о предоставлении блпагоустроенного жилого помещения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 августа 2011 года г. Щекино Тульской области

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

судьи Козловой Г.И.,

при секретаре Киселевой Н.В.,

представителя истца Ильиной Г.Н. по доверенности Никитина Д.Б., представителя ответчика администрации МО Щёкинский район по доверенности Незнановой О.В., представителя ответчика администрации МО г. Щёкино Щёкинского района по доверенности Муравьева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1478/2011 по иску Ильиной Г.Н., Ильиной Ю.А., Ильина А.А. к администрации МО г. Щёкино Щёкинского района, администрации МО Щёкинский район о предоставлении жилого помещения по договору социальной найма,

установил:

Ильина Г.Н., Ильина Ю.А., Ильин А.А. обратились в суд с иском к администрации МО г. Щёкино Щёкинского района, администрации МО Щёкинский район о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Заявленные требования мотивировали тем, что в период с 1983 года по март 2011 года проживали по адресу: <адрес>, г. Щёкино, <адрес> (общежитие), комнаты №313-314. В последствии, <адрес> г. Щёкино был признан непригодным для проживания. Многочисленные обращения в администрацию МО Щёкинский район с заявлениями о предоставлении им благоустроенного жилого помещения положительного результата не дали, в связи с чем, вынуждены обратиться в суд. Просила обязать администрацию МО Щекинский район предоставить Ильиной Г.Н., Ильиной Ю.А., Ильину А.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям жилищного законодательства и находящееся в черте города Щекино Тульской области.

Определением суда от 2 августа 2011 года к производству суда принято уточненное исковое заявление Ильиной Г.Н., Ильиной Ю.А., Ильина А.А. к администрацию МО Щёкинский район, администрации МО г. Щёкино Щекинского района о предоставлении им благоустроенного жилого помещения, отвечающего требованиям жилищного законодательства и находящееся в черте г. Щёкино Тульской области по договору социального найма, по норме предоставления жилья, не менее 45 кв.м. без учета этажности и других условий.

В судебное заседание истцы Ильина Г.Н., Ильина Ю.А., Ильин А.А. не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, письменно просили суд рассмотреть дело в свое отсутствие, поддержав уточненные исковые требования в полном объеме.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель истца Ильиной Г.Н. по доверенности Никитин Д.Б. уточненные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить. Суду дал пояснения, аналогичные изложенным в уточненном исковом заявлении, письменных пояснениях по делу, обращая внимание суда на тот факт, что общежитие на ул. Западной было признано непригодным для проживания и подлежащим расселению в 2001 году, передано в собственность МО г. Щекино и Щекинский район, правопреемником которого является МО Щекинский район, с обязательством расселения семей, зарегистрированных в общежитии. При этом с передачей общежития в собственность муниципального образования утрачены все признаки общежития в силу закона.

Указал, что в период с 2001 года по 2007 год МО Щекинского района своих обязательств по расселению семей не выполнило, в 2007 году при разграничении имущества, находящегося в собственности между вновь образованными в его границах поселениями, общежитие в собственность муниципального образования <адрес> не передало, в связи с чем, до настоящего времени остается собственником общежития. Просил обязать собственника <адрес> предоставить Ильиной Г.Н., Ильиной Ю.А., Ильина А.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства и находящееся в черте г. Щёкино Тульской области, по норме предоставления жилья, не менее 45 кв.м. без учета этажности и других условий.

Представитель администрации МО Щёкинский район по доверенности Незнанова О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, считая, что они незаконны. Суду сообщила, что общежитие (<адрес> в <адрес> в соответствии с действующим законодательством признавалось непригодным для проживания, однако, тем же решением комиссии жилое здание признано подлежащим реконструкции, в связи с чем, на данные правоотношения распространяет свое действие ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Т.е., на время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда.

Также пояснила, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального образования Щекинского района не наделена полномочиями по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством и не имеет жилищного фонда для реализации данного полномочия.

Представитель ответчика администрации МО г. Щёкино Щёкинского района по доверенности Муравьев А.В. в судебном заседании уточненные исковые требования истцов к администрации МО г. Щекино Щекинского района не признал, просил суд отказать в их удовлетворении поскольку жилой <адрес> не является собственностью МО г.Щекино Щекинского района, тогда как, в соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации именно собственник жилого дома в случае признания жилого помещения непригодным для проживания обязан предоставить другое жилое помещение по договору социального найма. То есть, данная обязанность законом возложена на администрацию МО Щекинский район.

Кроме того, пояснил, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-89 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданам по договору социального найма предоставляется другое благоустроенное жилое помещение не в связи с улучшением жилищных условий, а потому жилое помещение предоставляется равнозначное по общей площади ранее занимаемому, иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Выслушав стороны, изучив письменные материала дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Закрепление в Конституции Российской Федерации права на жилище имеет большое значение, поскольку означает право каждого иметь жилище, иметь возможность быть обеспеченным жилищем и не опасаться того, что гражданин может быть произвольно лишен своего жилища или что кто-то проникнет в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц. Тем самым Конституция Российской Федерации создала конституционные основы стабильного пользования имеющимся жилищем и одновременно возможность получения в порядке улучшения жилищных условий другого жилища.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат(ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из поквартирной карточки усматривается, что в <адрес> г. Щёкино в комнатах № 313-314 зарегистрированы Ильина Г.Н. (наниматель) с 01.03.1983 года по настоящее время, Ильина А.А. (супруг) с 12.02.1985 года, выписан 14.07.1996 года (причина выписки не указана), дети - Ильина Ю.А. с 14.07.1995 года по настоящее время, Ильин А.А. с 17.05.1986 года по настоящее время.

В выписке из домовой книги по <адрес> г. Щёкино <адрес> содержатся аналогичные сведения.

Согласно постановлению главы администрации г. Щёкино и Щёкинского района № 5-498 от 24.05.2001 года от АОЗТ «ЩДОК» в собственность муниципального образования г. Щёкино и Щёкинский район принято здание общежития, расположенного по адресу: г. Щёкино, <адрес>.

В приложении к данному постановлению, в списке жильцов, состоящих на регистрационном учете в данном доме, по состоянию на 20.11.2008 года семья Ильной Г.Н значится под № 21, местом работы Ильиной Г.Н. указан Щекинский хлебокомбинат.

В силу ст. 7 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями в домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда правового значения не имеет, равно как не имеет правового значения и то обстоятельство, что в нарушение п.1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально- культурного и коммунально-бытового значения приватизируемых предприятий» после приватизации государственных и муниципальных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность.

На основании акта межведомственной комиссии по проверке технического состояния жилого <адрес> от 15.10.2001, утвержденного постановлением главы администрации МО г. Щёкино и Щёкинского района № 10-1111 от 25.10.2001 г., указанный дом признан непригодным для постоянного проживания, его эксплуатация возможна только после проведения реконструкции.

Судом установлено, что до настоящего времени реконструкция дома не завершена, более того, в настоящее время такая реконструкция не проводится по причине отсутствия денежных средств в местном бюджете (служебная записка председателя комитета по вопросам строительства ССВ от 07.08.2009 года), что не оспаривалось в судебном заседании представителями ответчиков.

В связи с тем, что проживание <адрес> г. Щёкино было невозможно, планировалось расселение граждан в жилье маневренного фонда.

До настоящего времени семье Ильиной Г.Н. не предоставлено жильё по договору социального найма, они зарегистрированы в комнатах в общежитии, признанном непригодным для проживания.

Бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания, не лишает гражданина права требовать защиты его прав в судебном порядке, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку право на получение благоустроенного жилого помещения было гарантировано ранее действовавшим законодательством и возникло в период его действия.

Статья 82 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения правоотношений, допускала возможность предоставления нанимателю и членам его семьи другого жилого помещения при производстве капитального ремонта жилого дома государственного или общественного жилищного фонда лишь на время проведения капитального ремонта.

Жилищные права истцов нарушены, поскольку занимаемые истцами комнаты в общежитии не пригодны для постоянного проживания, дальнейшая эксплуатация общежития невозможна, в связи с чем, в соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации права Ильиных должны быть защищены.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Часть 2 той же правовой нормы гласит, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 г. N 376-О-П, закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.07.2011 года , , в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Ильиной Г.Н., Ильиной Ю.А., Ильина А.А. отсутствуют, не обеспечены жилой площадью, из чего суд приходит к выводу об объективной нуждаемости Ильиной Г.Н. Ильиной Ю.А., Ильина А.А. в жилом помещении, и невозможности преодолеть трудную жизненную ситуацию.

Тот факт, что право у истцов на получение другого жилого помещения в связи с непригодностью для проживания дома, в котором расположена принадлежащие им квартиры, возникло в период ранее действующего законодательства (ст.91, 93 ЖК РСФСР), гарантировавшего право требовать защиты прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, у суда не вызывает сомнения, поскольку как следует из материалов дела Ильина Г.Н. вселилась и стала проживать в спорной квартире с 1983 года, с указанного времени она фактически исполняет обязанности нанимателя в отношении указанного жилого помещения, члены семьи несут с ней равные обязанности.

Суд также учитывает, что выводы межведомственной комиссии о возможности реконструкции <адрес> относятся к 2001 году. В течение 10 лет спорный дом собственником не эксплуатировался, не реконструировался, подвергался необратимому разрушению, о чем свидетельствуют фотодокументы, имеющиеся в деле. Перспектива реконструкции спорного дома ответчику МО Щекинский район не известна.

Исходя из положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации семье Ильиных должно быть предоставлено в г.Щекино благоустроенное жилое помещение по договору социального найма применительно к условиям г. Щёкино, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам по пощади не менее площади ранее занимаемого жилого помещения.

Ссылку представителя ответчика администрации МО Щёкинский район на то, что в соответствии с действующим законодательством обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями относится к вопросам местного значения поселения, администрация муниципального района такими полномочиями не наделена, суд находит несостоятельной, исходя из следующего.

В соответствии с постановлением главы г. Щёкино и Щёкинского района от 24.05.2001 года №5-498 «О приеме в муниципальную собственность г. Щёкино и Щёкинского района здания общежития АОЗТ «Щекинский ДОК» <адрес> г. Щёкино был передан в муниципальную собственность г. Щёкино и Щёкинского района, правопреемником которого является МО Щекинский район.

В последствии в соответствии с законом Тульской области N 842-ЗТО от 3 июля 2007 года "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования <адрес>, между муниципальным образованием <адрес> и вновь образованными в его границах поселениями", в перечень имущества, передаваемого из собственности муниципального образования Щёкинский район в собственность муниципального образования г.Щёкино <адрес> г. Щёкино <адрес> не включен, следовательно, в собственность администрации МО г. Щёкино Щёкинского района не передавался и в настоящее время данный дом находится в собственности администрации муниципального образования Щёкинский район.

В соответствии со ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации именно собственник жилого дома в случае признания жилого помещения непригодным для проживания обязан предоставить другое жилое помещение по договору социального найма.

Довод представителя ответчика - МО Щекинский район о том, что в соответствии с действующим законодательством обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями относится к вопросам местного значения поселения, администрация муниципального района такими полномочиями не наделена в данном споре также не имеет правового значения.

Учитывая, что гражданам другое жилое помещение по договору социального найма в случае признания жилого помещения непригодным для проживания предоставляется без соблюдения норм представления, за ними сохраняется очередь в списках на улучшение жилищных условий, суд отмечает, что к вопросам муниципального образования г. Щекино Щекинского района ( вопросам местного поселения) относится только обязанность по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно списка очередности.

Истцами заявлено требование о предоставления жилого помещения по основанию непригодности жилья для проживания, в связи с чем, суд считает надлежащим ответчиком в данном споре именно администрацию МО Щекинский район.

Истцы состоят в списках лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, и при переселении в иное жилое помещение из непригодного для проживания сохраняют право оставаться на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд отмечает непоследовательность и противоречивость позиции ответчика МО Щекинский район в разрешении спора.

Не признавая обязательств по предоставлению истцам Ильиным жилого помещения взамен непригодного для проживания, ответчик, вместе с тем, как собственник жилого помещения, ссылаясь на ч. 2 ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации согласно которой переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение является стороной трудового договора с работником-нанимателем такого жилого помещения, полагает, что поскольку новый собственник (администрация МО Щёкинский район) не является стороной трудового договора с истцом Ильиной Г.Н. - нанимателем жилого помещения именно в общежитии, договор найма жилого помещения, заключенный между ней и АОЗТ «Щекинский ДОК» считает прекращенным.

Вместе с тем, данный довод не основан на законе и противоречит объективным обстоятельствам дела, установленном в судебном заседании.

На основании изложенного, суд находит требования истцов о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен непригодного для проживания подлежащими удовлетворению и полагает правильным обязать администрацию муниципального образования Щёкинский район предоставить Ильиной Г.Н., Ильиной Ю.А, Ильину А.А. благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г.Щёкино Тульской области, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным законом требованиям, находящееся в черте г.Щёкино Тульской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Ильиной Г.Н., Ильиной Ю.А., Ильина А.А. удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования Щёкинский район Тульской области предоставить Ильиной Г.Н., Ильиной Ю.А., Ильину А.А. благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям жилищного законодательства и находящееся в черте г. Щёкино Тульской области по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, но не менее 23,6 кв.м. без учета этажности и других условий.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щекинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья-