по и/з Мельниковой Н.Ф. к администрации МО Ломинцевское Щёкинского района о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 мая 2011 года г. Щёкино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Козловской И. А.,

при секретаре Ковалевой Н.В.,

с участием представителя истца Кравченко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-840 (2011) по исковому заявлению Мельниковой Н.Ф. к администрации МО Ломинцевское Щёкинского района, ЗАО «Ломинцевское ЖЭУ» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

установил:

Мельникова Н.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО Ломинцевское Щёкинского района, ЗАО «Ломинцевское ЖЭУ» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, указывая на то, что со ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: Тульская область, Щёкинский район, <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ЗАО «Ломинцевское ЖЭУ» с заявлением о передаче занимаемого жилого помещения ей в собственность в порядке приватизации. Однако получила отказ в связи с тем, что занимаемая ею квартира не входит в перечень объектов принимаемых в собственность МО Ломинцевское Щёкинского района. Также вышеуказанное жилое помещение не является собственностью МО Щёкинский район, что следует из ответа комитета по управлению муниципальной собственностью администрации МО Щёкинский район. Отказ ответчика в приватизации квартиры нарушает её право на участие в приватизации, в связи с чем, Мельникова Н.Ф. вынуждена обратиться в суд.

Просит признать за ней право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, Щёкинский район, <адрес> порядке приватизации.

В судебном заседании представитель истца Кравченко Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что до 1995 года Мельникова Н.Ф. проживала в Казахстане, где реализовать право на приватизацию жилья возможности не было. С ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала в частном доме д. Кожуховка, Щёкинского района. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала по адресу: Тульская область, Щёкинский район, <адрес>. В настоящее время истец проживает в <адрес> расположенной по тому же адресу, где произвела ремонт жилого помещения, заменила полы и дверные полотна, установила оконные блоки, восстановила печную кладку, правом на однократную бесплатную передачу жилья в собственность истица не воспользовалась.

В судебное заседание не явились представители ответчиков администрации МО Ломинцевское Щёкинского района, ЗАО «Ломинцевское ЖЭУ», представитель третьего лица администрации МО Щёкинский район, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, письменно просили рассмотреть дело в отсутствие представителей. Против удовлетворения исковых требований не возражали.

Истец Мельникова Н.Ф. в судебное заседание не явилась о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащем образом. Причина неявки суду не известна.

В соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя истца Кравченко Н.В., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2006 г. № 6-П) предусматривает, что граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность. Действующее законодательство о приватизации жилья не содержит запрета на приватизацию служебных жилых помещений, составляющих жилищный фонд совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений (ст. ст. 2, 4, 6, 18 названного Закона).

По смыслу содержащихся в названном Законе положений право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Целью данного Закона, как подчеркивается в его преамбуле, является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда; вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

При разрешении иска суд исходит из понимания того, что в случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В ходе судебного заседания судом достоверно установлено, что <адрес>, Щекинского района Тульской области со ДД.ММ.ГГГГ предоставлена Мельниковой Н.Ф. по договору социального найма.

Из выписки из домовой книги от 05.03.2011 года следует, что Мельникова Н.Ф. является нанимателем <адрес> по указанному выше адресу, на регистрационном учете состоит с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Мельникова Н.Ф. вселена в указанное жилое помещение на законном основании, проживает в нём, вносит плату за жилье и коммунальные услуги, требование о выселении к ней собственником жилого помещения не предъявлялось.

Данных о том, что истец ранее правом на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения уже воспользовалась, у суда не имеется.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2006 г. № 6-П) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В судебном заседании судом достоверно установлено, что Мельникова Н.Ф. желает приобрести в собственность в порядке приватизации занимаемое жилое помещение, однако в связи с отсутствием документов нахождения на балансе муниципальной собственности жилого дома, она не может реализовать свое право.

Доводы представителя истца о невозможности реализации ее права на приватизацию жилья во внесудебном порядке нашли свое подтверждение в судебном заседании.

С учетом всего вышеизложенного, суд считает, что Мельникова Н.Ф. имеет право на приобретение в порядке приватизации жилого помещения, занимаемого ею в настоящее время, <адрес> Щёкинского района Тульской области. А поэтому исковые требования о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации подлежат удовлетворению.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

признать за Мельниковой Н.Ф. право собственности на <адрес> Щекинского района Тульской области общей площадью 53,6 кв.м, в том числе жилой площадью 36,4 кв.м, в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щёкинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06.05.2011 года.

Судья-