РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 мая 2011 года г. Щекино Тульской области
Щекинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Алексеевой Т.В.,
при секретаре Зеленковой Н.Н.,
с участием истца Менякиной Т.А.,
представителя ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» Решетняк М.И., действующей по доверенности № 1 от 11.01.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-805/2011 по иску Менякиной Т.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» о возложении обязанности по назначению ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, государственной социальной помощи, предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, выдаче справки о размере пособий и субсидий, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Менякина Т.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» о возложении обязанности по назначению ежемесячного пособия на детей одиноких матерей с 22.03.2010 г., государственной социальной помощи с 21.02.2011 г., назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг с 21.02.2011 г., выдаче справки о размере пособий и субсидий, подлежащих начислению за 2010-2011 г.г. и взыскании компенсации морального вреда. Свои требования мотивировала тем, что является одинокой матерью ребенка МСВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 21 февраля 2011 г. она обратилась к ответчику за назначением вышеуказанных пособий и жилищной субсидии, однако, в принятии документов было отказано по причине отсутствия у истца справки о доходах за шесть месяцев, предшествующих обращению. Считает, данный отказ неправомерным, поскольку в качестве документа о доходах ею было предоставлено решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 20.01.2011 г. о взыскании с работодателя заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пособия по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Также было представлено доказательство того, что в Гагаринском районном суде находится на рассмотрении исковое заявление о взыскании пособия по уходу за ребенком за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец полагает, что незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях в связи с невозможностью содержать себя и ребенка, оцениваемый в <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец Менякина Т.А. свои требования поддержала. Суду пояснила, что 21.02.2011 г. на приеме обратилась к работнику ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Щекинского района» с просьбой о предоставлении бланка для написания заявления о назначении ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, государственной социальной помощи, назначении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. При этом ею были предъявлены все необходимые документы в соответствии с Законом Тульской области от 28.12.2004 N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области", Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" и Постановлением администрации Тульской области от 08.02.2005 N 95 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в Тульской области". При этом были представлены все требуемые вышеуказанными нормативными актами документы. Несмотря на данное обстоятельство работник ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Щекинского района» отказался предоставить истцу бланк для написания заявлений, сославшись на отсутствие у нее справки о заработной плате. Истец указала, что в настоящее время ее доход составляет пособие, получаемое в пенсионном органе в соответствии с Законом РФ «О защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в размере <данные изъяты> рублей, компенсация за питание на молочной кухне в размере <данные изъяты> рубля, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет в размере <данные изъяты> рублей. В связи с чем общая сумма дохода, фактически получаемая истцом ежемесячно составляет немногим более <данные изъяты> рублей, что позволяет отнести ее семью к категории малоимущих граждан и предоставляет ей право требования назначения вышеуказанных жилищной субсидии и пособий. Полагает, что решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 20.01.2011 г., не вступившее в законную силу, нельзя рассматривать в качестве документа о ее доходах, поскольку неизвестно будут ли взысканы в ее пользу денежные средства фактически.
Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Щекинского района» по доверенности Решетняк М.И. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что 21.02.2011 г. истец с заявлением о назначении пособий и жилищной субсидии не обращалась. В этот день ею была получена только консультация по данному вопросу. Полагает, что назначение истцу ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, государственной социальной помощи, предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг невозможно по причине отсутствия у истца документа о ее доходах.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что Менякина Т.А. является одинокой матерью ребенка МСВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поскольку в свидетельстве о его рождении, выданном ДД.ММ.ГГГГ комитетом ЗАГС администрации МО Щекинский район в графе отец какие-либо данные отсутствуют.
Согласно справки ООО «ЭКОжилстрой» от 21.02.2011 г. Менякина Т.А. с несовершеннолетним сыном проживает по адресу: <адрес>. Сведений об иных членах семьи истца в справке не содержится.
Из пояснений истца Менякиной Т.А. следует, что 21.02.2011 г. работником ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Щекинского района» ей было отказано в предоставлении бланка для написания заявлений о назначении ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, государственной социальной помощи, предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, поскольку у истца отсутствует документ о ее доходах.
Назначение ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, государственной социальной помощи, предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предусмотрено Постановлением администрации Тульской области от 08.02.2005 N 95 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в Тульской области", Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", Законом Тульской области от 28.12.2004 N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в Тульской области" соответственно.
Вышеуказанными нормативными актами предусмотрено назначение пособий и жилищной субсидии на основании письменного заявления лица, обратившегося за их выплатой с предоставлением определенного перечня документов (п. 9 Постановления администрации Тульской области от 08.02.2005 N 95 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в Тульской области", п. 8 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", ст. 6 Закона Тульской области "О государственной социальной помощи в Тульской области").
Как установлено судом 21 февраля 2011 года истец Менякина Т.А. обратилась в ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Щекинского района». Данное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика и подтверждено распечаткой карточки обращения в службу «Одно окно».
Из карточки обращения: 60751 следует, что 21.02.2011 г. Менякиной Т.А. предоставлена консультация по социальным вопросам, в ходе которой разъяснено об оформлении пособия по месту работы.
Таким образом, судом установлено, что Менякина Т.А. действительно обращалась к ответчику 21 февраля 2011 г. по вопросу оформления пособий и жилищной субсидии, но заявления в письменной форме об их назначении и предоставлении не подавала.
В судебном заседании истец также подтвердила, что письменного заявления работнику ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Щекинского района» о назначении пособий не подавала. Отказ в выдаче бланка для написания заявлений и указание на отсутствие документа о доходах были расценены ею как отказ в назначении пособия и жилищной субсидии.
При таких обстоятельствах, суд считает, что доказательств обращения с письменным заявлением о назначении пособий и предоставлении субсидии истцом не представлено.
Из анализа вышеперечисленных правовых норм, следует, что для назначения ежемесячного пособия на детей одиноких матерей требуется в том числе, предоставление справки на каждого члена семьи о заработной плате (доходах) за три последних календарных месяца, предшествующих обращению. Для назначения государственной социальной помощи и предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг требуется предоставление документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи.
Таким образом, для получения пособий и жилищной субсидии, назначения которых просит истец требуется предоставление документа о доходах (заработной плате). Именно сведения, содержащиеся в документе о доходах, позволяют отнести семью обратившегося лица к категории малоимущих граждан с доходом ниже прожиточного минимума на каждого члена семьи.
Согласно Постановлению администрации Тульской области от 17.02.2011 N 80 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Тульской области за IV квартал 2010 года» установлена величина прожиточного минимума за IV квартал 2010 года: в расчете на душу населения - 5374,19 рубля, для трудоспособного населения женщин - 5669,76 рубля, детей в возрасте до 7 лет - 4777,57 рубля.
Действующим на дату принятия судебного решения Постановлением администрации Тульской области от 13.05.2011 N 372 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Тульской области за I квартал 2011 года" установлена величина прожиточного минимума за I квартал 2011 года: в расчете на душу населения 5930,51 рубля, для трудоспособного населения - женщин 6255,57 рубля, детей в возрасте до 7 лет 5215,39 рубля.
Истец, обратившись к ответчику и в суд, указала, что является работающим лицом, а потому правомерным является требование о предоставлении ею сведений о заработной плате или размере получаемого пособия по уходу за ребенком по месту работы.
Тот факт, что истец состоит в трудовых правоотношениях с ООО «СтройДекор», расположенного в г. Москве подтверждается приказом о приеме ее на работу от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно решения Гагаринского районного суда г. Москвы от 20.01.2011 г. в пользу Менякиной Т.А. с ООО «СтройДекор» взыскана заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, пособие по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.
Из справки Гагаринского районного суда г. Москвы от 17.05.2011 г. следует, что данное решение от 20.01.2011 г. не вступило в законную силу в связи с подачей кассационной жалобы, рассмотрение дела в суде кассационной инстанции не назначено.
Представленное решение суда от 20.01.2011 г. свидетельствует о том, что ежемесячный доход Менякиной Т.А. соответствует <данные изъяты> рублей. Расчет ежемесячной суммы, подлежащей выплате истцу в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком, произведен судом исходя из данных о ее должностном окладе и определен с учетом требований ст. 15 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и подп. «б» п. 3 Правил выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 г. № 439.
Сопоставляя сумму ежемесячного дохода, определенного в решении суда от 20.01.2011 г. и размер прожиточного минимума, действовавшего как на период обращения истца к ответчику, так и на дату вынесения судебного решения, суд приходит к выводу, что доход истца на каждого члена ее семьи (Менякина Т.А. и ее сын) превышает величину прожиточного минимума. Так, по состоянию на 21.02.2011 г. прожиточный минимум для трудоспособной женщины составлял 5669,76 рубля, ребенка в возрасте до 7 лет 4777,57 руб., а всего 10447,33 руб. По состоянию на 19.05.2011 г. прожиточный минимум трудоспособной женщины составляет 6255,57 руб., ребенка в возрасте до 7 лет 5215,39 руб., а всего 11470,96 рубля.
Таким образом, анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что в нарушение положений п. 9 Постановления администрации Тульской области от 08.02.2005 N 95 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в Тульской области", п. 8 абз. 1 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", ст. 6 Закона Тульской области "О государственной социальной помощи в Тульской области" истцом при обращении к ответчику за назначением пособий и предоставлении субсидий не было представлено письменное заявление о назначении и выплате ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, государственной социальной помощи, предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. Также в нарушение вышеуказанных норм не был предоставлен полный перечень документов, требуемых для назначения указанных пособий и субсидии, а именно документ о доходах Менякиной Т.А., работающей в ООО «СтройДекор» и находящейся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. На момент обращения к ответчику решение Гагаринского районного суда от 20.01.2011 г. не вступило в законную силу, его нельзя было расценивать в качестве документа о доходах заявителя. Более того, согласно данного решения доход истца, определенный в <данные изъяты> рублей превышает величину прожиточного минимума.
Довод истца о том, что ее доходом являются лишь фактически получаемые пособия в пенсионном органе и органе социальной защиты населения, не может быть принят во внимание, поскольку истец является работающим лицом, а потому вправе получать гарантированное законом пособие от работодателя.
Учитывая изложенное, суд полагает правильным отказать Менякиной Т.А. в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности по назначению ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, государственной социальной помощи, предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Оснований для возложения на ответчика обязанности по выдаче справок о размере пособий и субсидий, которые могли быть назначены истцу в 2010-2011 г.г. также не имеется в виду отсутствия правовых оснований для назначения пособий и субсидии.
Требования о взыскании компенсации морального вреда также необоснованны, удовлетворению не подлежат, поскольку нарушений ответчиком прав истца судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
отказать Менякиной Т.А. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Щекинского района» о возложении обязанности по назначению ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, государственной социальной помощи, предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, выдачи справки о размере пособий и субсидий, взыскании компенсации морального вреда.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Щекинский районный суд Тульской области в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме.
В окончательной форме изготовлено 23 мая 2011 года.
Судья-