об оспаривании отказа в присвоении звания `Ветеран труда`



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2011 года г.Щекино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

судьи Козловой Г.И.

при секретаре Французовой В.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щекинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2-813 (2011) по иску Николаевой С.Е. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района», Департаменту социального развития Тульской области об оспаривании решения государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» об отказе в присвоении звания «Ветеран труда»,

у с т а н о в и л:

Николаева С.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и признании права на получение указанного звания, указывая на то, что 4 марта 2011 года она обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», с приложением необходимого пакета документов, однако ей было отказано в присвоении указанного звания, так как представленное удостоверение к значку «За доблестный труд в потребительской кооперации России», выданному от имени Правления Центрсоюза России, в соответствии с изменениями в ст.2 Закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания ««Ветеран труда», внесенными Законом Тульской области от 7.10.2008 года № 1093-ЗТО, не может рассматриваться в качестве ведомственного знака отличия в труде и не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда», так как Центрсоюз России не является органом государственной власти и ведомством.

Указала, что с указанными доводами она не согласна, так как считает их противоречащими ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «О ветеранах», а также Закону Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания ««Ветеран труда». Она награждена ведомственным знаком отличия, что подтверждается удостоверением, выданным на основании Постановления Правления Центрсоюза России №34-с от 24.06.2003 года, имеет трудовой стаж 20 лет 04 дня по состоянию на 04. 03.2011 года. Просила признать отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным; признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать ГУ ТО «УСЗН Тепло-Огаревского района» принять решение о присвоении ей указанного звания «Ветеран труда» с 4 марта 2011 года.

В судебное заседание истец Николаева СЕ., представитель ответчика -Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района», надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие. Истец Николаева С.Н. просила удовлетворить иск в полном объеме, представитель ответчика – руководитель управления, иск не признала, просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление.

Представитель ответчика - департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине не явки суд не уведомил. Суд считает причину неявки не уважительной.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" на территории Тульской области определены Законом Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда".

Согласно ст.1 указанного Закона Тульской области, условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с Постановлением Правления Центрсоюза России №34-с от 24.06.2003 года Николаева С.Н.. награждена значком «За доблестный труд в потребительской кооперации России».

Из трудовой книжки на имя Николаевой С.Н. следует, что в период с 28.02.1991 года по настоящее время она действительно работает в Потребительском обществе «Теплое» и на 4.03.2011 года имеет 20 лет 4 дня, что подтверждается и справкой ПО «Теплое» №22 от 14.03.2011 года.

Таким образом, судом достоверно установлено, что Николаева С.Н. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, награждена ведомственными знаками отличия в труде.

Из письма директора ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» № 260 от 4.03.2011 года следует, что ответчик не усмотрел оснований для присвоения истцу звания «Ветеран труда», поскольку не может расценить значек «За доблестный труд в потребительской кооперации России», выданный от имени Центрсоюза России в качестве ведомственного знака отличия в труде.

Как указано выше, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст.7 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с разъяснения Пленума Верховного суда Российской Федерации, содержащиеся в пункте 4 постановления от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», согласно которым в случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с Федеральным законом.

В Тульской области в первоначальной редакции Закона от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда",принятого Постановлением Тульской областной Думы от 15.02.2007 года №43/1867, под ведомственными знаками отличия в труде» понимаются знаки, выданные руководством органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти РФ, уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (пп.1п.3 ст.3 Закона).

Таким образом, первоначальная редакция Закона конкретизирует понятие «ведомство», прямо указывая на то, что ведомством могут являться как государственные, так и высшие центральные органы некоммерческих организаций. Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является некоммерческой организацией.

Согласно ст.2 ФЗ «О потребительской кооперации» союз потребительских обществ в России, создан потребительскими обществами для координации деятельности потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления их интересов в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг. Решения органов управления Центрсоюза являются обязательными для потребительских обществ.

Понятие «ведомство» в юридической литературе определено как центральное учреждение или группа учреждений, возглавляющих определенную отрасль или сферу государственного управления, совокупность учреждений, находящихся иерархической соподчиненности, исполняющих определенные функции.

С учетом полномочий Центрсоюза России, суд считает, что его ведомством, т.к. он является центральным учреждением по отношению к районным, областным, краевым и республиканским потребительским обществам, а вывод ответчика о том, что ведомство -это обязательно орган государственной власти ошибочен.

Внесением изменений в ст.2 Закона от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда" планировалось расширить перечень тех, кто выдает ведомственные знаки отличия в труде, что естественно, вело к увеличению граждан, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда".

Из ответа за подписью заместителя председателя областной Думы С.М. Фролова № Д/24-595/1 от 166.03.2009 года также следует, что внесение изменений в Закон не повлекло последствий, препятствующих присвоению звания "Ветеран труда" работникам потребительских коопераций, награжденных знаком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России».

Согласно пунктам 1, 11 статьи 2 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда", звание «Ветеран труда» присваивается государственным учреждением Тульской области, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения; споры о присвоении звания «Ветеран труда» и о выдаче удостоверения «Ветеран труда» рассматриваются комиссией по вопросам присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи удостоверения «Ветеран труда», созданной при исполнительной власти области по социальному развитию.

Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района», полномочному принимать решение о присвоении звания «Ветеран труда», необходимо было руководствоваться положениями статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», который к ветеранам труда относит как лиц, имеющих удостоверение «Ветеран труда», так и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Исходя из этого, следует признать, что Николаева С.Н. имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, награждена ведомственным знаком отличия в труде, что документально подтверждено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Николаева С.Н. имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».

Нарушенное отказом государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» право Николаевой С.Н. на присвоение звания ветерана труда подлежит судебной защите путем признания незаконным такого отказа, признания за ней права на присвоение этого звания и обязания ответчика выдать ей удостоверение «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах исковые требования Николаевой С.Н. о признании отказа Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным; признании за ней права на присвоение звания «Ветеран труда» и обязании Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» принятия решение о присвоении ей указанного звания «Ветеран труда» с момента обращения, т.е.4 марта 2011 года подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Николаевой С.Е. удовлетворить.

Признать отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным.

Признать право Николаевой С.Е. на присвоение звания «Ветеран труда» с 4 марта 2011 года.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло-Огаревского района» выдать Николаевой С.Е. удостоверение «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Щёкинский районный суд Тульской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято судом 29 апреля 2011 г.

Судья -