РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2011 года г. Щёкино Тульской области
Щёкинский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Чекулаевой Е.Н.,
при секретаре Чепнышовой Е.В.,
с участием истца Саргсян С.В.,
представителя истца Аракеловой Т.Г.,
представителя ответчика Дрындиной Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещен помещеии суда атольевичадылкиной Е.А.,ии суда гражданское дело № 2-945 по иску Саргсян С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Щёкино и Щёкинском районе о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности по назначению пенсии,
установил:
Саргсян С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Щёкино и Щёкинском районе о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, возложении обязанности по назначению пенсии.
В обоснование своих требований указала, что родилась ДД.ММ.ГГГГ; с 18 января 2008 года постоянно проживает по адресу: г Щёкино <адрес>; с 27 марта 2007 года была зарегистрирована и проживала по адресу: г. Щёкино, <адрес>, что подтверждено свидетельством о регистрации по месту пребывания № 150.
При указанных обстоятельствах как гражданка, достигшая возраста 54 лет и постоянно проживающая в зоне с льготным социально-экономическим статусом на протяжении четырех лет, она вправе получать пенсию с уменьшением общего пенсионного возраста на 1 год, в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обратившись в марте 2011 года в пенсионный орган с заявлением о назначении ей пенсии, 24 марта 2011 года получила отказ, который, по её мнению, является незаконным.
Просит признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Щёкино и Щёкинском районе № 331 от 24.03.2011 г. об отказе в установлении пенсии незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Щёкино и Щёкинском районе назначить пенсию по старости с 28 января 2011 года.
Дополнительным исковым заявлением от 22 апреля 2011 года истец уточнила свои исковые требования. При этом указала, что в соответствии с п. 7 Правил обращения за пенсией от 27 февраля 2002 года № 17/19пб граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на неё, но заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию; её обращение, имевшее место 15 марта 2011 года, соответствовало вышеуказанным требованиям нормативно-правового акта; четыре года её проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом истекли 27 марта 2011 года.
При наличии таких обстоятельство истец просит признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Щёкино и Щёкинском районе № 331 от 24.03.2011 г. об отказе ей в установлении пенсии незаконным; обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Щёкино и Щёкинском районе назначить ей пенсию по старости с 27 марта 2011 года.
В судебном заседании истец Саргсян С.В. свои исковые требования поддержала. Указала, что 15 марта 2011 года обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Щёкино и Щёкинском районе с заявлением о назначении ей пенсии в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ и ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом представила все документы, необходимые для назначения такой пенсии, в том числе трудовую книжку и справки с места работы для подтверждения имеющегося у неё трудового стажа, паспорт и справку о регистрации по месту пребывания в г. Щёкино с 27 марта 2007 года. Иного документа, свидетельствующего о наличии у неё другого, помимо <адрес> г. Щёкино Тульской области, места жительства в период времени с 27 марта 2007 года по 18 января 2008 года у неё не было и нет. Паспорт гражданина Российской Федерации ей был выдан 28 марта 2007 года, в нем имеется отметка о регистрации по месту жительства в г. Щёкино, <адрес>, с 18 января 2008 г.
Представитель истца Саргсян С.В. в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ Аракелова Т.Г. требования своего доверителя поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Дрындина Е.Л. в судебном заседании иск не признала. Поддержала представленные ответчиком письменные возражения. Указала, что по данным паспорта, который предъявляется в качестве документа, подтверждающего место жительства гражданина, Саргсян С.В. зарегистрирована в г. Щёкино Тульской области, который относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, с 18 января 2008 года, что не дает ей право на снижение возраста для выхода на пенсию. Наличие регистрации по месту жительства в качестве обязательного условия реализации гражданами, имеющими право на меры социальной поддержки по нормам Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является обязательной.
Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, огласив показания свидетелей, допрошенных ранее, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьё 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом; пенсия по старости таким гражданам назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействии радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582, г. Щёкино Тульской области находится в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с п. 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсией на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 17/19 пб, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на неё, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления; заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Следуя вышеуказанным нормам закона, полагая, что имеет право на пенсию по старости в связи с постоянным проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, истец 15 марта 2011 года обратилась с заявлением в пенсионный орган о назначении ей пенсии по старости. В качестве документов, подтверждающих период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом предъявила паспорт и свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Согласно паспорту серии № №, выданному УВД Щёкинского района Тульской области 28 марта 2007 года, Саргсян С.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Щёкино, <адрес>, с 18 января 2008 года.
Согласно свидетельству №, выданному 06.04.2007 г. Саргсян С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ОУФМС Тульской области в Щёкинском районе к паспорту серии № №, выданному 28 марта 2007 года, данная гражданка зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Щёкино, <адрес>, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Сведений о том, что у неё в период времени с 27 марта 2007 г. по 18 января 2008 г. имелось какое-либо иное, относительно того, что указано в свидетельстве о регистрации по месту пребывания, место жительства или регистрация по месту жительства, истец пенсионному органу не представляла. В свою очередь, и пенсионный орган такими сведениями не располагал.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Щёкино и Щёкинском районе № 331 от 24.03.2011 г. Саргсян С.В. было отказано в назначении пенсии в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ из-за отсутствия требуемой продолжительности постоянного проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, необходимой для назначения пенсии с учетом норм статьи 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Пенсионным органом (как это следует из материалов дела по заявлению Саргсян С.В. о назначении пенсии, находящегося в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении) в г. Щёкино и Щёкинском районе) установлено наличие у истца трудового стажа более пяти лет (период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 4 года 1 день; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 6 месяцев 11 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 год 9 месяцев 18 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3 месяца 20 дней; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 месяц 8 дней).
Эти выводы пенсионного органа подтверждены сведениями, содержащимися в справке средней школы № 8-ГНО г. Ванадзор Лорийской области Республики Армения от 17.12.2010 г. № 1-07-87 (из которой усматривается, что истец работала в данной школе в период сентября 1987 г. – августа 1991 г.); справке средней школы № 6 г. Абовяна Республики Армения от 22.12.2010 г. № 92-27 (из которой усматривается, что Саргсян С.В. работала в этой школе в период сентября 1991 г. – февраля 1992 г.); архивной справке Абовянского территориального представительства Национального архива Армении от 12.12.2010 г. № С-1360 (из которой усматривается, что в период с 02.03.1992 г. по 01.01.1994 г. истец работала в школе № 50 Абовянского ГОРОНО).
При этом, засчитывая как необходимый трудовой стаж истца при работе в Республике Армения, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Щёкино и Щёкинском районе руководствовалось положениями Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (подписанного как Российской Федерацией, так и Республикой Армения), в соответствии с которыми для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения (в состав которых входят и Россия, и Армения) учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (п.2 ст.6); необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств – участников Содружества без легализации (ст. 11).
Суд находит отказ пенсионного органа в назначении истцу пенсии по старости, ввиду невозможности уменьшения общего пенсионного возраста, не обоснованным.
Данные выводы суд основаны, в том числе, на правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении № 146-О от 04.03.2004 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Адамян Ж.С. на нарушение её конституционных прав положениями федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», согласно которой наличие или отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета, не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами; факт постоянного проживания гражданина на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности пребывания гражданина в этой зоне и других обстоятельств дела.
В свете такой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также в силу того, что положения ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не содержат прямых указаний на связь возникновения у гражданина права на уменьшение возраста выхода на пенсию по старости с наличием или отсутствием у него регистрационного учета по месту жительства на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, утверждение пенсионного органа о том, что документом, подтверждающим место жительства гражданина, обратившегося за пенсией, является паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданное органами регистрационного учета Российской Федерации, являются несостоятельными.
Факт постоянного проживания истца в г. Щёкино Тульской области в период времени с 27 марта 2007 года по 18 января 2008 года (при отсутствии в этот период времени регистрации по месту жительства), по мнению суда, подтвержден свидетельством о регистрации по месту пребывания № 156, выданным 06.04.2007 г. Саргсян С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ОУФМС Тульской области в Щёкинском районе к паспорту серии № №, выданному 28 марта 2007 года. Из этого документа следует, что истец зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Щёкино, <адрес>, на срок с 27 марта 2007 года по 27 марта 2009 года.
Нашедшие отражение в вышеуказанном свидетельстве сведения, подтверждены в ходе рассмотрения дела судом и таким доказательство, как показания свидетелей.
Как следует из показаний свидетеля Ш.Г.Г. (допрошенной в судебном заседании 11 мая 2011 года), она, свидетель, в период времени 2007-2008 года предоставляла своей хорошей знакомой Саргсян С.В. для постоянного проживания принадлежащий ей на праве собственности <адрес> г. Щёкино Тульской области, поскольку у той иного жилья не была, она, прибыв из Республики Армения, оформляла документы для приобретения гражданства Российской Федерации. В этом доме истец и была зарегистрирована по месту пребывания.
Допрошенные в судебном заседании 11 мая 2011 года в качестве свидетелей А.К.С., М.Н.З.-к. указали, что Саргсян С.В. постоянно проживает в г. Щёкино Тульской области с 2007 года; сначала жила в <адрес> г. Щёкино, снимая жилье у Гаяне (Ширванян), затем стала проживать на <адрес> (г. Щёкино, <адрес>). Других мест жительства у истца в этот период времени не было, из города на длительное время она не выезжала, в Армению не возвращалась, в этом не было необходимости, поскольку её родственники (дочь, внук) уже давно живут в России.
Показаниям всех вышеуказанных свидетелей суд придает доказательственную силу, поскольку не доверять им у суда нет оснований. Сведения, сообщенные свидетелями, подтверждены письменными материалами дела, в частности, копией договора купли-продажи 1/2 доли жилого <адрес> г. Щёкино Тульской области (договор заключен 11.10.2005 г. между продавцом Бобровским А.Д. и покупателем Ширванян А.Д.), свидетельством о государственной регистрации права собственности Ширванян Г.Г. на часть жилого <адрес> г. Щёкино Тульской области, выданным 16 апреля 2008 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Тульской области.
Поскольку вышеуказанное свидетельство о регистрации по месту пребывания № 156 от 06.04.2007 г. было приложено истцом к заявлению от 15 марта 2011 года о назначении пенсии в качестве доказательства постоянного проживания в г. Щёкино Тульской области в период времени с 27 марта 2007 г. по 18 января 2008 г., и пенсионный орган не располагал иными сведениями и документами в подтверждение их о наличии у истца иного постоянного места жительства, относительно того, что указано в данном свидетельстве (г. Щёкино, <адрес>), суд полагает, что у ответчика имелись доказательства постоянно проживания истца на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на протяжении четырех лет (которые истекали 27 марта 2011 года, то есть до истечения месячного срока со дня подачи истцом заявления о назначении пенсии). А потому у него на основе вышеприведенных норм действующего пенсионного законодательства и установленных фактических обстоятельств о возрасте и трудовом стаже истца имелась возможность положительно разрешить вопрос о назначении Саргсян С.В. пенсии по старости с уменьшением общего пенсионного возраста (55 лет для женщин) на 1 год - с 28 марта 2011 года.
Поэтому решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Щёкино и Щёкинском районе № 331 от 24.03.2011 г. об отказе Саргсян Сусан Володяевне в установлении пенсии является незаконным; на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Щёкино и Щёкинском районе необходимо возложить обязанность назначить Саргсян С.В. пенсию по старости с 28 марта 2011 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Саргсян С.В. удовлетворить.
Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Щёкино и Щёкинском районе № 331 от 24.03.2011 г. об отказе Саргсян С.В. в установлении пенсии признать незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Щёкино и Щёкинском районе назначить Саргсян С.В. пенсию по старости с 28 марта 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щёкинский районный суд Тульской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 17 мая 2011 года.
Судья: