о предоставлении ЕДВ - Чернова



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2011 года г. Щёкино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Алексеевой Т.В.,

при секретаре Зеленковой Н.Н.,

с участием истца Черновой Л.Н.,

представителя ответчика государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» Чуриковой Е.Е., действующей по доверенности № 2 от 11.01.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-915 (2011) по исковому заявлению Черновой Л.Н. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района», Департаменту социального развития Тульской области о предоставлении ежемесячной денежной выплаты, предоставлении льгот по жилищным и коммунальным услугам,

установил:

Чернова Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Щёкинского района», Департаменту социального развития Тульской области о предоставлении ежемесячной денежной выплаты, предоставлении льгот по жилищным и коммунальным услугам. В обоснование заявленных требований сослалась на то, что имеет право на пенсию по выслуге лет на основании Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». С ДД.ММ.ГГГГ истец является ветераном труда, о чём имеет соответствующее удостоверение. Как ветеран труда, в силу ст. ст. 1, 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» вправе пользоваться мерами социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% квартплаты и содержания жилья. Обратившись с заявлением о предоставлении данных мер социальной поддержки в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района», ей было отказано в предоставлении данных льгот. В связи с чем просит суд обязать указанное государственное учреждение назначить ей ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные для ветеранов труда ст.ст.3, 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО, ежемесячную денежную выплату в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение и 50% начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение) и ежемесячную денежную выплату.

Истец Чернова Л.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» по доверенности Чурикова Е.Е. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, указывая на то, что истец в настоящее время продолжает службу и не достигла возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с достижением которого Закон Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» связывает предоставление ветеранам труда мер социальной поддержки, право на получение ежемесячных денежных выплат, предусмотренных ст.ст.3, 7 указанного Закона Тульской области, она не приобрела.

Представитель ответчика Департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела уведомлен надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя данного ответчика.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд находит требование подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального Закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004 года), а при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объём финансирования соответствующих льгот и выплат, не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 года (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.

Таким образом, федеральный законодатель перешёл к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определён круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставления субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьёй 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Настаивая на удовлетворении требований и предоставлении мер социальной поддержки, истец сослалась на то, что с ДД.ММ.ГГГГ имеет право на пенсию по выслуге лет по линии государственной противопожарной службы в Российской Федерации и имеет удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ «Ветеран труда», а поэтому, как ветеран труда, вправе претендовать на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на получение ежемесячной денежной выплаты, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за жилое помещение, ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50% начисленной за месяц платы за коммунальные услуги.

Проверяя состоятельность заявленных истцом требований, суд установил, что изложенные ею обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании справкой ГУ «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ, копией удостоверения «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что Чернова Л.Н. обратилась в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» с письменным заявлением о предоставлении указанных выше мер социальной поддержки ДД.ММ.ГГГГ.

На обращение истца ответчиком принято решение об отказе в назначении ежемесячных денежных выплат.

Данный отказ суд считает неправомерным, исходя из следующего.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года установлены статьёй 3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО (в редакции Законов Тульской области от 31.10.2006 года № 745-ЗТО, от 26.11.2008 № 1145-ЗТО, от 31.10.2009 № 1352-ЗТО).

Как следует из указанной нормы Закона, ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

Таким образом, согласно данной норме Закона Тульской области право ветеранов труда на указанные выше меры социальной поддержки законодатель субъекта Федерации связывает с достижением ими возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и не ограничивает приобретение этого права с наличием какого-либо конкретного возраста, видом пенсии и её получением.

По делу установлено, что истец имеет право на пенсию по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ.

Право на получение указанной пенсии у нее возникло в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Исходя из приведённых выше обстоятельств, в том числе и того факта, что истец не является получателем мер социальной поддержки в соответствии с положениями других Федеральных законов и норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношениями, суд считает, что истец имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 3 названного выше Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО.

Что касается ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной для ветеранов труда ст.7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», то, исходя из буквального содержания ст.7 Закона, возникновение права на получение ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст.7 Закона, законодатель Тульской области связывает лишь с приобретением лицом статуса ветерана труда и не ставит в зависимость от каких - либо иных обстоятельств, в том числе от наличия определенного возраста или от получения какого - либо вида пенсии.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утверждённым Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004 года.

Суд считает несостоятельными возражения ответчика, не основанными на норме закона.

Закон Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением конкретного возраста, в том числе и дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, а также обязательным получением того или иного вида пенсии, упоминая лишь о наличии права на её получение независимо от продолжения трудовой деятельности.

Несостоятелен довод представителя ответчика о том, что истцу не могут быть предоставлены указанные меры социальной поддержки, предусмотренные положениями ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан Тульской области», поскольку она не является получателем пенсии и в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Статьёй 4 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» установлена категория граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, к числу которых отнесены, в том числе и военнослужащие.

В статье 2 названного выше Федерального закона дано понятие термину «военнослужащие» - это граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооружённых Силах Российской Федерации и Объединённых Вооружённых Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Как следует из статьи 5 указанного выше Федерального закона, где установлены виды пенсии по государственному пенсионному обеспечению, данной нормой закона предусмотрен такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, которая назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 4 данного Федерального закона, то есть военнослужащие, к числу которых относится истец, на получение которой она имела право с ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и на момент обращения с заявлением в органы социальной защиты населения по вопросу предоставления указанных мер социальной поддержки.

Таким образом, приведёнными нормами Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» достоверно подтверждено наличие у истца права на государственное пенсионное обеспечение.

Тот факт, что на момент разрешения спора истец не получает пенсию за выслугу лет, хотя имеет право на её получение в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», но продолжает службу, сам по себе не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее право истца на получение мер социальной поддержки в соответствии с положениями Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО.

Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечёт за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области, принятыми в пределах их компетенции.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Чернова Л.Н. имеет право на получение ежемесячных денежных выплат, предусмотренных для ветеранов труда ст.ст. 3, 7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области".

Нарушенное отказом Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» право Черновой Л.Н. на предоставление этих мер социальной поддержки подлежит судебной защите путем возложении на указанное Государственное учреждение обязанности назначить истцу указанные ежемесячные денежные выплаты.

В силу п. 19 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 15 января 2010 г. № 30, денежная выплата, предусмотренная ст. 3 Закона, назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в п.п. 8 - 9 указанного Положения.

Чернова Л.Н. обратилась в орган социального развития за указанной ежемесячной денежной выплатой с заявлением установленной формы и другими необходимыми документами ДД.ММ.ГГГГ, звание ветерана труда присвоено ей ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, указанная выплата должна быть ей назначена с ДД.ММ.ГГГГ

В силу п. 8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 15 марта 2005 г. № 201, ежемесячная денежная выплата, предусмотренная ст. 7 Закона, должна быть назначена ему со дня обращения за ней в орган социального развития с заявлением установленной формы и другими необходимыми документами, перечисленными в п. 4 указанного Порядка.

Чернова Л.Н. обратилась в орган социального развития за указанной ежемесячной денежной выплатой с заявлением установленной формы и другими необходимыми документами ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, указанная выплата должна быть ему назначена с этой даты.

При таких обстоятельствах, суд полагает правильным исковые требования Черновой Л.Н. к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Щекинского района», в удовлетворении исковых требований ко второму ответчику Департаменту социального развития Тульской области отказать, поскольку именно ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Щекинского района» является учреждением полномочным устанавливать и начислять вышеуказанные денежные выплаты.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Черновой Л.Н. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» о возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки удовлетворить, в иске к Департаменту социального развития Тульской области отказать.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» назначить Черновой Л.Н. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда ст.3 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» за потребляемые жилищно-коммунальные услуги, с ДД.ММ.ГГГГ

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» назначить Черновой Л.Н. ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда ст.7 Закона Тульской области от 28 декабря 2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», с ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Щекинский районный суд Тульской области в течение десяти дней со дня вынесения.

Судья