решение о признани свидетельства о праве на наследство недействительным.- Серегин.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2011 года г.Щекино Тульской области

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Тюриной О.А.,

при секретаре Алехиной О.Ю.,

с участием истца Серегина В.И.,

доверенного лица истца Серегина В.И.–Михайловой Н.А., выступающей по доверенности от 05.07.2011 года, удостоверенной нотариусом г. Москвы Ястребовым А.В. и зарегистрированной в реестре за № 6599,

ответчика Магукиной А.П.,

доверенного лица ответчика Магукиной А.П.–Зиновьевой Г.А., выступающей по доверенности от 02.11.2010 года, удостоверенной нотариусом Щекинского нотариального округа Вытеговой В.В. и зарегистрированной в реестре за № 10305,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Щекинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2-2001 (2011) по иску Серегина В.И. к Магукиной А.П., нотариусу Тепло-Огаревского нотариального округа Тульской области Подловилиной М.И. о признании свидетельства о праве на наследство недействительным, обязании выдать свидетельство о праве на наследство,

установил:

Серегин В.И. обратился в суд с иском к Магукиной А.П. о признании свидетельства о праве на наследство недействительным, обязании выдать свидетельство о праве на наследство и истребовании из незаконного владения денежных средств, указывая на то, что 25 июля 2002 года умерла С.Т.П., приходящаяся ему матерью. 29 декабря 1995 года С.Т.П. было совершено завещание в отношении недвижимого имущества в пользу сестры Магукиной А.П. Помимо недвижимого имущества С.Т.П. на день ее смерти принадлежало два денежных вклада, хранящихся в Ефремовском ОСБ , относительно которых она никаких распорядительных действий не совершала. Вместе с тем, в рамках заведенного наследственного дела к имуществу умершей С.Т.П., 31.03.2004 года нотариусом Подловилиной М.И. было выдано свидетельство о праве на наследство на указанные вклады. Ему в выдаче такого свидетельства было отказано. Ссылаясь на то, что в отношении указанных вкладов никакого завещательного распоряжения С.Т.П. сделано не было, он является единственным наследником по закону первой очереди к имуществу умершей матери, просил признать свидетельство о праве на наследство, выданное Магукиной А.П. на денежные вклады, недействительным, обязать нотариуса Подловилину М.И. выдать ему свидетельство о праве на наследство в отношении денежных вкладов, истребовать из незаконного владения Магукиной А.П. всю сумму денежных средств, находившихся на обоих счетах, причитающихся ему денежных вкладов.

Определением судьи от 25 июля 2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена нотариус Тепло-Огаревского нотариального округа Тульской области Подловилина М.И., из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, исключена.

Определением суда от 07.09.2011 года производство по делу в части требований к Магукиной А.П. об истребовании из незаконного владения Магукиной А.П. всей суммы денежных средств, находившихся на обоих счетах, причитающихся ему денежных средств, прекращено в связи с отказом истца Серегина В.И. от исковых требований в этой части и принятием отказа судом.

В судебном заседании истец Серегин В.И. исковые требования поддержал, при этом пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать-С.Т.П. 29.12.1995 года С.Т.П. было составлено завещание в отношении недвижимого имущества в пользу ее сестры Магукиной А.П. Нотариусом Подловилиной М.И. было открыто наследственное дело и Магукиной А.П. выдано свидетельство о праве на наследство- на дом, земельный участок и пай, указанные в завещании. Матери принадлежало два денежных вклада, хранящихся в Ефремовском ОСБ, со слов дочери ему стало известно, что сумма вклада составляла 120000 рублей. В оспариваемом завещании распоряжений относительно вкладов мать не делала, однако, в 2010 году он узнал, что свидетельство о праве на наследство в отношении вкладов также было выдано Магукиной А.П. При его обращении к нотариусу ему в выдаче свидетельства о праве на наследство на указанные вклады по непонятным причинам было отказано. Только весной 2010 года при посещении его адвокатом нотариуса Подловилиной М.И. ему стало известно, что на счете его матери имеются денежные вклады, которые она завещала ему. Просил признать свидетельство о праве на наследство, выданное Магукиной А.П. на денежные вклады, недействительным, обязать нотариуса Подловилину М.И. выдать ему свидетельство о праве на наследство в отношении денежных вкладов.

Доверенное лицо истца Серегина В.И.–Михайлова Н.А. исковые требования Серегина В.И. поддержала, просила их удовлетворить.

Ответчик Магукина А.П. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала, пояснила, что после смерти сестры С.Т.П. она по завещанию, составленному в ее пользу сестрой, в 2004 году вступила в наследство на недвижимое имущество. Нотариусом Подловилиной М.И. ей было выдано два свидетельства на право на наследство: одно в отношении недвижимого имущества, второе – в отношении денежных вкладов Магукиной А.П., хранящихся в Ефремовском ОСБ. В связи с наличием указанных вкладов, в 2004 году ей было получено 6000 рублей - на ритуальные услуги, которые через сестру Любовь она передала Серегину В.И. В 2010 году ею была получена компенсация по указанным вкладам- 20000 рублей, которые она также передала Серегину В.И. непосредственно в помещении Сбербанка, куда он был ею приглашен, чтобы развеять его сомнения, по поводу того, что она передала ему не все деньги.

Доверенное лицо ответчика Магукиной А.П.–Зиновьева Г.А. в судебном заседании против удовлетворения заявленных Серегиным В.И. требований не возражала, пояснила, что сестра Магукиной А.П. С.Т.П. в 1995 году составила на ее имя завещание. В 2002 году С.Т.П. умерла. В шестимесячный срок ее доверитель обратилась с заявлением о принятии наследства. Нотариусом Подловилиной М.И. Магукиной А.П. было выдано два свидетельства на право на наследство: одно в отношении недвижимого имущества, второе – в отношении денежных вкладов Магукиной А.П. хранящихся в Ефремовском ОСБ. в 2004 году Магукина А.П. получила в Банке ритуальные деньги- 6000 рублей, которые передала Серегину В.И. В 2010 году истец стал упрекать Магукину А.П. о том, что она сняла со счета матери 120 000 рублей и присвоила себе. В связи с этим ее доверительница стала выяснять этот вопрос: обратилась с заявлением в Банк по поводу информации о размере денег на указанных вкладах. 06.04.2010 году Магукиной А.П. была получена компенсация по вкладам- 20000 рублей, которую она также передала истцу; никаких денежных средств себе она не получала. В связи с тем, что нотариус при выдаче свидетельства на денежные вклады допустил ошибку, выдав свидетельство Магукиной Т.П., она не возражает против удовлетворения требований истца в части выдачи свидетельства на его имя.

Ответчик нотариус Тепло-Огаревского нотариального округа Тульской области Подловилина М.И. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом – телеграммой с уведомлением. Причина неявки суду не известна.

В соответствии со ст.167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав объяснения истца Серегина В.И., доверенного лица истца Серегина В.И.–Михайловой Н.А., ответчика Магукину А.П., доверенное лицо ответчика Магукиной А.П.–Зиновьеву Г.А., исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно свидетельству о смерти серии I-БО , выданному 30.07.2002 года Больше- Огаревской сельской администрацией Тепло-Огаревского района Тульской области С.Т.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.

В соответствии с п.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно п.п.1,2 ст.1152 ГК Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Из сообщения нотариуса Тепло-Огаревского нотариального округа Тульской области Подловилиной М.И. за № 134 от 10.08.2011 года следует, что наследником по завещанию к имуществу С.Т.П., принявшим наследство, является Магукина А.П.

Из материалов наследственного дела № 180-02 за 2002 год к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ С.Т.П., усматривается, что согласно завещанию от 29.12.1995 года, удостоверенному главой Больше- Огаревской сельской администрации, в состав наследственного имущества, которым С.Т.П. распорядилась в пользу Магукиной А.П., входит земельный участок площадью 10 га и жилой дом, расположенные по адресу: Тульская область, Тепло-Огаревкский район, д. Ионовка. Свидетельство о праве на наследство в отношении указанного имущества выдано Магукиной А.П. 14.07.2006 года нотариусом Тепло-Огаревского нотариального округа Тульской области Подловилиной М.И.

В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию или закону.

В силу п.1 ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Тот факт, что Серегин В.И. приходится сыном С.Т.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ, установлен судом из свидетельства о рождении I-ШЗ , выданного 09.05.1958 года Богаревским сельским советом Тепло-Огаревского района Тульской области.

Судом установлено из сообщения заместителя управляющего Ефремовским ОСБ Д.С.И., адресованного нотариусу Тепло-Огаревского нотариального округа Тульской области Подловилиной М.И., что в филиале имеются вклады на имя С.Т.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ: счет (570(06)) открыт 07.02.1974 года, остаток по счету составляет 46 руб. 56 коп.; счет (05745) открыт 01.03.1991 года, остаток по счету составляет 79 руб. 41 коп. Указанные вклады 24.11.1983 года завещаны Серегину В.И..

В силу ст. 8.1 Федерального закона от 26.11.2001 года № 147-ФЗ «О введение в действие части третьей ГК Российской Федерации» если до введения в действие части третьей Кодекса вкладчиком в соответствии со статьей 561 ГК РСФСР было сделано распоряжение о выдаче вклада в случае своей смерти, находящиеся на данном вкладе денежные средства не входят в соcтав наследственного имущества и на порядок и условия их выдачи не распространяются нормы раздела V «Наследственное право» части третьей Кодекса. В случае смерти вкладчика выдача таких денежных средств лицу, указанному в распоряжении осуществляется Банком на основании документов, удостоверяющих факт смерти вкладчика.

Судом установлено, что 31.03.2004 года нотариусом Тепло-Огаревского нотариального округа Тульской области Подловилиной М.И. было выдано Магукиной А.П. свидетельство о праве на наследство на компенсации, хранящиеся в Ефремовском филиале ОСБ по счетам: (), зарегистрированное в реестре за .

Согласно сообщению Центра сопровождения клиентских операций управления поддержки клиентов Среднерусского банка ОАО «Сбербанк России» за № 46/03/01-801 от 18.08.2011 года, на имя С.Т.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в отделении Сбербанка 2639/074 находятся закрытые счета, подлежащие компенсации по вкладам: остаток вклада по которому на 20.06.1991 года составил 7350,90 руб., остаток вклада по которому на 20.06.1991 года составил 2660 руб.; указанные счета закрыты 23.09.2004 года Магукиной А.П. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2010 года № 1171 наследникам вкладчика положена выплата компенсации в размере остатка вклада на 20.06.1991 года. Компенсация на оплату ритуальных услуг выплачена 23.09.2004 года Магукиной А.П.

Из материалов дела усматривается, что распоряжение о выдаче вкладов в случае своей смерти С.Т.П. в пользу Серегина В.И. было сделано до введения в действие части третьей Гражданского Кодекса Российской Федерации, в связи с чем, на него распространяются правила, установленные ст.8.1 вышеназванного закона.

Поддерживая заявленные Серегиным В.И. требования доверенное лицо истца Серегина В.И.–Михайлова Н.А. пояснила, что в ответе из отделения Сбербанка имеются сведения о том, что на имя С.Т.П. имеются два денежных вклада, которые завещаны Серегину В.И. Однако нотариусом Подловилиной М.И. ошибочно выдано свидетельство о праве на наследство в отношении указанных денежных вкладов Магукиной А.П. При этом, она и ее доверитель, подтверждают тот факт, что Магукина А.П. от неизвестной им суммы указанных вкладов добровольно передала Серегину В.И. 26000 рублей.

В соответствии со ст.561 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2002 года, граждане, имеющие вклады в государственных трудовых сберегательных кассах или в Государственном банке СССР, имеют право сделать распоряжение сберегательной кассе или банку о выдаче вклада в случае своей смерти любому лицу или государству.

В этих случаях вклад не входит в состав наследственного имущества и на него не распространяются правила настоящего раздела.

Таким образом, свидетельство о праве на наследство на денежные вклады на имя Магукиной А.П. было выдано нотариусом Тепло-Огаревского нотариального округа Тульской области Подловилиной М.И. в нарушение законодательства, поскольку на них С.Т.П. было сделано завещательное распоряжение в пользу Серегина В.И., в связи с чем исковые требования Серегина В.И. о признании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданное нотариусом Тепло-Огаревского нотариального округа Тульской области Подловилиной М.И. 31 марта 2004 года Магукиной А.П. на денежные вклады, хранящиеся в Евремовском филиале ОСБ , принадлежащие С.Т.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ, недействительным подлежат удовлетворению.

Разрешая требования истца в части обязания нотариуса Тепло-Огаревского нотариального округа Тульской области Подловилиной М.И. выдать ему свидетельство о праве на наследство на денежные вклады, оставшиеся после смерти его матери С.Т.П., суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку на данные вклады вкладчиком С.Т.П. в соответствии со ст.561 Гражданского кодекса РСФСР было сделано распоряжение о выдаче вклада в случае своей смерти, в связи с чем находящиеся на данном вкладе денежные средства не входят в состав наследственного имущества и на порядок и условия их выдачи нормы раздела V «Наследственное право» не распространяются. В случае смерти вкладчика выдача завещанных денежных средств лицу, указанному в распоряжении осуществляется Банком на основании документов, удостоверяющих факт смерти вкладчика, и не требует предъявления свидетельства о праве на наследство.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Серегина В.И. удовлетворить частично.

признать свидетельство о праве на наследство по завещанию, выданное нотариусом Тепло-Огаревского нотариального округа Тульской области Подловилиной М.И. 31 марта 2004 года Магукиной А.П. на денежные вклады, хранящиеся в Евремовском филиале ОСБ , принадлежащие С.Т.П., умершей ДД.ММ.ГГГГ, недействительным.

В удовлетворении исковых требований Серегина В.И. об обязании нотариуса Тепло-Огаревского нотариального округа Тульской области Подловилиной М.И. выдать свидетельство о праве на наследство на денежные вклады отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Щекинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.09.2011 года.

Судья: