Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации16 мая 2011 года г. Щёкино Тульской области
Щёкинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Козловской И.А.,
при секретаре Ковалёвой Н. В.,
с участием истца Шамратовой Г. Е., представителя истца адвоката Бубненковой Л. А., представившей удостоверение № 86 от 31.12.2002 года и ордер серия АА № 000637 от 12.05.2011 года,
представителя ответчика Будылкиной Е. А, выступающей по доверенности № 1 от 04.04.2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-860 по иску Шамратовой Г.Е. к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Щекино и Щекинском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Шамратова Г.Е. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Щёкино и Щёкинском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указала, что её дочь Шамратова В.А., является инвалидом детства. С 21.10.2003 года по 15.09.2005 года истица получала социальную пенсию по инвалидности на ребёнка. При приёме и оформлении документов на назначение социальной пенсии истице не разъяснено о необходимости обратиться в УПФР с соответствующим заявлением при достижении ею возраста, дающего право на досрочную пенсию по старости как матери, имеющей ребёнка инвалида детства. 10.12.2010 года она обратилась с заявлением в пенсионный орган о назначении пенсии по старости, тогда Шамратовой Г.Е. стало известно о её праве на получение трудовой пенсии с уменьшением общеустановленного возраста выхода на пенсию женщине на три года за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Обратившись 11.01.2011 года в пенсионный орган с заявлением о назначении ей пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, истица получила отказ, который, по её мнению, является незаконным и необоснованным.
Просит обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Щёкино и Щёкинском районе назначить ей пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Шамратова Г.Е. свои исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить, дала пояснения аналогичные обстоятельствам, указанным в исковом заявлении.
Представитель истца адвокат Бубненкова Л.А. требования своего доверителя поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Будылкина Е.А. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что из толкования норм пенсионного законодательства следует, что обращение гражданина за назначением пенсии носит строго заявительный характер. ДД.ММ.ГГГГ Шамратова Г.Е. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Щёкино и Щёкинском районе с заявлением о назначении пенсии, следовательно, пенсия ей назначена с этой даты. До указанной даты обращения истца с заявлением в пенсионный орган не зафиксировано. Произвести доплату пенсии с момента наступления права у Шамратовой Г.Е. с ДД.ММ.ГГГГ невозможно, так как нет правовых оснований. Нормами действующего пенсионного законодательства не предусмотрена обязанность пенсионного органа, информировать гражданина о моменте наступления у него права на получение пенсии.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, обозрев в судебном заседании пенсионные дела Шамратовой В.А., Шамратовой Г.Е., суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Статья 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата трудовой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления (ч. 2 ст. 19).
Аналогичная норма также содержится в разделе II Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, утвержденные Постановлением Минтруда РФ и ПФ РФ № 17/19 п. б от 27 февраля 2002 г., согласно которому граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась с заявлением в пенсионный орган о назначении ей пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Щёкино и Щёкинском районе Тульской области пенсия по старости Шамратовой Г.Е. назначена с указанной даты.
Из ответа Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Щёкино и Щёкинском районе № 01-2-10/430 от 19.01.2011 года следует, что произвести доплату пенсии за более ранний период с ДД.ММ.ГГГГ нет правовых оснований, так как истец не обращался за назначением пенсии.
В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию за проживание или работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом на 1 год и за каждые 4 года проживания или работы в этой зоне – на 1 год, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В справке выданной ООО «Экожилстрой» № 2379 от 04.03.2011 года указано, что Шамратова Г.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: Тульская обалсть, Щёкинский район, <адрес>.; в период с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: Тульская область, Щёкинский район, <адрес>.
На основе анализа действующего пенсионного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что у Шамратовой Г.Е. действительно возникло право на получение пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, но так как истица в указанный период не обратилась с заявлением в пенсионный орган, то правовые основания для назначения указанной пенсии возникли у неё лишь с момента обращения за ней, т. е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 56, 57 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом; суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств с учётом относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Истец не представил суду доказательства обращения за назначением пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Более того, истица пояснила, что впервые с заявлением о назначении пенсии по старости она обратилась в пенсионный орган только ДД.ММ.ГГГГ. Ранее этой даты она не обращалась, так как не знала о данном праве.
Действующее гражданское законодательство не позволяет в данном случае признать не знание истцом норм Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» уважительной причиной, позволяющей удовлетворить её требования.
Суммируя всё вышеизложенное, суд приходит к выводу, что правовые основания для назначения пенсии истцу с момента возникновения у неё права на пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют. В связи с чем, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Шамратовой Г. Е. следует отказать за необоснованностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Шамратовой Г.Е. к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Щёкино и Щёкинском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щёкинский районный суд Тульской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 20 мая 2011 года.
Судья: