о возложении обязанности обратиться с зявлением о постановке на учет ГТС - прокурор к МО Покровское



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2011 года г. Щекино Тульской области

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Алексеевой Т.В.,

при секретаре Зеленковой Н.Н.,

с участием процессуального истца – прокурора Тепло-Огаревского района Лимана Н.Н.,

представителя третьего лица – Приокского Управления Ростехнадзора – Киселева О.Ю., представившего доверенность от 22.06.2011г.,

представителя третьего лица – Отдела водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского бассейнового водного управления Аносова Н.П., представившего доверенность от 18.07.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1353/2011 по иску прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Покровское Тепло-Огаревского района, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обращению в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением,

установил:

прокурор Тепло-Огаревского района Тульской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Покровское Тепло-Огаревского района Тульской области о признании незаконным бездействия администрации МО Покровское Тепло-Огаревского района в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет гидротехнического сооружения – гидроузла пруда (плотины-водосброса) в районе н.п. Сергеево-Ржавка, на ручьевой балке без названия – правый приток реки Плава, о возложении обязанности обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет данного гидротехнического сооружения. В обоснование своих требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Тепло-Огаревского района, установлено, что органами местного самоуправления МО Покровское Тепло-Огаревского района не соблюдаются требования гражданского законодательства Российской Федерации, предъявляемые к учету бесхозяйных недвижимых вещей. На территории МО Покровское Тепло-Огаревского района в районе н.п. Сергеево-Ржавка расположено гидротехническое сооружение пруда на ручьевой балке без названия – правый приток реки Плава. В состав гидротехнического сооружения нижнего пруда входит грунтовая плотина ~98м, водосбросное сооружение сифонного типа, донный водоспуск O 60 см. Гребень плотины проезжий. В нижнем бьефе плотины проходит дорога внутрирайонного сообщения Тепло-Троекурово. Гидротехнические сооружения – гидроузлы прудов (плотины, водосбросы) являются объектами, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, то есть это – недвижимое имущество. Прокуратурой Тепло-Огаревского района было установлено, что указанный объект на балансе администрации МО Покровское Тепло-Огаревского района не состоит и не является муниципальной собственностью. Сведениями о времени постройки, введении в эксплуатацию, предыдущем собственнике администрация МО Покровское не располагает. В администрации МО Тепло-Огаревский район так же отсутствуют какие-либо сведения о данном объекте. В нарушение ч. 3 ст. 225 ГК Российской Федерации, Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, каких-либо действенных мер со стороны администрации МО Покровское Тепло-Огаревского района Тульской области по постановке на учет данного бесхозяйного объекта не принято. Ненадлежащее состояние бесхозяйного объекта недвижимого имущества - гидроузла пруда (плотины-водосброса) в районе н.п. Сергеево-Ржавка, на ручьевой балке без названия – правый приток реки Плава, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций локального характера, чреватых опасными последствия для жизни и здоровья людей.

Определением суда от 24.05.2011г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, в качестве третьих лиц привлечены Приокское управление Ростехнадзора и Отдел водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского бассейнового водного управления.

В судебном заседании представитель истца прокурор Тепло-Огаревского района Лиман Н.Н. исковые требования поддержал, просил суд установить срок исполнения обязанности по постановке на учет гидротехнических сооружений до 01.11.2011г.

Представители ответчиков администрации МО Покровское Тепло-Огаревского района Тульской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание не явились, ответчики о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, в соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК Российской Федерации.

Представитель третьего лица - Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приокского Управления Ростехнадзора) по доверенности Киселев О.Ю. в судебном заседании исковые требования прокурора Тепло-Огаревского района поддержал. Указал, что из-за отсутствия собственника у гидротехнического сооружения, расположенного на территории МО Покровское Тепло-Огаревского района, происходит его разрушение, возникает опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, способных причинить вред окружающей среде и здоровью людей. Из положений ст. 225 ГК Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Статья 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также организацию в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения, к вопросам местного значения. Администрация МО Покровское Тепло-Огаревского района самоустранилась от выполнения данных обязанностей.

Представитель третьего лица - Отдела водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского бассейнового водного управления по доверенности Аносов Н.П. в судебном заседании исковые требования прокурора Тепло-Огаревского района так же поддержал. Указал, что три года назад главам местных администраций было поручено провести инвентаризацию гидротехнических сооружений, расположенных на их территориях. Однако большинство местных администраций, в том числе и администрация МО Покровское Тепло-Огаревского района, бездействуют по этому вопросу. Данное бездействие может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с п. 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской к вопросам местного значения поселения относятся, а том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

В подпунктах 4, 8 ст. 7 Устава МО Покровское Тепло-Огаревского района, принятого решением Собрания депутатов МО Покровское Тепло-Огаревского района от 10.05.2006 года № 6-25, данные положения закона нашли свое отражение (л.д. 22-43).

Предъявляя в суд настоящий иск, прокурор Тепло-Огаревского района указывает, что опасность создания чрезвычайных ситуаций локального характера на территории МО Покровское Тепло-Огаревского района имеют в себе бесхозяйные гидротехнические сооружения ввиду отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием.

Пунктом 1 ст. 225 ГК Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно сообщению Тепло-Огаревского производственного участка Ефремовского отделения Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 10.11.2010 года № 01-08/584 сведений о зарегистрированных правах на гидротехнические сооружения, расположенные на территории Тепло-огаревского района, нет, техническая инвентаризация данных объектов не проводилась (л.д. 11).

Как усматривается из сообщения Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 09.11.2010 года №33-01-14/8780, в реестре имущества Тульской области сведений о гидротехнических сооружениях, расположенных на территории Тепло-Огаревского района Тульской области, нет (л.д. 10).

Сообщение Территориального управления Росимущества в Тульской области от 10.11.2010 года № 71-18/10256 свидетельствует о том, что объекты недвижимого имущества – гидротехнические сооружения, расположенные на территории Тепло-Огаревского района, по состоянию на 10.11.2010 года в реестре федерального имущества по Тульской области не числятся (л.д. 9).

Записей о зарегистрированных правах на эти объекты недвижимости нет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сообщением Управления Росреестра по Тульской области от 16.07.2011 года № 22/007/2011-081) (л.д. 21).

По сообщению Отдела водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского бассейнового водного управления от 22.06.2011 года № ТО-250 гидротехнические сооружения прудов, расположенных на территории МО Покровское, в Российский регистр гидротехнических сооружений не внесены (л.д. 52).

Содержание всех вышеуказанных документов приводит суд к выводу о том, что гидротехническое сооружение – гидроузел пруда (плотины-водосброса) в районе н.п. Сергеево-Ржавка, на ручьевой балке без названия – правый приток реки Плава, по смыслу вышеприведенной нормы ч. 1 ст. 225 ГК Российской Федерации, являются бесхозяйной вещью.

Согласно ч. 1 ст. 130 ГК Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Актом проверки от 26.04.2011 года, составленным комиссией в составе заместителя прокурора Тепло-Огаревского района ГГС, ведущего специалиста – старшего эксперта Московско-Окского БВУ по Тульской области Аносова Н.П., государственного инспектора Приокского управления Ростехнадзора Киселева О.Ю., специалиста 1-й категории администрации МО Покровское Тепло-Огаревского района ТАВ, подтверждено, что на территории МО Покровское в н.п. Сергеево-Ржавка расположено гидротехническое сооружение пруда на ручьевой балке без названия – правый приток реки Плава. В состав гидротехнического сооружения входит грунтовая плотина ~98м., водосбросное сооружение сифонного типа, донный водоспуск O 60 см. Гребень плотины проезжий. В нижнем бьефе плотины проходит дорога внутрирайонного сообщения Тепло-Троекурово (л.д. 8).

Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет неисполнение предусмотренных вышеприведенной нормой ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.

Согласно ч. 3 ст. 225 ГК Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Из прямого толкования данной нормы закона следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества, согласно п. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580, осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Пунктом 5 данного Положения предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

Данное положение нормативно-правового акта носит императивный характер, то есть предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления.

По смыслу действующего законодательства, постановка на учет в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества является первым и необходимым этапом на пути закрепления данного имущества в собственности конкретного субъекта правоотношений и исполнения обязанности собственника по надлежащему содержанию и управлению имуществом, что, в свою очередь, когда речь идет о гидротехнических сооружениях (в отношении которых законодательно установлены требования по обеспечению их безопасности), позволит предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, могущих повлечь человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери.

Поэтому исковые требования прокурора Тепло-Огаревского района суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО Покровское Тепло-Огаревского района Тульской области в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – гидротехнического сооружения – гидроузла пруда (плотины-водосброса) в районе н.п. Сергеево-Ржавка, на ручьевой балке без названия – правый приток реки Плава Тепло-Огаревского района Тульской области.

Возложить на администрацию МО Покровское Тепло-Огаревского района Тульской области обязанность обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи гидротехнического сооружения – гидроузла пруда (плотины-водосброса) в районе н.п. Сергеево-Ржавка, на ручьевой балке без названия – правый приток реки Плава Тепло-Огаревского района Тульской области, в срок до 01.11.2011 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щекинский районный суд в течение десяти дней со дня его оглашения.

Судья-