о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2011 года г. Щёкино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

судьи Козловой Г.И.

при секретаре Казанцевой Р.В.,

с участием истца Бурмистровой Т.М., представителя истца по доверенности от 15.02.2011 г. Чудакова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щёкинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2-1343 (2011) по иску Бурмистровой Т.М., выступающей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Бурмистровой М.В., к администрации МО р.п. Теплое <адрес>, администрации МО Тепло-Огаревский район о признании права собственности на жилой дом в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Бурмистрова Т.М., выступающая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Бурмистровой М.В., обратилась в суд с иском к территориальному управлению Росимущества в <адрес> о признании права собственности на жилой дом в порядке приватизации. Заявленные требования мотивировала тем, что является нанимателем индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кв. без номера, общей площадью 76, 0 кв.м., в том числе жилой 43, 1 кв.м., с надворными постройками, что подтверждается договором найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого между ней (истцом по делу) и государственным учреждением «Тепло-<адрес> ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных».

Сообщила, что по указанному адресу вместе с ней зарегистрирована и проживает ее несовершеннолетняя дочь - Бурмистрова М.В., 06.05.1998 года рождения. Желая реализовать свое право на однократную приватизацию жилья, обратилась в государственное учреждение «Тепло-<адрес> ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» с заявлением о передаче ей указанного жилого помещения в собственность. ДД.ММ.ГГГГ между ней и ГУ ТО «Тепло-Огаревская РВ СББЖ» заключен договор передачи жилого помещения в долевую собственность, однако, в регистрации указанного договора передачи <адрес> ей отказано, т.к. не установлен собственник помещения, правомочный распорядится спорным домом, в связи с чем, вынуждена обратиться в суд.

Определением судьи от 7 июня 2011 года территориальное управление Росимущества в Тульской области исключено из числа ответчиков, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В качестве соответчиков привлечены администрация МО Тепло-Огаревский район, процессуальное положение администрации МО р.п. Теплое Тепло-Огаревского района изменено с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на соответчика.

В судебное заседание представители ответчиков - администрации МО р.п. Тепло Тепло-Огаревского района Тульской области, администрация МО Тепло-Огаревский район не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, в письменных заявлениях просили суд рассмотреть дело в свое отсутствие, по существу заявленных требований возражений не представили.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - государственного учреждения «Тепло-Огаревская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных», территориального управления Росимущества в Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, в письменных заявлениях просили суд рассмотреть дело в свое отсутствие, не возражая по существу заявленных требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Росреестра по Тульской области в судебное заседание не явился. О времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, от третьего лица ходатайств об отложении дела слушанием не поступало, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание суду не представлено, суд признает причину неявки неуважительной.

В соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании истец Бурмистрова Т.М., выступающая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Бурмистровой М.В., заявленные исковые требования поддержала, просила суд признать за ней и ее дочерью право общей долевой собственности по ? доли в праве в порядке приватизации на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 76, 0 кв.м., в том числе жилой 43, 1 кв.м., с надворными постройками,

Представитель истца по доверенности ФИО4 требования своей доверительницы поддержал, просил суд их удовлетворить.

Выслушав мнение истца и ее представителя, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно договору найма жилого помещения №1 от 17 сентября 2004 года, заключенному между Бурмистровой Т.М. и государственным учреждением «Тепло-<адрес> ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» в лице начальника станции КММ, Бурмистровой Т.М. предоставлено в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящиеся в государственной собственности, состоящее из 3-х комнат в квартире общей площадью 76 кв.м. в том числе жилой 43, 1 кв.м. по адресу: <адрес>.

Из выписки из домовой книги по состоянию на 16 февраля 2011 года усматривается, что на регистрационном учете по адресу: <адрес> состоят Бурмистрова Т. М., Бурмистрова М.В.

Как пояснил в судебном заседании представитель истца по доверенности Чудаков В.В., в соответствии с распоряжением Территориального Управления Росимущества России по Тульской области № 250-р от 25.10.2004 г. и приложению к нему жилой дом по адресу <адрес> был принят в казну от ликвидированного федерального государственного учреждения ветеринарии, а затем передан в безвозмездное пользование Государственному учреждению «Тепло-<адрес> ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных».

Однако, как следует из представленного Территориальным Управлением Росимущества России по Тульской области распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом №785-р от 17 апреля 2006 года «О безвозмездной передаче имущества, составляющего государственную казну РФ, в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность» и приложенному к нему перечню, жилой <адрес> р.п. Теплое изъят из государственной казны и безвозмездно передан в собственность МО <адрес>.

Данный факт подтверждается представленным актом приема-передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и составляющего имущество государственной казны РФ и перечнем имущества безвозмездно передаваемого в собственность муниципального образования <адрес>.

Вместе с тем, как следует из справки-паспорта № 180 от 23.07.2009 г. на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> субъект права на объект недвижимости неизвестен. Как следует из сообщения об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ права на объект недвижимости - <адрес> - не зарегистрированы.

В соответствии с законом Тульской области от 05.12.2007 N 916-ЗТО "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования <адрес>, между муниципальным образованием Тепло-Огаревский район и вновь образованными в его границах поселениями" (принят <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 54/2495) предусмотрено, что право собственности на имущество, передаваемое в соответствии с настоящим Законом вновь образованным в границах муниципального образования <адрес> поселениям, возникает с момента вступления в силу настоящего Закона.

В перечне имущества, передаваемого из собственности МО Тепло-Огаревский район в собственность МО р.п. Тепло <адрес> отсутствует.

В соответствии со ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4.07.1991 года с последующими изменениями и дополнениями, приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Таким образом, договор №1 от 2.02.2010 года передачи квартиры без номера в <адрес> в долевую собственность Бурмистровой Т.М. от имени государственного учреждением «Тепло-<адрес> ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» в лице начальника станции КММ нельзя признать действительным, поскольку квартира к этому времени уже была передана в собственность МО <адрес>, т.е. договор заключен лицом, не уполномоченным на совершение такого рода сделок и в отношении имущества, не принадлежащего госучреждению.

Как указал Конституционный Суд РФ в сохраняющем свою силу постановлении от 15 июня 2006 г. № 6-П, право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Указанное право приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

Как указывает Пленум Верховного Суда РФ, в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на бесплатную приватизацию жилья имеют только граждане, занимающие жилые помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд, реализуемое на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако, если установленный иными актами порядок приватизации жилья противоречит названному выше Закону, в том числе принят с превышением полномочий органов, издавших такой акт, необходимо руководствоваться положениями этого Закона (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 6).

Редакция ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 4 июля 1991 года предусматривала права граждан, занимающих жилые помещения по договору найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести помещение в собственность, в том числе совместную, долевую, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РСФСР и республик в составе РСФСР, т.е. возможность приватизации жилого помещения только при согласии всех совершеннолетних членов семьи. В число лиц, имеющих право на приватизацию, наряду с нанимателем, включались все постоянно проживающие с ним члены семьи, в том числе и несовершеннолетние, поскольку в соответствии со ст. 53 ЖК РСФСР они имеют равные права с нанимателем.

Анализируя собранные по делу доказательства, принимая во внимание положения п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» с последующими изменениями и дополнениями, суд приходит к выводу, что нарушение, допущенное администрацией МО Тепло-Огаревский район, не передавшей, в нарушение положений закона Тульской области от 05.12.2007 N 916-ЗТО "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Тепло-Огаревский район, между муниципальным образованием Тепло-Огаревский район и вновь образованными в его границах поселениями" в собственность вновь созданного муниципального образования - МО р.п. Теплое Тепло-Огаревского района спорного имущества, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истцов, которые, занимая дом 154, расположенный по адресу: <адрес> вправе пользоваться всеми жилищными правами, включая право на приватизацию.

Истец, ссылаясь на то, что, владея квартирой без номера в <адрес>, фактически владеет обособленным одноквартирным домом, полагала возможным признать за ней и ее несовершеннолетней дочерью в порядке приватизации право собственности на жилой <адрес>, занимаемый квартирой. Передача в собственность лишь квартиры, а не дома, лишает ее и несовершеннолетнюю Бурмистрову М.В. права на приобретение в собственность земельного участка, расположенного у дома.

Действительно, из технического паспорта на одноквартирный жилой <адрес>, подготовленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ производственным участком Ефремовского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», усматривается, что квартира без номера в <адрес>, занимаемая истцами по договору найма, фактически является жилым одноэтажным одноквартирным домом по <адрес>, занимаемым помещениями, обозначенными на поэтажном плане строения в лит. «А» под №1 (коридор) площадью 14, 6 кв.м., под №2(жилая) площадью 16, 3 кв.м., под №3(жилая) площадью 16, 0 кв.м., под №4(жилая) площадью 10, 8 кв.м., под №5(кладовая) площадью 1, 2 кв.м., под №6(ванная) площадью 3, 8 кв.м., под №7 (туалет) площадью 2, 2 кв.м., под №8(кухня) площадью 11, 1 кв.м., общей площадью жилого помещения 76, 0 кв.м., в том числе жилой 43, 1 кв.м., подсобной 32, 9 кв.м.

Учитывая изложенное, не располагая какими - либо доказательствами наличия оснований для отказа в приватизации указанного дома, полагая не противоречащим закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» признание за истцами права общей долевой собственности ( по 1/2 доли в праве) на жилой <адрес> общей площадью жилого помещения 76, 0 кв.м., в том числе жилой 43, 1 кв.м., суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В силу подп. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права, включая право собственности на имущество, возникают, в частности, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Бурмистровой Т.М., выступающей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Бурмистровой М.В., удовлетворить.

Признать за Бурмистровой Т.М., Бурмистровой М.В. право общей долевой собственности по ? доли в праве за каждой на <адрес>, общей площадью 76, 0 кв.м., в том числе жилой 43, 1 кв.м.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Щёкинский районный суд Тульской области в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья