по иску лохмачевой Т.М. к ГУ ТО `Управление социальной защиты населения Щёкинского района` о признании отказав присвоении звания `Ветеран труда`незаконным и признании права на получение указанного звания



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2011 года г. Щёкино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Козловской И.А.,

при секретаре Ковалёвой Н. В.,

с участием истца Лохмачёвой Т. М., его представителя Архиповой А. В., действующей в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ,

представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» Решетняк М. И., выступающей по доверенности № 1 от 11января 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щекинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2-804 (2011) по иску Лохмачевой Т.М. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и признании права на получение указанного звания,

у с т а н о в и л:

Лохмачева Т. М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и признании права на получение указанного звания, указывая на то, что 14 марта 2011 года она обратилась в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» с приложением необходимого пакета документов. 18 марта 2011 года она получила отказ в присвоении ей указанного звания, так как в соответствии с требованиями закона Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда»» от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО лицами, претендующими на присвоение звания «Ветеран труда», должны предоставляться документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведом­ственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Ответчик не принял во внимание Почётную грамоту Федерации Независимых Профсоюзов России. С указанными доводами она не согласна, считает их противоречащими ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «О ветеранах», а также Закону Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания ««Ветеран труда». Просила признать отказ Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным; признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда» и обязать КСЗН Департамента социального развития Тульской области принять решение о присвоении ей указанного звания «Ветеран труда» с 14 марта 2011 года.

В судебном заседании истец и представитель истца Архипова А. В. поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» по доверенности Решетняк М. И. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, обратив внимание суда на следующее. Наличие государственных наград и ведомственных знаков отличия, указанных в пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», является одним из условий присвоения звания «Ветеран труда», при этом в рамках предоставленных пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» полномочий, законом субъекта Российской Федерации самостоятельно определяются знаки отличия в труде, учитываемые при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации».

В связи с предоставленным федеральным законодательством правом самостоятельного определения порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» Законом Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» такой конкретный перечень знаков отличия в труде, как и во многих субъектах Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Ставропольский край, области: Курская, Орловская, Ярославская, Пермская, Тамбовская, Омская, Астраханская, Саратовская, Смоленская, Кировская, Нижегородская, Новосибирская, Амурская, Владимирская, Новосибирская, Курганская, Кемеровская и другие), не утверждался.

До настоящего времени в Федеральном законе «О ветеранах» и других нормативных правовых актах Российской Федерации определения (толкования) понятия: «ведомство» и «ведомственный знак отличия в труде» отсутствуют.

Почётная грамота Федерации Независимых Профсоюзов России, какой была награждена истица, не является ведомственной наградой, поскольку указанная организация является общественной организацией.

Общественная организация, какой является Федерация Независимых Профсоюзов России, Почетной грамотой которой награжден истец, не является органом управления какой-либо сферой хозяйственного и социально-культурного строительства.

При решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» органы социальной защиты населения длительное время руководствовались совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 года № 2026-ВЯ/4276/1-340 «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», которым определялись критерии ведомственного знака, учитываемого при присвоении указанного звания. Во внимание принимался ведомственный знак, если решение о награждении им конкретного гражданина вынесено союзным или федеральным органом исполнительной власти.

Указанное совместное письмо не прошло процедуру государственной регистрации в Минюсте России, так как согласно его заключению от 08.11.2000 № 9540-ЮД Федеральным законом «О ветеранах» Министерство труда Российской Федерации не наделено правом давать разъяснения по применению названного Федерального закона, на основании чего указанное письмо не может расцениваться, как нормативный акт органа государственной власти Российской Федерации и быть использован в работе.

Федеральные органы государственной власти, в данном случае Минтруд России и Минсоцзащиты России, наделявшиеся полномочиями по реализации государственной политики в отношении ветеранов, исходя из собственного усмотрения, рассматривали награды в качестве приравненных к ведомственным знакам отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда».

Письмо Министерства труда Российской Федерации от 7 октября 1998 г. № 5635-КС «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», и Обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда» отозвано письмом Минздравсоцразвития России от 2 июня 2008 г. № 3854-ЮВ, а его дальнейшее использование в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не представляется возможным. Между тем в письме шла речь о работниках профсоюзных организаций, которые состояли в штате. Истица в штате профсоюзной организации на освобождённой должности никогда не состояла.

Социальные права, возникшие по ранее действовавшему законодательству (до передачи субъектам Российской Федерации полномочий об определении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда»), в том числе в отношении лиц, которым в описанном выше порядке по усмотрению органов власти на основе индивидуального решения было присвоено звание «Ветеран труда», в связи с наличием у них ведомственного знака отличия в труде и соответствующего трудового стажа, признавались соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в силу положений пункта 1 части 1 статьи 7, устанавливающей, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» независимо от оснований и порядка его присвоения.

Однако индивидуальные решения о присвоении звания «Ветеран труда» данной категории лиц не могут рассматриваться как законодательно установленные гарантии и не могут возлагать на соответствующие органы власти субъекта Федерации обязанности по установлению аналогичных норм, поскольку были установлены в отношении лиц, не относящихся к категории награжденных ведомственными знаками отличия в труде, а в отношении лиц, приравненных к таковым, индивидуальными решениями органа исполнительной власти.

Данный порядок, по сути, представлял собой установление индивидуальной льготы для лиц, имеющих награды, поименованные в названном Обзоре, исходя из дискреционных полномочий названных органов в процессе реализации государственной политики в отношении ветеранов, проводимой органами государственной власти Российской Федерации в экономических и политических условиях конкретного периода времени.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда. При этом граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж, в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона «О ветеранах» в отношении лиц, имеющих иные знаки, наличие которых соответствующими органами государственной власти Российской Федерации рассматривалось как основание для присвоения звания «Ветеран труда» в порядке индивидуального решения, которое не может служить основанием для вывода об обязанности органов государственной власти субъекта Российской Федерации в настоящее время относить те или иные знаки, которые ранее были приравнены к ведомственным знакам отличия в труде, но таковыми не являлись по сути.

После отмены действия данных писем и принятия Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797 «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» (в редакции Закона Тульской области от 07.10.2008г. № 1093-ЗТО) основанием для присвоения данного звания является наличие награждения ведомственными знаками отличия в труде.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. № 314. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федерация Независимых Профсоюзов России не является органом государственного управления, следовательно, ее награды не могут рассматриваться как ведомственные знаки отличия в труде.

Определением суда от 04 мая 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечён Департамент социального развития Тульской области.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент социального развития Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд в силу ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя 3- го лица.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" на территории Тульской области определен Законом Тульской области от 28 февраля 2007 г. № 797-ЗТО "Об условиях и порядке присвоения звания "Ветеран труда".

Согласно ст.1 указанного Закона Тульской области условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; наличие документов, подтверждающих начало трудовой деятельности в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В силу пункта 1 части 3 статьи 2 того же Закона основанием для присвоения звания «Ветеран труда» по условиям, указанным в пункте 1 статьи 1 этого Закона, являются следующие документы: 1) подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде; 2) подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Документами, подтверждающими награждение либо присвоение почетных званий, являются удостоверения, свидетельства, трудовые книжки и иные документы (часть 5 статьи 2 Закона Тульской области № 797-ЗТО от 28 февраля 2007 года).

В связи с предоставленным федеральным законодательством правом самостоятельного определения порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» Законом Тульской области «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» такой конкретный перечень знаков отличия в труде не утверждался.

До настоящего времени в Федеральном законе «О ветеранах» и других нормативных правовых актах Российской Федерации определения (толкования) понятия: «ведомство» и «ведомственный знак отличия в труде» отсутствуют.

Система и структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004г. № 314. В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федерация Независимых Профсоюзов России не является органом государственного управления, следовательно, ее награды не могут рассматриваться как ведомственные знаки отличия в труде.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с постановлением Федерации Независимых Профсоюзов России от 11.01.2011 года № 1-1 за длительную и безупречную работу в профсоюзах Лохмачева Т. М. награждена Почётной грамотой Федерации Независимых Профсоюзов России.

Из трудовой книжки истца следует, что Лохмачева Т. М. не являлась освобождённым работником профсоюзной организации. С 1978 года она является членом профсоюзной организации, исправно оплачивает членские взносы, участвует в собраниях, митингах, принимает активную работу в общественной жизни коллектива.

Судом установлено, что Лохмачева Т. М. награждена Почётной грамотой Федерации Независимых Профсоюзов России за активную общественную работу в профсоюзе.

Из протокола заседания комиссии по социальным вопросам государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» следует, что 18 марта 2011 года ответчиком было принято решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» истцу.

Почётная грамота Федерации Независимых Профсоюзов России, какой была награждена истица, не является ведомственной наградой, поскольку указанная организация является общественной организацией.

Общественная организация, какой является Федерация Независимых Профсоюзов России, Почетной грамотой которой награжден истец, не является органом управления какой-либо сферой хозяйственного и социально-культурного строительства.

В связи с этим грамоты, выданные Федерацией Независимых Профсоюзов России, нельзя признать ведомственным знаком отличия в труде, а, следовательно, они не могут служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».

Иных документов о награждении орденами или медалями, присвоении почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждении ведомственными знаками отличия в труде истицей не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец не имеет право на присвоение звания «Ветеран труда».

При таких обстоятельствах исковые требования Лохмачевой Т. М. о признании отказа Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным; признании за ней права на присвоение звания «Ветеран труда» и обязании Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» принятия решения о присвоении ей указанного звания «Ветеран труда» с 14.03.2011 года не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Лохмачёвой Т.М. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щёкинского района», Департаменту социального развития Тульской области о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и признании права на получение указанного звания отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Щёкинский районный суд Тульской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято судом 23 мая 2011 года.

Судья -