.А2 имеет признаки самовольного строения.

Указывая на то, что владеет домом, а также земельным участком при нем площадью 500 кв.м. с кадастровым номером № открыто и добросовестно с 1992 года, полагала возможным признать за ней право собственности на указанное имущество.

Определением судьи от 30 марта 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО г. Щёкино Щёкинского района.

14 апреля 2011 года определением судьи от 14.04.2011 года к производству суда принято уточненное исковое заявление, в котором Бушевой В.Е. изменено основание по которому она просит признать за ней право собственности на земельный участок., а именно истец указала на то, что право на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, у нее возникло в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ в порядке приватизации.

В судебное заседание истец Бушева В.Е. не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом, письменно просила дело рассмотреть в свое отсутствие, поддержав заявленные исковые требования.

Представители ответчиков администрации МО Щёкинский район, администрации МО г. Щёкино Щёкинского района в судебное заседание не явились. О времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, письменно просили суд рассмотреть дело в свое отсутствие, возражений по поводу заявленных требований суду не представили.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель истца Бушевой В.Е. по доверенности Борисов М.А. уточненные требования своего доверителя поддержал, просил суд их удовлетворить. Дал пояснения, аналогичные изложенным в уточненном иске.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно протоколу 8 заседания исполнительного комитета Щёкинского городского Совета депутатов трудящихся Тульской области от 11 апреля 1956 года «Об отводе земельных участков под индивидуальное строительство жилых домов» исполкомом городского Совета согласно его заявлению ПФИ отведен земельный участок по <адрес> площадью 500 кв.м.( архивная справка №265-и от 25.03.2011 года)

В соответствии с договором № 3753 от 20 апреля 1956 года о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, отдел коммунального хозяйства исполкома Щёкинского городского Совета депутатов трудящихся на основании решения исполкома Щёкинского городского Совета депутатов трудящихся представил №101 от 25.03.1956 года предоставил застройщику ПФИ на праве бессрочного пользования земельный участок, значащийся под №№ по <адрес>, мерою по фасаду 200 м и по задней меже 200 м, по правой меже 250 м., общей площадью 500 кв.м. для возведения жилого одноэтажного каменного дома.

На указанном земельном участке ПФИ построен жилой дом №21 (акт от 3 августа 1957 года), дом отгорожен штакетом.

Из архивной справки следует, что в документах архивного отдела администрации Щёкинского района в архивном фонде Щёкинского городского Совета народных депутатов <адрес> и его исполнительного комитета в протоколах заседаний Щёкинского горисполкома за 1956-1957 годы решение о перенумерации <адрес> г. Щёкино не имеется. Однако, согласно архивной копии, выданной архивным отделом МО Щёкинский район 18.11.2010 года №290-а, усматривается, что исполнительным комитетом Щёкинского городского Совета депутатов трудящихся от 21 августа 1957 года утверждено заключение инвентаризационного бюро Горкомхоза на право владения ПФИ домом № по ул. <адрес>, документом подтверждающим право собственности является договор, застройщика от 7 мая 1956 года реестре №3753 (протокол №21 заседания исполкома).

13 июля 1972 года ПФИ продал принадлежащий ему жилой <адрес> г. Щёкино, общеполезной площадью 49 кв.м., в том числе жилой 37, 5 кв.м., расположенный на земельном участке площадью 500 кв.м., со всеми надворными постройками при нем, ФРВ (договор зарегистрирован в реестре за №1-1469, старшим государственным нотариусом Щёкинской нотариальной конторы Тульской области).

15 августа 1977 года, ФРВ продала жилой дом по адресу: <адрес>, №,общеполезной площадью 50, 1 кв.м., в том числе жилой 30, 9 кв.м., расположенный на земельном участке мерою 500 кв.м. с надворными постройками при нем МЕА.

17 декабря 1992 года МЕА подарил дочери Бушевой В.Е. жилой кирпичный одноэтажный дом по адресу: <адрес>, <адрес>, общеполезной площадью 50, 1 кв.м., в том числе жилой 37, 9 кв.м., расположенный на земельном участке мерою 500 кв.м. с надворными постройками при нем с сараем, сараем-гаражом, туалетом и забором (договор удостоверен государственным нотариусом Щёкинской государственной нотариальной палаты КВА 17 декабря 1992 года).

Таким образом, судом установлено, что предоставленный ПФИ на законных основаниях в бессрочное пользование для целей строительства дома земельный участок площадью 500 кв.м. переходил к новым собственникам дома в неизменном виде.

Из ответа Щёкинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от 01.11.2010 года №, № следует, что регистрация права собственности Бушевой В.Е. на спорный жилой <адрес> земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> приостановлена.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане - собственники строений (индивидуальных жилых домов), приобретенных по сделкам до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР" (т.е. до 1 июля 1990 г.), вправе бесплатно приобрести право собственности на земельные участки, находящиеся в их фактическом пользовании, в соответствии с правилами, установленными ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Судебная практика с момента вступления в силу ЗК РФ свидетельствует о наличии отказов (из-за территориального зонирования, сделки с жилым домом после 1990 г. и т.п.) органов местного самоуправления гражданам в предоставлении на основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ бесплатно в собственность земельных участков.

Однако, принят и вступил в действие с 1 сентября 2006 г. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества". Названным Законом внесены изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" путем закрепления оснований (акт, свидетельство, выписка из похозяйственной книги и др.) для государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

С момента вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2007 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки", государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до вступления в силу ЗК РФ (для целей, указанных в ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ о государственной регистрации), в случае если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ (т.е. в упрощенном порядке). При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:

- свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

- один из документов, предусмотренных п. 2 ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок (например, акт, свидетельство о предоставлении земельного участка прежнему собственнику здания).

Аналогичные изменения коснулись и п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" с некоторыми уточнениями о земельных участках, которые были предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. С момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

Согласно кадастрового паспорта земельного участка (выписки из государственного кадастра недвижимости) от 11.08.2010 года сведений о правах на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, не имеется.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности требования о признании за Бушевой В.Е. права собственности на земельный участок и необходимости его удовлетворения.

Ст. 218 ч. 2 ГК Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Бушева В.Е. владеет домом на праве собственности на основании договора дарения.

Как пояснил в судебном заседании представитель истца Бушевой В.Е.- Борисов М.А., в регистрации права собственности на дом было также отказано в связи с тем, что в доме произведена внутренняя перепланировка, в связи с чем, произошло увеличение общей площади на 0, 1 кв.м., кроме того, в лит. «А2» возведена пристройка, которая имеет признаки самовольного строения.

Как усматривается из технического паспорта, подготовленного по состоянию на 1 марта 1983 года, <адрес> г. Щёкино дом состоял из помещений, обозначенных на поэтажном плане строения помещениями в лит. «А, А1, а1, а2».

Согласно экспликации к поэтажному плану жилого дома (по данным технической инвентаризации на 01.09.2010 года) <адрес> г. Щёкино <адрес> в лит. «А1» под №1 (кухня) площадью 12, 2 кв.м., под №2( жилая) площадью 8, 9 кв.м., в лит. «А» под №3(жилая) площадью 7, 8 кв.м., под №4 (жилая) площадью 18, 2 кв.м., под №5 (коридор) площадью 2, 9 кв.м., в лит. «А2» под №6 (санузел) площадью 4, 9 кв.м., в лит. «а» (холодные помещения) площадью 4, 2 кв.м., 6, 7 кв.м., общей площадью жилого помещения 54, 9 кв.м., в том числе жилой 34, 9 кв.м.

В соответствии со ст. 222 ГК Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ч.1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии согласования с уполномоченным органом на переустройство или перепланировку или с нарушением оформленного в установленном порядке проекта переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью ( ч.4 ст.29).

Как установлено судом, пристройка в лит. А2 возведена на земельном участке, отведенном для целей строительства, право на который судом установлено, без получения на это необходимых разрешений, но с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, что подтверждается техническим заключением ООО «Стройэкспертиза» от 17.02.2011года №0460 по результатам обследования строительных конструкций строения, расположенного по адресу: <адрес>, из которой усматривается, что основная пристройка в лит. «А2» представляет собой одноэтажное строение, дефекты и повреждения, свидетельствующие об исчерпании несущей способности основных конструкций элементов не обнаружены.

Исследовав представленные по делу доказательства, учитывая мнение ответчиков, не возражавших против удовлетворения заявленных требований, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Бушевой В.Е. удовлетворить.

Признать за Бушевой В.Е. право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 54, 9 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером № площадью 500 кв.м., расположенный там же.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щёкинский районный суд Тульской области путем подачи кассационной жалобы в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(резолютивная часть)

28 апреля 2011 года г. Щёкино Тульской области

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

судьи Козловой Г.И.

при секретаре Французовой В.Ф.,

с участием представителя истца по ордеру – Борисова М.А.,

рассматривал в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-761/2011 по иску Бушевой В.Е. к администрации МО Щекинский район Тульской области, МО Щекинский район Тульской области о признании права собственности на дом и земельный участок, Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Бушевой В.Е. удовлетворить.

Признать за Бушевой В.Е. право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 54, 9 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером № площадью 500 кв.м., расположенный там же.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щёкинский районный суд Тульской области путем подачи кассационной жалобы в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения 3 мая 2011 года.

Судья