РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 августа 2011 года г. Щёкино Тульской области Щёкинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Козловской И. А., при секретаре Чернышовой Е. В., с участием истцов Пикуловой Т. В., Пикулова В. В., представителя истца в порядке ст. 53 ч. 6 ГПК РФ Жутова В. А., представителя ответчика администрации МО Щёкинский район Мещеряковой А. А., выступающей по доверенности № 8 от 08.02.2011 г., и представителя ответчика администрации МО Ломинцевское Щёкинского района, выступающей по доверенности № 7 от 24.12.2010 года Еремеевой Е. Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1564 по иску Пикулова В.В., Пикуловой Т.В. к администрации МО Щёкинский район, администрации МО Ломинцевское Щёкинского района об обязывании предоставить жилое помещение в связи с переселением из ветхого жилья, установил: Пикулова В.В., Пикуловой Т.В. обратились в суд с иском к администрации МО Щёкинский район, администрации МО Ломинцевское Щёкинского района об обязывании предоставить жилое помещение в связи с переселением из ветхого жилья в доме-новостройке. Свои требования мотивировали тем, что проживают в <адрес> с 1984 года. Постановлением главы администрации г. Щекино и Щекинского района № 9-931 от 14.09.2001 года данный жилой дом признан ветхим, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Согласно Программе «Переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа в Щёкинском районе на 2009 год они подлежали переселению, однако до настоящего времени вопрос об их переселении не разрешен. Проживание в указанном доме невозможно. Другого жилья истцы не имеют. Поскольку жилое помещение предоставлено не было, на основании ст.ст. 57, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации истцы просили суд обязать администрацию МО Щекинский район и администрацию МО Ломинцевское предоставить им благоустроенное жилое помещение в доме новостройке, равнозначной жилой площади ранее занимаемой. В судебном заседании истцы, представитель истца требования поддержали, просили суд их удовлетворить. Обязать администрацию МО Щекинский район предоставить истцам благоустроенное жилое помещение. Представитель ответчика администрации МО Щекинский район по доверенности Мещерякова А. А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку отсутствуют основания для предоставления истцам квартиры в доме-новостройке. Пояснила, что на территории г. Щекино в настоящее время возводится новый жилой дом, однако он не введен в эксплуатацию. Представляемый ею ответчик по настоящему делу является ненадлежащим, поскольку в соответствии с Законом Тульской области от 03.07.2007 года № 842-ЗТО «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Щёкинский район, между муниципальным образованием Щёкинский район и вновь образованными в его границах поселениями», весь жилищный фонд был разграничен и передан в муниципальное образование поселений, расположенных на территории Щёкинского района. Администрация МО Щёкинский район не обладает полномочиями по принятию решения о сносе дома, а также полномочиями по предоставлению других благоустроенных жилых помещений. Представитель ответчика администрации МО Ломинцевское Щёкинского района по доверенности Еремеева Е. Ю. исковые требования не признала. Пояснила, что дом, в котором проживают истцы, постановлением главы администрации г. Щёкино и Щёкинского района от 14.09.2001 года № 9-931 признан ветхим. Переселение граждан в дом новостройку осуществляется в рамках Постановления Администрации Тульской области от 28.03.2008 года № 150. Переселение граждан в дом новостройку производится в рамках Постановления главы администрации Щёкинского района от 07.08.2008 года № 8-866 «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Щёкинском районе на 2009 год» и ведётся администрацией Щёкинского района. Администрация МО Ломинцевское в софинансировании строительства дома новостройки участия не принимало, Программу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда не принимало. На территории муниципального образования Ломинцевское строительство муниципального жилищного фонда не ведётся и не планируется производиться ввиду отсутствия доходной части местного бюджета. Таким образом, администрация МО Ломинцевское не обладает полномочиями по предоставлению истцам благоустроенного жилья. Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материала дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Судом установлено, что истцы Пикуловы занимают <адрес> по договору социального найма. Согласно техническому паспорту на данный дом он представляет собой четырёх квартирный одноэтажный бревенчатый дом (оштукатуренный) с отдельными входами, без удобств. Квартира № 1 общей площадью 32,5 кв. м., жилой площадью 24,6 кв. м., состоит из двух жилых комнат площадью 15,4 кв. м. и 9,2 кв. м., кухни 7,9 кв. м. с печным отоплением. Квартира № 2 общей площадью 32,5 кв. м., жилой площадью 24,4 кв. м., состоит из двух жилых комнат площадью 15,4 кв. м. и 9 кв. м., кухни 8,1 кв. м. с печным отоплением. Квартира № 3 общей площадью 32,8 кв. м., жилой площадью 24,9 кв. м., состоит из двух жилых комнат площадью 15,7 кв. м. и 9,2 кв. м., кухни 7,9 кв. м. с печным отоплением. Квартира № 4 общей площадью 32,9 кв. м., жилой площадью 24,9 кв. м., состоит из двух жилых комнат площадью 15,9 кв. м. и 9 кв. м., кухни 8 кв. м. с печным отоплением. Постановлением главы администрации г. Щекино и Щекинского района № 9-931 от 14.09.2001 года жилой <адрес> признан ветхим, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Решением Щекинского районного суда от 22.02.2011 года, вступившим в законную силу, за истцами признано право пользования квартирой <адрес> общей площадью 130,7 кв. м., в том числе жилой – 98,8 кв. м. Согласно Закону Тульской области № 842-ЗТО от 3.07.2007 года «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Щёкинский район, между муниципальным образованием в его границах поселениями» в приложении № 2 к Закону МО Ломинцевское Щёкинского района передана <адрес> общей площадью 130,7 кв. м. Согласно поквартирной карточке, выписки из домовой книги, выданной 16.12.2010 года ЗАО ЛЖЭУ в <адрес> зарегистрированы наниматель Пикулова Т. В. с ДД.ММ.ГГГГ и член семьи Пикулов В. В. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. Выписка из лицевого счета по квартирной плате и коммунальным услугам, составленная ЗАО ЛЖЭУ, содержит сведения о том, что вышеуказанная квартира имеет жилую площадь – 98,8 кв. м, общую площадь – 130,7 кв.м. Согласно документам жилищного дела и протокола № 4 заседания постоянной общественной комиссии Щёкинского городского Совета народных депутатов от 1996 года семья Пикулова В. В. включена в список первоочередного предоставления жилья, как проживающая в ветхом доме. Из ответов администрации г. Щёкино и Щёкинского района от 04.10.2004 года № ЛП-П-267 и № П-584/0 от 26.05.2005 года, письма главы администрации МО Щекинского района № ЛС-П-60 от 3.05.2006 года следует, что <адрес> включен в списки ветхого жилого фонда. Переселение планируется в соответствии с областной целевой программой «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Тульской области». Судом достоверно установлено, что истцам до настоящего времени не предоставлено жильё по договору социального найма, они по-прежнему проживают и зарегистрированы в доме, признанном непригодным для проживания. Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Часть 2 той же правовой нормы гласит, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Разрешая требования истцов о предоставлении им квартиры в доме-новостройке, суд принимает во внимание следующее. Основаниями для разработки муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Щёкинском районе на 2009 год» явились Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановление администрации Тульской области № 102 от 04.03.2008 г. «О реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Поэтому данная муниципальная программа была принята в целях реализации постановления Тульской области от 24.09.2008 г. № 588 «Об утверждении Областной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2011 годы», постановления администрации Тульской области № 150 от 28.03.2008 г. «Об утверждении Положения о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде». Постановлением администрации Тульской области от 28.03.2008 г. № 150 (действующим в редакции Постановления администрации Тульской области от 09.04.2009 г. № 216) в целях реализации Постановления администрации Тульской области № 588 от 24.09.2008 «Об утверждении Областной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2011 года» утверждено Положение о порядке переселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде. В соответствии с п.2 данного Положения основанием для переселения граждан из жилого дома в рамках Программы является правовой акт органа местного самоуправления Тульской области о признании его по состоянию на 01.01.2002 г. непригодным для постоянного проживания в установленном порядке; согласно п.3 Положения - очередность предоставления благоустроенного жилья гражданам, проживающим в жилых помещениях по договорам социального найма, определяется очередностью отселения жилого дома, в котором они проживают, установленной муниципальной программой; в соответствии с п.4 вышеуказанного Положения в рамках Программы гражданам могут быть предоставлены жилые помещения: а) освободившиеся в результате прекращения предыдущего договора найма; б) полученные муниципальным образованием Тульской области от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка, подключения к инженерной инфраструктуре; в) приобретенные на вторичном рынке недвижимости; г) построенные за счет средств бюджетов различных уровней в качестве социального жилья; в соответствии с п.8 Положения предоставляемое в рамках Программы гражданам жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади жилому помещению, занимаемому ими на 01.01.2002 г. Указанный жилой дом-новостройка, который возводится в рамках долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 годы», в настоящее время не сдан в эксплуатацию. Сведений о других домах-новостройках, имеющихся на территории Щёкинского района, стороны в процессе рассмотрения данного дела суду не представили. Принимая во внимание указанное выше, суд считает, что истцам подлежит предоставлению жилое помещение, соответствующее положениям ст.ст. 86-89 ЖК РФ. Конкретного нормативного документа, содержащего предписание о сносе ветхого жилого дома <адрес> ни администрацией МО Ломинцевское, ни администрацией МО Щёкинский район не принималось, поэтому при разрешении заявленных споров следует руководствоваться положениями ст. 87 ЖК РФ. В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Согласно Положению о порядке признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации № 552 от 04.09.2003 г., непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения), находящиеся в аварийном состоянии. Находясь в жилом доме, признанном в установленном законном порядке аварийным, квартира, которую занимают истцы по договору социального найма, является непригодной для проживания. В соответствии с ч.1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцам должно быть предоставлено в МО Ломинцевское Щёкинского района благоустроенное жилое помещение по договору социального найма применительно к условиям данного населённого пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Жилое помещение истцам в связи с их переселением из ветхого жилого фонда подлежит предоставлению администрацией МО Ломинцевское Щёкинского района Тульской области. При этом суд исходит из того, что администрация МО Ломинцевское Щёкинского района в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и постановлением главы администрации Щёкинского района от 20.03.2007 года № 3-233 уполномочена на решение вопросов о предоставлении гражданам свободных муниципальных жилых помещений. Тем же постановлением (с учётом дополнения, внесённого постановлением главы от 11.05.2007 года № 5-548) наймодателем определены соответствующие администрации органов местного самоуправления с правом передачи функций наймодателя муниципальному предприятию, обслуживающему жилищный фонд. А потому применительно к жилищному фонду пос. шахты 21, находящемуся в муниципальной собственности МО Ломинцевское, такой администрацией является администрация МО Ломинцевское. В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации). Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Из толкования положений статьи 89 ЖК Российской Федерации следует, что предоставление гражданам равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. Таким образом, исходя из требований вышеприведенной нормы статьи 89 ЖК РФ, суд приходит к выводу, что истцов при переселении их из ветхого жилого помещения надлежит обеспечить благоустроенной применительно к условиям населённого пункта по договору социального найма равнозначной площади ранее занимаемого жилого помещения, общей площадью не менее 130,7 кв. м, отвечающей установленным требованиям и находящейся в черте МО Ломинцевское Щекинского района Тульской области. Удовлетворяя исковые требования, суд учитывает отсутствие у истцов прав на иные жилые помещения, в том числе принадлежащих на праве собственности. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковые требования Пикулова В.В., Пикуловой Т.В. о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования Ломинцевское Щёкинского района Тульской области предоставить Пикулову В.В., Пикуловой Т.В. взамен занимаемой ими <адрес>, являющейся непригодным для проживания жилым помещением, другое благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение по договору социального найма равнозначной площади ранее занимаемого жилого помещения, общей площадью не менее 130,7 кв. м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта – МО Ломинцевское Щёкинского района. Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Щекинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения в окончательной форме. В окончательной форме решение изготовлено 30.08.2011 года. Судья-