о признании права на переселение из ветхого жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2011 года г.Щекино Тульской области

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Тереховой Ю.Б.,

при секретаре Столбовой О.В.,

с участием истца Маховской Л.А. и ее представителя адвоката Тарасовой И.Ю.,

представителей ответчиков по доверенностям Еремеевой Е.Ю. и Незнановой О.В.,

представителя третьего лица по доверенности Муравьева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1483 по исковому заявлению Маховской Л.А. к администрации МО Ломинцевское Щекинского района, администрации МО Щекинский район, о признании права на переселение из ветхого жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения,

установил:

Маховская Л.А. обратилась в суд с иском к администрации МО Ломинцевское Щекинского района о признании за ней права на предоставление жилого помещения в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 г.г.», возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения в рамках в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 г.г.».

В обоснование заявленных требований указала, что с 19.12.1986 г. по 10.09.2002 г. проживала и состояла на регистрационном учете в <адрес> Щекинского района Тульской области, признанном ветхим. В связи с разрушением в августе 2002 г. потолочной балки между квартирами ее переселили в <адрес> Щекинского района Тульской области, который также на тот момент был признан ветхим жилым домом. Истец и члены ее семьи на момент ее переселения в д. 8 состояли на очереди на улучшение жилищных условий.

Поскольку дом , в котором проживает истица, подпадает под действие долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 г.г.», истец предоставила в администрацию МО Ломинцевское все необходимые для переселения документы, в том числе ордер и договор социального найма занимаемого ею жилого помещения, заключенный с ней администрацией МО Ломинцевское. Однако, позднее в администрации МО Ломинцевское ей пояснили, что она может переселиться в выделяемую ее сыну квартиру, и то право на переселение в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан…» не имеет, поскольку не была зарегистрирована в <адрес> по состоянию на 01.01.2002 г.

Истец полагает, что нарушены ее права, в связи с чем, обратилась в суд.

Определением судьи от 15.06.2011 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация МО Щекинский район.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала и суду пояснила, что занимаемое ею жилое помещение является ее единственным местом жительства, другого жилья она не имеет, в сентябре 2002 г. ее переселили из ветхого жилого помещения в такое же ветхое помещение, полагает, что имеет прво на получение жилого помещения в в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 г.г.

В судебном заседании представитель истца адвокат Тарасова И.Ю. заявленные требования поддержала и суду пояснила, что истец на 01.01.2002 г. проживала в жилом помещении, которое расположено в доме, признанном на тот момент ветхим. При утверждении администрацией МО Щекинский район «Списка муниципальных жилых домов, подлежащих переселению в 2009-2011 г.г» в него вошли и вся общая площадь <адрес>, с учетом площади, занимаемой истцом, и количество проживающих в доме семей, также с учетом проживающей в доме истицы.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Ломинцевское Щекинского района по доверенности Еремеева Е.Ю. просила отказать в удовлетворении исковых требований и суду пояснила, что поскольку собственником <адрес> является администрация МО Щекинский район, именно она должна предоставлять истцу жилое помещение в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 г.г.».

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Щекинский район по доверенности Незнанова О.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований и суду пояснила, что расселением ветхих жилых домов, расположенных на территории МО Ломинцевское, занимается администрация поселения, т.е. администрация МО Ломинцевское. В рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 г.г.» администрация МО Щекинский район выступает лишь в правоотношениях, связанных со строительством дома-новостройки по адресу г.Щекино <адрес>, который в настоящее время не принят в эксплуатацию.

В судебном заседании представитель третьего лица администрации МО г.Щекино Щекинского района по доверенности Муравьев А.В. оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Выслушав истца и его представителя, представителей ответчиков и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Судом установлено, что Маховская Л.А. занимает квартиру , расположенную в жилом доме <адрес> Щёкинского района Тульской области, признанном ветхим, по договору социальной найма.

Данное обстоятельство не оспаривалось представителями администрации МО р.п. Огаревка Щёкинского района и администрации МО Щёкинский район Тульской области.

Маховская Л.А. занимает данную квартиру с 11.09.2002 г., ее права как нанимателя данного жилого помещения ни администрация МО Ломинцевское, как наймодатель данного жилого помещения, ни администрация МО Щёкинский район не оспаривают.

Маховская Л.А. с 19.11.1986 г. по 10.09.2002 г. занимала квартиру <адрес> Щекинского района Тульской области, признанном ветхим, по договору социальной найма. Ее права как нанимателя данного жилого помещения ни администрация МО Ломинцевское, ни администрация МО Щёкинский район не оспаривали.

Жилой дом № 8 как и жилой дом <адрес> Щекинского района Тульской области признаны ветхими постановлением главы г.Щекино и Щекинского района Тульской области от 14.09.2001 г. .

Постановлением администрации Тульской области от 24.09.2008 г. в целях реализации мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утверждена «Долгосрочная целевая программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009.2012 г.г.». Данным актом установлено, что основной целью Программы является переселение граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для постоянного проживания, признанных таковыми на 1 января 2002 года и являющихся для них единственным местом проживания, в благоустроенные жилые помещения.

Приложение к Программе, утв. Постановлением главы администрации МО Щекинский район от 07.12.2010 г. , утвержден список муниципальных жилых домов, подлежащих переселению в 2009-2011 г.г. Дом <адрес> Щекинского района Тульской области, также как и д.№ 4, вошел в данный список. По д.№ 8 общей площадью 136,3 кв.м. подлежит переселению 3 семьи.

Постановлением администрации Тульской области от 28.03.2008 г. № 150 утверждено «Положение о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фоне».

Согласно п.4 данного положения в рамках "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009 - 2012 годы" гражданам могут быть предоставлены следующие жилые помещения:

а) освободившееся в результате прекращения предыдущего договора найма при соблюдении требований Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) приобретенные на вторичном рынке недвижимости;

в) построенные за счет средств бюджетов различных уровней в качестве социального жилья.

Пункт 5 положения устанавливает, что право на предоставление жилого помещения в рамках Программы имеют следующие категории граждан:

а) наниматели жилых помещений по договорам социального найма, члены их семей, состоящие на 01.01.2002 на регистрационном учете по месту жительства и проживающие в жилых помещениях, расположенных в жилом доме, подлежащем отселению в рамках Программы, не имеющие другого благоустроенного жилья на праве собственности или по договору социального найма, а также иные лица, вселенные ими после 01.01.2002 в качестве членов своей семьи, не имеющие другого благоустроенного жилья на праве собственности или по договору социального найма (указанная категория лиц отселяется совместно с нанимателем жилого помещения);

б) сохранившие в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации право пользования жилым помещением, занимаемым ими по договору социального найма, расположенным в доме, подлежащем отселению в рамках Программы.

Поскольку по состоянию на 01.01.2002 г. истец Маховская Л.А. состояла регистрационном учете по месту жительства и проживала в жилом помещении квартире , расположенной в жилом доме, признанном ветхим и подлежащем отселению в рамках Программы (<адрес>), не имеет другого благоустроенного жилья на праве собственности, сохраняет право пользования жилым помещением, занимаемым ею по договору социального найма- квартирой , расположенным в доме, подлежащем отселению в рамках Программы(<адрес>), суд приходит к выводу о том, что Маховская Л.А. имеет право на предоставление жилого помещения в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 г.г.».

Из анализа содержания вышеуказанных нормативных положений следует, что в рамках реализации целевой региональной программы по переселение граждан из ветхого жилого фонда гражданам подлежит предоставлению жилое помещение, соответствующее положениям ст. ст. 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Конкретного нормативного документа, содержащего предписание о сносе ветхого дома № <адрес> Щёкинского района Тульской области, ни администрацией МО Ломинцевское, ни администрацией МО Щёкинский район не принималось, поэтому при разрешении заявленных споров следует руководствоваться положениями ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно Положению о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденному Постановлением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 года № 552, непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения), находящиеся в ветхом состоянии.

Находясь в жилом доме, признанном в установленной законном порядке ветхим квартира, которую занимает истец договору социального найма, является непригодной для проживания.

В соответствии с ч.1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В соответствии с положениями ст. 14 («Вопросы местного значения поселения») и ст. 15 («Вопросы местного значения муниципального района») Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разрешение вопроса обеспечения граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, относится к компетенции поселения.

Таковым в рамках рассматриваемого дела является МО Ломинцевское Щёкинского района Тульской области.

Постановлением главы администрации Щёкинского района от 27.12.2006 г. № 12-1170 «О передаче имущества казны администрации муниципального образования Щёкинский район в безвозмездное пользование администрациям вновь созданных муниципальных образований Щёкинского района Тульской области» комитету по управлению муниципальной собственностью администрации Щёкинского района предписано передать имущество, находящееся в казне муниципального образования Щёкинский район, в безвозмездное пользование администрациям вновь созданных муниципальных образований Щёкинского района Тульской области, в том числе МО Ломинцевское Щёкинского района Тульской области, для чего следует заключить договоры безвозмездного пользования на имущество.

Во исполнение данного постановления администрацией Щёкинского района от имени МО Щёкинский район в лице председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации Щёкинского района, с одной стороны, и администрацией МО Ломинцевское Щёкинского района в лице главы администрации МО Ломинцевское, с другой стороны, 28.03.2007 года за № 50 был заключен договор о передаче в безвозмездное пользование администрации МО Ломинцевское имущества, находящегося в казне муниципального образования Щёкинский район и являющегося собственностью МО Щёкинский район, в том числе и квартиры <адрес> Щёкинского района (как это следует из текста приложения № 1 к договору).

Постановлением главы администрации Щёкинского района от 20.03.2007 г. № 3-233 «О заселении, обмене жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования Щёкинский район» (в редакции постановления от 11.05.2007 г. № 5-458) установлено, что основанием для предоставления гражданам свободных муниципальных жилых помещений является постановление главы администрации органа местного самоуправления, на территории которого находится данное помещение; наймодателями определены соответствующие администрации органов местного самоуправления с правом передачи функций наймодателя муниципальному предприятию, обслуживающему жилищный фонд.

Из существа всех вышеуказанных нормативных документов следует, что именно на администрацию МО Ломинцевское Щёкинского района (исполнительный орган поселения) следует возложить обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в связи с е переселением из ветхого жилого фонда.

Решением Собрания депутатов МО Ломинцевское Щёкинского района от 04.04.2007 г. № 4-3 «О размерах учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления жилых помещений в МО Ломинцевское Щекинского района» установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, проживающим в муниципальном образовании Ломинцевское Щёкинского района, которая составляет не менее 15 кв.м на каждого члена семьи.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Из толкования положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление гражданам равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

Судом установлено, что <адрес> является однокомнатной, имеет общую площадь 34,1 кв.м.

На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и возложении на администрацию МО Ломинцевское Щекинского района обязанности по предоставлению Маховской Л.А. в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 г.г.» благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 34,1 кв.м, числом комнат не менее одной, отвечающее установленным требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Маховской Л.А. удовлетворить.

Признать за Маховской Л.А. право на предоставление жилого помещении в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 г.г.».

Обязать администрацию муниципального образования Ломинцевское Щекинского района предоставить Маховской Л.А. в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 г.г.» благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 34,1 кв.м, числом комнат не менее одной, отвечающее установленным требованиям.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щёкинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение вынесено 09.08.2011 г.

Судья-