Именем Российской Федерации 27 июня 2011 года г. Щёкино Тульской области Щёкинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего судьи Козловской И. А., при секретаре Ковалевой Н.В., с участием процессуального истца помощника прокурора Тёпло-Огарёвского района Зубаревой Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1321 (2011) по исковому заявлению прокурора Тёпло-Огарёвского района Тульской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО Нарышкинское Тёпло-Огарёвского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обращению в территориальный орган Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением о постановке на учёт недвижимого имущества, установил: прокурор Тёпло-Огарёвского района Тульской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о признании бездействия администрации МО Нарышкинское Тёпло-Огарёвского района незаконным, о понуждении к постановке на учёт недвижимого имущества, указывая на то, что прокуратурой Тёпло-Огарёвского района Тульской области проведена проверка соблюдения МО Нарышкинское Тёпло-Огарёвского района исполнения законодательства о государственной регистрации муниципальной собственности в сфере эксплуатации гидротехнических сооружений, по результатам которой установлено, что на территории МО Нарышкинское имеются гидротехнические сооружения, не имеющие собственника, правоустанавливающие документы на объекты недвижимости отсутствуют. На территории МО Нарышкинское Тёпло-Огарёвского района в населённом пункте Петровское расположено гидротехническое сооружение пруд на ручьевой балке без названия – левый приток реки Упа. В состав данного гидротехнического сооружения входит грунтовая плотина ~ 170 м., водосбросное сооружение четырёхсекционное трубного типа диаметром 100 см. Гребень плотины проезжий. откосы верхнего бьефа укреплены бетонными плитами. Ширина плотины по гребню ~ 15 м. низовой откос левого края плотины осложнён обвалом грунта. В районе обвала наблюдается фильтрация по телу плотины. Ответственность за ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние указанных объектов недвижимости, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мерой по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на органы местного самоуправления. В настоящее время указанные объекты водоснабжения являются бесхозяйными объектами, на балансе ни у одной организации не стоят, муниципальной собственностью не являются. Администрация МО Нарышкинское, на территории которой находятся бесхозяйные объекты недвижимости, не проводит работы по постановке на учёт данных объектов недвижимого имущества. Отсутствие необходимых правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на указанные объекты, создает трудности в их содержании и обслуживании. Дальнейшее бездействие со стороны администрации МО Нарышкинское Тёпло-Огарёвского района может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, которое может повлечь за собой причинение ущерба здоровью и жизни граждан. Таким образом, бездействие администрации МО Нарышкинское Щёкинского района, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйных объектов, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Нарышкинское Тёпло-Огарёвского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество о постановке на учет гидроузла пруда (плотины-водосброса) в районе н.п. Петровское, расположенного на ручьевой балке без названия – левый приток реки Упа. Обязать администрацию МО Нарышкинское Тёпло-Огарёвского района обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке на учет гидроузла пруда (плотины-водосброса) в районе н.п. Петровское, расположенного на ручьевой балке без названия – левый приток реки Упа. В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Тёпло-Огарёвского района Зубарева Т.С. исковые требования поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить, просила установить срок исполнения обязательства до 01.12.2011 года. Представитель ответчика администрации МО Нарышкинское Тёпло-Огарёвского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом, просил рассмотреть дело в своё отсутствие. Выслушав процессуального истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. К вопросам местного значения поселений согласно пункту 3 и 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г., относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения водоснабжения населения. Согласно ст. 50 названного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения, установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для водоснабжения населения. Особенности возникновения осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом, в соответствии с частью 6 вышеназванной статьи Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. В ходе судебного заседания судом установлено, что в связи проведением прокуратурой Тёпло-Огарёвского района проверки исполнения законодательства о местном самоуправлении по вопросу наличия на территории Тёпло-Огарёвского района бесхозяйных гидротехнических сооружений, о зарегистрированных правах на гидротехнические сооружения установлено, что гидротехническое сооружение, расположенное на территории МО Нарышкинское Тёпло-Огарёвского района, а именно: пруд на ручьевой балке без названия – левый приток реки Упы не значится в реестре федерального имущества по Тульской области. Указанный объект не имеет собственника, правоустанавливающие документы на объект отсутствуют, гидротехническое сооружение является бесхозяйным, на балансе ни у одной организации не состоит. Администрация МО Нарышкинское, на территории которой находятся гидротехническое сооружение, не проводит работы по постановке на учет указанного объекта недвижимости. Пунктом 8 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В силу п. 3 ст. 225 ГК Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества, согласно пункту 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 г. № 580, осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Пунктом 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 г. № 580, установлено также, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Указанным Положением также определен порядок принятия на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества и перечень представляемых для этого органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимого имущества, документов. В ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. На основании ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно статье 1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 27 указанного Федерального закона при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц также в силу статьи 45 ГПК Российской Федерации. Таким образом, суд делает вывод о том, что прокурором Тёпло-Огарёвского района требования заявлены в соответствии с действующим законодательством, основаны на законе, а поэтому подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд решил: требования прокурора Тёпло-Огарёвского района Тульской области интересах неопределённого круга лиц к администрации МО Нарышкинское Тёпло-Огарёвского района о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обращению в территориальный орган Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии с заявлением о постановке на учёт недвижимого имущества удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Нарышкинское Тёпло-Огарёвского района Тульской области в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество о постановке на учёт гидроузла пруда (плотины-водосброса) в районе н.п. Петровское, расположенного на ручьевой балке без названия – левый приток реки Упа. Обязать администрацию МО Нарышкинское Тёпло-Огарёвского района обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о постановке на учёт гидроузла пруда (плотины-водосброса) в районе н.п. Петровское, расположенного на ручьевой балке без названия – левый приток реки Упа до 01.12.2011 года. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы (представления) в Щёкинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение принято 27.06.2011 года.