решение об оспаривании бездействия по организации водоотведения и очистки сточных вод по иску Тульского природоохранного прокурора



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 августа 2011 г.                                                               г.Щёкино Тульской области

Щёкинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Петрова В.С.,

при секретаре Пауль С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1545/2011 по иску Тульского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района, администрации МО Тепло - Огаревский район, МКП «Красногвардейское ЖКХ» МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района об оспаривании бездействия по организации водоотведения и очистки сточных вод,

у с т а н о в и л:

Тульский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района и просит суд признать незаконным бездействие администрации МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района по организации водоотведения и очистки сточных вод на территории п.Красногвардеец, д.Мосюковка и д.Малая Огаревка МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района Тульской области и обязать администрацию указанного муниципального образования устранить допущенное нарушение - организовать водоотведение и очистку сточных вод на территории п.Красногвардеец, д.Мосюковка и д.Малая Огаревка МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района Тульской области.

Исковые требования мотивированы тем, что организация в границах поселения водоотведения относится к вопросам местного значения поселения.

Однако администрацией МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района мер по организации водоотведения и очистки сточных вод на территории п.Красногвардеец, д.Мосюковка и д.Малая Огаревка МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района Тульской области не принимается.

Так, территории имеющихся в п.Красногвардеец МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района Тульской области биологических очистных сооружений не ограждены, не благоустроены, заросли сорняками; весь состав очистных сооружений разрушен; очистка и обеззараживание сточных вод не проводится; сброс сточных вод проводится, минуя очистные сооружения; контроль за сбросом стоков не осуществляется; необходимо строительство новых очистных сооружений.

Водоотведение из одного жилого дома в д.Мосюковка МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района и тридцати жилых домов в д.Малая Огаревка МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района осуществляется в общие выгреба; очистка выгребов от сточных вод не проводится; сточные воды истекают на рельеф.

Эти нарушения могут привести к фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты. Сложившая санитарно - эпидемиологическая обстановка в части водоотведения на территории указанного муниципального образования является крайне неблагополучной и может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний.

В результате указанного бездействия нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории указанного муниципального образования, на благоприятную окружающую среду и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация МО Тепло - Огаревский район и МКП «Красногвардейское ЖКХ» МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района.

В судебное заседание процессуальный истец - Тульский природоохранный прокурор и представители ответчиков - администрации МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района, администрации МО Тепло - Огаревский район и МКП «Красногвардейское ЖКХ» МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, дело рассмотрено судом в их отсутствие.

    Изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с п.4 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения водоотведения относится к вопросам местного значения поселения.

Водоотведение - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации (п.1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. № 167).

Однако, как установлено судом при рассмотрении дела, администрацией МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района мер по организации водоотведения и очистки сточных вод на территории п.Красногвардеец, д.Мосюковка и д.Малая Огаревка МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района Тульской области не принимается.

Так, территории имеющихся в п.Красногвардеец МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района Тульской области биологических очистных сооружений не ограждены, не благоустроены, заросли сорняками; весь состав очистных сооружений разрушен; очистка и обеззараживание сточных вод не проводится; сброс сточных вод проводится, минуя очистные сооружения; контроль за сбросом стоков не осуществляется; необходимо строительство новых очистных сооружений.

Водоотведение из одного жилого дома в д.Мосюковка МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района и тридцати жилых домов в д.Малая Огаревка МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района осуществляется в общие выгреба; очистка выгребов от сточных вод не проводится; сточные воды истекают на рельеф.

Эти нарушения могут привести к фильтрации загрязненных вод с поверхности почвы в водоносные горизонты. Сложившая санитарно - эпидемиологическая обстановка в части водоотведения на территории указанного муниципального образования является крайне неблагополучной и может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний.

Приведенные обстоятельства установлены судом из письма территориального отдела управления Роспотребнадзора по Тульской области в Щекинском, Плавском и Тепло - Огаревском районах от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривались ответчиками.

В соответствии со ст.44 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно - гигиенических норм и градостроительных требований (п.1). При планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с законодательством (п.2).

Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды, которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания, не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод в черте населенных пунктов (п.4.1 "СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 июня 2000 г.).

Таким образом, прием сточных вод абонентов без последующей передачи их на очистные сооружения канализации, а со сбросом неочищенных сточных вод на рельеф местности не может считаться осуществлением водоотведения в соответствии с требованиями законодательства.

В результате указанного бездействия нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории указанного муниципального образования, на благоприятную окружающую среду и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, гарантированные Конституцией Российской Федерации (ст.42), Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (ст.8).

Отсутствие (недостаточность) находящихся в распоряжении органов местного самоуправления указанного муниципального образования денежных средств для исполнения указанной обязанности само по себе не может являться основанием для неисполнения этой обязанности.

Предъявление прокурором рассматриваемых требований в порядке ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту неопределенного круга лиц как связанное с необходимостью защиты так называемого безгласного интереса является правомерным, поскольку допущенные нарушения требований закона являются существенными и общественно значимыми.

В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым осуществить защиту указанных нарушенных прав неопределенного круга лиц и признать незаконным бездействие администрации МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района по организации водоотведения и очистки сточных вод на территории п.Красногвардеец, д.Мосюковка и д.Малая Огаревка МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района Тульской области и обязать администрацию указанного муниципального образования устранить допущенное нарушение - организовать водоотведение и очистку сточных вод на территории п.Красногвардеец, д.Мосюковка и д.Малая Огаревка МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района Тульской области.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

исковые требования Тульского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия по организации водоотведения и очистки сточных вод удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района по организации водоотведения и очистки сточных вод на территории п.Красногвардеец, д.Мосюковка и д.Малая Огаревка МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района Тульской области и обязать администрацию указанного муниципального образования устранить допущенное нарушение - организовать водоотведение и очистку сточных вод на территории п.Красногвардеец, д.Мосюковка и д.Малая Огаревка МО Красногвардейское Тепло - Огаревского района Тульской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы в Щёкинский районный суд Тульской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья