РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 августа 2011 года п. Теплое Тульской области Щёкинский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Кузнецовой Е.В., при секретаре Корякиной Т.А., с участием процессуального истца – заместителя прокурора Тепло-Огаревского района Гамкрелидзе Г.С., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Щёкинского районного суда Тульской области гражданское дело № 2-1670/2011 по иску прокурора Тепло-Огаревского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области, администрации МО Тепло-Огаревский район Тульской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области о признании незаконным бездействия администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет гидротехнических сооружений, о возложении обязанности обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы о постановке на учет гидротехнических сооружений, установил: прокурор Тепло-Огаревского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области о признании незаконным бездействия администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет гидротехнического сооружения, о возложении обязанности обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы о постановке на учет гидротехнического сооружения. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Тепло-Огаревского района, было установлено, что на территории МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области имеются гидротехнические сооружения, которые не имеют собственника, правоустанавливающие документы на данные объекты отсутствуют. Гидротехнические сооружения – каскада из двух прудов (плотины, водосбросы) являются объектами, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, то есть это – недвижимое имущество. Указанные ГТС на балансе администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области не состоят, муниципальной собственностью не являются. Каких-либо действенных мер со стороны администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области по постановке на учет данного бесхозяйного объекта не принято, ремонтные работы указанного ГТС администрацией данного муниципального образования не проводятся, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций локального характера. На основании вышеизложенного прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - гидротехнического сооружения каскада из двух прудов на реке К. Определением суда от 26.07.2011 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация МО Тепло-Огаревский район, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Приокское управление Ростехнадзора и Отдел водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского бассейнового водного управления. В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Тепло-Огаревского района Гамкрелидзе Г.С. исковые требования поддержал с учетом уточнения, представленного в письменном виде, просил признать незаконным бездействие администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: гидротехнических сооружений каскада из двух прудов на реке <адрес> и возложить на администрацию МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области обязанность обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи: гидротехнических сооружений – плотин водрсборов – каскада из двух прудов, расположенных в <адрес> на реке <адрес> в срок до 01.12.2001 года. Представители ответчиков - администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области, администрации МО Тепло-Огаревский район Тульской области в судебное заседание не явились, письменно просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Приокского Управления Ростехнадзора) по доверенности Челенко В.Г. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования просил удовлетворить. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдела водных ресурсов по Тульской области Московско-Окского бассейнового водного управления по доверенности Аносов Н.П. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования просил удовлетворить. В соответствие с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В силу статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. В соответствии с п. 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской к вопросам местного значения поселения относятся, а том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения. Предъявляя в суд рассматриваемый иск, прокурор Тепло-Огаревского района указывает, что опасность создания аварийных ситуаций на территории МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области имеет в себе бесхозяйные гидротехнические сооружения ввиду отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием. Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Согласно сообщению Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области от 09.11.2010 года № 33-01-14/8280 гидротехнических сооружения, расположенных на территории Тепло-Огаревского района Тульской области, в реестре имущества Тульской области нет. Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области от 10.11.2010 г. № 71-18/10256 объекты недвижимого имущества - гидротехнические сооружения, расположенные на территории Тепло-Огаревского района в реестре федерального имущества по Тульской области не значатся. Записей о зарегистрированных правах на этот объект недвижимости нет в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (сообщением Щёкинского отдела Управления Росреестра по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № данное обстоятельство подтверждено). По данным ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» (согласно сообщению данного органа от 10.11.2010 г. № 01-08/584), сведений о зарегистрированных правах на указанное гидротехническое сооружение нет. Содержание всех вышеуказанных документов в совокупности говорит о том, что гидротехнические сооружения в виде каскада из двух прудов на реке <адрес> по смыслу вышеприведенной нормы ч.1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются бесхозяйными вещами. Согласно ч.1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Актом проверки от 24.05.2011 года, составленным комиссией в составе помощника прокурора Тепло-Огаревского района Зубаревой Т.С., государственного инспектора Приокского управления Ростехнадзора Киселева О.Ю., ведущего специалиста- эксперта МОБВУ по Тульской области Аносова Н.П., в присутствии заведующего отделом сельского хозяйства и охраны окружающей среды Евстратова А.А., подтверждено существование в административных границах МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области на момент рассмотрения дела недвижимых (так как они удовлетворяют требованиям вышеуказанной ч.1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации) вещей в виде гидротехнических сооружений (поскольку характеристики этих объектов подходят под понятие гидротехнических сооружений, данное в статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений») в виде каскада из двух прудов пруда на реке <адрес> Отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечет неисполнение предусмотренных вышеприведенной нормой статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Согласно ч.3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Из прямого толкования данной нормы закона следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества, согласно п. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580, осуществляют территориальные органы Федеральной регистрационной службы – в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Пунктом 5 данного Положения предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. Данное положение нормативно-правового акта носит императивный характер, то есть предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления. По смыслу действующего законодательства, постановка на учет в регистрирующем органе бесхозяйного недвижимого имущества является первым и необходимым этапом на пути закрепления данного имущества в собственности конкретного субъекта правоотношений и исполнения обязанности собственника по надлежащему содержанию и управлению имуществом, что, в свою очередь, когда речь идет о гидротехнических сооружениях (в отношении которых законодательно установлены требования по обеспечению их безопасности), позволит предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, могущих повлечь человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Поэтому исковые требования прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: исковое заявление прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области в части непринятия мер по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: гидротехнических сооружений – плотин водосбросов – каскада из двух прудов, расположенных в н.п. Введенка Тепло-Огаревского района на реке К. Возложить на администрацию МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района Тульской области обязанность обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: гидротехнических сооружений – плотин водосбросов – каскада из двух прудов, расположенных в н<адрес> в срок до 01.12.2011 года. Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Щёкинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято судом 2 сентября 2011 года. Судья: