Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 июня 2011 г. г.Щёкино Тульской области
Щёкинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Петрова В.С.,
при секретаре Пауль С.В.,
с участием истца Быковой Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1093/2011 по иску Быковой Г.И. к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло - Огаревского района» об оспаривании действий по отказу в предоставлении меры социальной поддержки,
у с т а н о в и л:
Быкова Г.И. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло - Огаревского района» об оспаривании действий по отказу в предоставлении меры социальной поддержки и просит суд:
- признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло - Огаревского района» в предоставлении ей меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 100% начисленной за месяц платы за жилую площадь, отопление и освещение,
- признать за ней право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением,
- обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло - Огаревского района» включить в специальный педагогический стаж Быковой Г.И. для целей предоставления ей указанной меры социальной поддержки периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детским садом АСППООТ «Алексеевское» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детским садом СППК «Алексеевский»,
- обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло - Огаревского района» назначить Быковой Г.И. ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 100% начисленной за месяц платы за жилую площадь, отопление и освещение, предусмотренную ст.5 Закона Тульской области от 30 сентября 2006 г. № 736-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), и о размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках)".
Исковые требования мотивированы тем, что Быкова Г.И. является пенсионером, имеет более 10 лет стажа работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, проживает в сельском населенном пункте - <адрес> МО Алексеевское Тепло - Огаревского района Тульской области и приобрела право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением и на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 100% начисленной за месяц платы за жилую площадь, отопление и освещение, предусмотренной ст.5 Закона Тульской области от 30 сентября 2006 г. № 736-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), и о размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках)".
Однако государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло - Огаревского района», куда она обратилась за указанной ежемесячной денежной выплатой, в её назначении Быковой Г.И. отказало в связи с тем, что она не имеет требуемого этим Законом 10 - летнего стажа работы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
При этом из её специального педагогического стажа для целей предоставления указанной меры социальной поддержки этим учреждением были исключены периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детским садом АСППООТ «Алексеевское» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детским садом СППК «Алексеевский», поскольку в этот период детский сад не являлся государственным или муниципальным образовательным учреждением.
Не согласившись с этим, Быкова Г.И. обратилась в суд с указанными требованиями.
В судебном заседании истец Быкова Г.И. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представители ответчика - государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло - Огаревского района» и привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамента социального развития Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Выслушав объяснения явившегося в судебное заседание лица, показания свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Судом установлено, что Быкова Г.И. является пенсионером, что подтверждается выданным ей удостоверением, зарегистрирована по месту жительства и проживает в сельском населенном пункте - <адрес> МО Алексеевское Тепло - Огаревского района Тульской области, имеет более 10 лет стажа работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, что подтверждается сведениями, содержащимися в её трудовой книжке.
Полагая, что она имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением и на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 100% начисленной за месяц платы за жилую площадь, отопление и освещение, предусмотренной ст.5 Закона Тульской области от 30 сентября 2006 г. № 736-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), и о размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках)", Быкова Г.И. обратилась за указанной ежемесячной денежной выплатой в государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло - Огаревского района», полномочное устанавливать и начислять указанную выплату.
Однако указанное государственное учреждение в назначении этой выплаты ей отказало в связи с тем, что она не имеет требуемого этим Законом 10 - летнего стажа работы в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
При этом из её специального педагогического стажа для целей предоставления указанной меры социальной поддержки этим учреждением были исключены периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детским садом АСППООТ «Алексеевское» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детским садом СППК «Алексеевский», поскольку в этот период детский сад не являлся государственным или муниципальным образовательным учреждением.
Между тем, с такой позицией государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло - Огаревского района» согласиться нельзя.
В соответствии с п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно ст.5 Закона Тульской области от 30 сентября 2006 г. № 736-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), и о размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках)" меры социальной поддержки педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, в том числе вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы не менее 10 лет в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), проживающим в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), предоставляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.1). Условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, в том числе вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы не менее 10 лет в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), проживающим в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, устанавливаются администрацией Тульской области (ч.2). Указанные меры социальной поддержки предоставляются в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 100% начисленной за месяц платы за жилую площадь, отопление и освещение (ч.3).
Как усматривается из буквального содержания приведенных нормативных положений Закона Тульской области, право на получение указанной меры социальной поддержки законодатель Тульской области предоставил лишь тем педагогическим работникам, которые работают (работали) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в сохраняющих свою силу решениях, законодатель, регулируя условия и порядок предоставления конкретных мер социальной поддержки, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства. Различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на получение мер социальной поддержки не должны устанавливаться произвольно - они допустимы, если объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере социального обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Как установлено судом из ничем не опровергнутых объяснений истца Быковой Г.И., представленных письменных материалов, показаний допрошенных судом свидетелей О.А.А., М.Н.М., не доверять которым у суда нет оснований и которым суд придаёт доказательственную силу, детский сад, заведующей которого являлась Быкова Г.И., функционирует до настоящего времени; как в период, когда он принадлежал АСППООТ «Алексеевское» и СППК «Алексеевский», так и в настоящее время, когда он находится в муниципальной собственности, он имеет статус образовательного учреждения; направления его деятельности, а также функциональные обязанности заведующего этим учреждением не изменились; Быкова Г.И. имела необходимую профессионально - педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по занимаемой должности и полученной специальности.
Форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий предоставления указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим (работавшим) в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. То обстоятельство, в чьем ведении находятся соответствующие учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
При таких обстоятельствах невключение государственным учреждением Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло - Огаревского района» в специальный педагогический стаж Быковой Г.И. для целей предоставления ей указанной меры социальной поддержки периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детским садом АСППООТ «Алексеевское» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детским садом СППК «Алексеевский», поскольку в этот период детский сад не являлся государственным или муниципальным образовательным учреждением, необоснованно придает одинаковой по существу профессиональной деятельности различное правовое значение в зависимости только от формы собственности образовательного учреждения, в результате чего она поставлена в худшее положение по сравнению с теми, кто работал в образовательных учреждениях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, что не отвечает требованиям разумности и справедливости и не может быть признано допустимым.
Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-I "Об образовании", в соответствии с которым принят указанный Закон Тульской области, не содержит положений, ограничивающих право педагогических работников, работающих (работавших) в иных, кроме государственных и муниципальных, образовательных учреждениях, не предоставление указанной меры социальной поддержки.
В соответствии с п.3 ст.12 Закона Российской Федерации "Об образовании" действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности.
Указанный Закон не наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать категории учреждений и должностей, работа в которых дает право на меры социальной поддержки.
Ограничительное толкование приведенных нормативных положений не согласуется с требованиями ч.ч.2, 3 ст.55 Конституции Российской Федерации и недопустимо.
При включении в её стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детским садом АСППООТ «Алексеевское» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детским садом СППК «Алексеевский» стаж работы Быковой Г.И. в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, превышает 10 лет.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Быкова Г.И. имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением и на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 100% начисленной за месяц платы за жилую площадь, отопление и освещение, предусмотренной ст.5 указанного Закона Тульской области.
Нарушенное отказом государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло - Огаревского района» право Быковой Г.И. на предоставление этой меры социальной поддержки подлежит судебной защите путем признания незаконным такого отказа, признания за ней права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением и обязания указанного государственного учреждения включить в специальный педагогический стаж Быковой Г.И. для целей предоставления ей указанной меры социальной поддержки периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детским садом АСППООТ «Алексеевское» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детским садом СППК «Алексеевский» и назначить ей указанную ежемесячную денежную выплату.
В силу п.11 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, в том числе вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы не менее 10 лет в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), проживающим в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, утвержденного постановлением администрации Тульской области от 23 марта 2010 г. № 262, указанная денежная выплата назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения права на предоставление денежной выплаты, но не более чем за три месяца до месяца, в котором подано письменное заявление с приложением документов, указанных в п.4 указанного Порядка.
Быкова Г.И. обратилась в орган социального развития за указанной ежемесячной денежной выплатой ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, указанная выплата должна быть ей назначена с ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах исковые требования Быковой Г.И. подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с удовлетворением исковых требований госпошлина в сумме 200 руб., уплаченная Быковой Г.И. при предъявлении иска, подлежит взысканию с государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло - Огаревского района» в пользу Быковой Г.И. Оснований для её уменьшения нет.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Быковой Г.И. об оспаривании действий по отказу в предоставлении меры социальной поддержки удовлетворить.
Признать незаконным отказ государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло - Огаревского района» в предоставлении Быковой Г.И. меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 100% начисленной за месяц платы за жилую площадь, отопление и освещение.
Признать за Быковой Г.И. право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло - Огаревского района» включить в специальный педагогический стаж Быковой Г.И. для целей предоставления ей меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 100% начисленной за месяц платы за жилую площадь, отопление и освещение, предусмотренной ст.5 Закона Тульской области от 30 сентября 2006 г. № 736-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), и о размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках)", периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детским садом АСППООТ «Алексеевское» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей детским садом СППК «Алексеевский».
Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло - Огаревского района» назначить Быковой Г.И. ежемесячную денежную выплату на оплату расходов в размере 100% начисленной за месяц платы за жилую площадь, отопление и освещение, предусмотренную ст.5 Закона Тульской области от 30 сентября 2006 г. № 736-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках), и о размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельских населенных пунктах и в поселках городского типа (рабочих поселках)", с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тепло - Огаревского района» в пользу Быковой Г.И. 200 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Щёкинский районный суд Тульской области в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 13 июня 2011 г.
Судья